Экологическое
воспитание средствами музыки
Сценарий
урока музыки в 7 классе по
теме «Музыкальная драматургия»
«Как все
взаимосвязано в природе, разумно и
неразделимо»
- Мурашова Зинаида Борисовна ,
- учитель музыки школы № 21
- г. Ярославля.
Художественно-педагогическая
идея:
- «Я вижу, как, из чего и почему
происходит то, что зовется
жизнью природы, но я не знаю,
зачем это происходит. Я человек
и не могу чувствовать себя
спокойно и уверенно, пока не
знаю, зачем я родился, зачем я
нужен этому миру и почему мне
так неистребимо хочется жить .»
- Тит Лукреций, философ, поэт (1
век до нашей эры).
- «Род проходит, и род приходит,
- а земля пребывает во веки.
- Восходит солнце, и заходит
солнце,
- И спешит к месту своему, где оно
восходит.
- Идет ветер к югу и переходит
- к северу, кружится, кружится
- на ходу своем и возвращается
- ветер на круги свои.
- Все реки текут в море,
- но море не переполняется:
- к тому месту, откуда реки текут,
- они возвращаются, чтобы опять
течь.
- Библия. Книга Екклесиаста. (1033 г. до н.э.)
На протяжении всего урока
акцентировать внимание
учащихся на мысли: «Как все взаимосвязанно в
природе, разумно и
неразделимо».
ЛИТЕРАТУРА:
- 1. Творческая работа учителя
географии ср. школы № 21 г.
Ярославля О. А. Грак
- 2. «Об экологическом
состоянии природной среды
Ярославской области»
Ярославль, 1993 г.
- 3. Сборник «Музыка и поэзия»
- 4. «Экологическое образование
учащихся в обучении географии»
Т. В. Кучер М., Просвещение, 1995 г.
- 5. «Добротолюбие» Горюнова Л.
В. М., 1994 г. Изд. «. Жизнь,
творчество, детство»
Ход урока:
- Звучит музыка Дебюсси
«Лунный свет» в фортепианном
исполнении в грамзаписи без
предварительных комментариев
и без сообщения названия
произведения.
- Беседа о том, чья это музыка,
какова эта музыка, какие
музыкально-художественные
образы она воссоздает, какое
настроение вызывает у
слушателей, какими средствами
выразительности композитор
воздействует - на слушателей, о
чем эта музыка. После разговора
о красоте лунной ночи,
выраженной в музыке
композитора - импрессиониста,
продолжить беседу о красоте
окружающего мира, об отношении
жителей микрорайона к красоте
протекающей по городу речки
Дунайки, о людях, загрязняющих
ее. Предложить ребятам всем
классом заняться очисткой ее
берегов.
Вопросы учащимся:
-Как вы думаете, все люди видят красоту окружающего мира?
-Можно научить человека любить природу?
Через беседу по этим и другим
вопросам необходимо прийти к
выводу о том, что человек способен
осознанно сохранять здоровой свою
среду обитания, выполняя
экологические обязанности только
при личной заинтересованности, а
это знач ит, что необходимо
направлять внимание всех людей к
проблемам экологической
грамотности, экологического
воспитания.
- В исполнении учащихся звучит
третий куплет ранее разученной
песни «А тайны рядом» о загадках и
тайнах Природы
Вопросы учащимся:
-Что такое природа?
-Что такое окружающая
среда?
-Что значит загрязнение
окружающей среды?
-Назвать ближайшие
предприятия, которые
загрязняют природу, своими
сбросами и выбросами
отходов производства
портят красоту и чистоту
вод Дунайки и главной реки
России Волги.
- Подвести учащихся к выводу о
том, что очень часто человек
только вдали от малой Родины,
находясь в океане, в космосе,
может испытать подлинную
любовь к родному краю. Привлечь
к беседе по этим вопросам
учащихся со слабой учебной
подготовкой и потенциальных
загрязнителей.
- Завершить разговор
исполнением 2 и 3 куплета песни
«Я вернусь к тебе, Россия».
- Кратко осветить сложность и
тревожнос ть экологической
обстановки в современном мире,
в России и эмоционально
закрепить эту тревогу
исполнением песни «Родные
места».
Домашнее задание учащимся:
Те чувства, настроения и
мысли, которые возникли во
время разговора, выразить в
сочинении или в стихах и
назвать их «Я-человек».
- Разговоры о четырех
компонентах природы: воде,
земле, воздухе, огне.
- Чтение учеником стих. Н.
Жоговолева «Берегите лес».
Как все взаимосвязано в
природе, разумно и неразделимо !
