Тема 9. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

1. Противоборство светской и религиозной тенденций в русской культуре, а также специфика развития фольклорных традиций. Запрет на скоморошьи игры (1648 г.) как реакция на развитие народной сатирической драмы типа “Лодки”. Усиление светских тенденций в музыкальной культуре; песни вольницы, канты как исток будущего городского романса, сохранение жанра псальма в его религиозно-лирическом качестве. Развитие многоголосия в камерно-вокальных жанрах. Усиление декоративных моментов в храмовом зодчестве (церковь Покрова в Филях); рост значения гражданской архитектуры: сочетание традиций национального зодчества и элементов итальянских городских сооружений в наиболее значительном архитектурном памятнике—Теремном дворце Московского Кремля. Проникновение исторических и бытовых эпизодов во фресковую живопись (церковь Ильи Пророка в Ярославле). Теоретические позиции и живописный опыт С. Ушакова—портретные изображения в иконописи, тонкость светописи, решение линейной перспективы. Появление парсуны как специфического жанра русской живописи. Нравственные, социальные, бытовые проблемы в русской прозе XVI в, Стихи и драмы С. Полоцкого как воплощение синтеза светской и церковной культуры; создание в России “школьного театра”—прообраза профессионального театра, основанного на принципах литературной драмы.

2. Проникновение культурного опыта Западной Европы в русскую культуру—архитектуру, театр. Создание первого придворного театра в немецких традициях, но с использованием библейских и житийных сюжетов. Промежуточное качество русской культуры XVII века как переходной от религиозных и фольклорных основ к основам профессиональным, ориентированным на европейскую традицию. Особенности прогрессирующего развития русской культуры, вступающей в ситуацию интеграции в культуру общеевропейскую.

ЛИТЕРАТУРА

   Соответствующие разделы изданий, указанных для изучения предыдущей темы.