Вот ландыши: они не в поле
бродят,
А с тенью лип нерасторжимы
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги,
И свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Срубите лес-и, как в безлунной
бездне,
Все-все-до муравьиной кучи,
До ежика, до
светлячка-исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят
тучи...
Храните лес, чтоб эхо в нем
гудело,
Чтоб в ручеек Аленушка глядела.
ВЫВОД: Искусство - великая
сила, способная заставить
человека любить, тревожиться,
страдать, посмотреть на себя и
на дела свои обновленными
эстетическими чувствами
глазами.
- Музыкальным
продолжением этой мысли и
разговора о лесе- слушание в
грамзаписи «Детской симфонии»
И. Гайдна.
- Музыкально-художественный
образ природы, отраженный в
симфонии Гайдна, выразить
через стихотворение Е.
Пяткиной «Лесная увертюра»
О теплых днях весны, о щедрых
днях
Звучит многоголосие увертюры,
Звенит вода в ручьях, трещат
остатки льда,
Выводит зяблик трель
колоратуры.
Гудит гусиный клин, тревожа
неба синь,
И будорожат лес синицы, не
смолкая.
Курлычут журавли . Один... Еще
один...
И сердце дрогнуло ликуя и
страдая,
Мелодия весны... В ней удальство
и грусть.
Поет моя мечта над рощей
пролетая.
Как ты прекрасна, песенная
Русь,
В неброский день распахнутого
мая!
Краткий комментарий учителя.
Беда, если
наступит такое время, когда
только в произведениях
искусства мы сможем услышать
голоса природы.
Вопросы учащимся;
-Вы любите туризм?
-Чем занимаются туристы в лесу?
(любуются природой, наблюдают
за жизнью леса, поют у
костра.-, и иногда, оставляют
его непотушенным).
- Исполнение «Туристкой песни»
из оперы Молчанова "А зори
здесь тихие».
Разговор о стихии огня:
-может костер принести вред
лесу?
-какие меры предосторожности
должны выполнять туристы?
-что значит огонь
созидательный и огонь
разрушительный?
-можно ли считать огонь войны,
особенно ядерной,
экологической катастрофой?
- Ответ на последний вопрос -
исполнение песни А. Пахмутовой
«Пока не поздно».
- Чтение учеником последнего
куплета песни - тихая клятва
готовности спасти природу,
пока не поздно.
- Заключительная беседа о роли
искусства в экологическом
воспитании: -влияет ли
искусство на поведение
человека в различных
ситуациях? -существует ли
проблема экологии искусства?
Два примера:
-антимузыка-диск
«Ленинградский рокклуб»
- «Завалинка»-исполнение
чистой, лиричной, мажорной
песни, содержание которой
близко человеку и природе.
- Совместный поиск ответов на
вопросы:
- как приобщить человека к
заботливому отношению к
природе?
- как привить ему любовь к
Земле-дому человечества?
- Музыкальный эпилог урока-исполнение песни
«Глобус».
Мысли к уроку:
- «Я сорвал цветок - и он завял.
Я поймал жука - и он умер у меня
на ладони. И тогда я понял, что
прикоснуться к Красоте можно
только сердцем» (П. Гвездослов).
- Природа - это жизненная
среда человека, который связан
с ней тысячами незримых нитей.
Природа - это чистый воздух и
водоемы прозрачной воды,
зеленый лес и щебет птиц, полет
шмеля и многое другое.
- Любовь к Родине немыслима
без любви и бережного
отношения к природе.
Человек - это составная часть
природы. Он не может
существовать без солнечного
света, почвы, воды, минеральных
веществ, растений, животных.
Попадая в другую среду (космос;
глубины океана), человек
вынужден создавать себе
условия, которые окружают его
на земле, а иначе ему грозит
гибель.
- Загрязнение окружающей
среды - это поступление в нее
вредных веществ, могущих
нанести ущерб здоров ью
человека, природе,
растительному и животному миру
или стать помехой в той или
иной человеческой
деятельности.
.- Экологическая ситуация в
современном мире оказывается
тревожной не только потому, что
все осознанней человечество
воспринимает возможнос ть
катастрофических нарушений
экологического равновесия, но
и потому, что выход из
сложившейся ситуации требует
существенных социальных и
экономических преобразований,
колоссальных
капиталовложений,
положительных решений многих
военно-политических вопросов,
объединения усилий всего
человечества.
- Только с помощью научных
знаний и экологического
воспитания можно изменить
сложившиеся у людей на
протяжении многих веков
представления о
неисчерпаемости богатств
природы.
На предыдущую страницу