Тема 10. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Эпоха Просвещения — период философского и эстетического самоутверждения третьего сословия. Емкость эстетического идеала Просвещения—“естественного человека” как явления вне жестких социальных и национальных рамок. Общечеловеческие аспекты культуры Просвещения и ее ориентации на многогранную человеческую личность. “Снижение” эстетического идеала Просвещения по сравнению с классицистским; обращение художников к жизни современника, . к нравственно-философским проблемам бытия в их непосредственно-актуальном преломлении. Своеобразие “выхода” мировой культуры из системы классицизма. Стиль рококо как отражение тех же социально-нравственных принципов, что и .в классицизме; уход в изысканную декоративность, в противовес возвышенной гражданской проблематике (живопись. А. Ватто, Ф. Буше). Новое наполнение художественных традиций в музыкальной культуре. Лирический характер и философская глубина музыки И.-С. Баха, основанной на принципах религиозного искусства. Окончательное формирование жанра оперы с характерными для нее мелодическими приемами, речитативами, увертюрами и ансамблями в творчестве Г.-Ф. Генделя и Х.-В. Глюка. Оформление сонатной формы как одного из важнейших классических жанров музыки в творчестве И. Гайдна, обретение светской формы ораториями. Вершина венской классической школы—творчество В.-А. Моцарта; его жанровое многообразие (оперы разных стилей, симфонические и инструментальные произведения); создание нового жанра инструментального концерта. Изысканность стиля, эмоциональная насыщенность, образный строй, выражающий особенности трагически-прекрасной личности. Развитие инструментальных и вокальных жанров во французской музыке; творчество итальянских музыкантов—от камерных инструментальных произведений (А. Вивальди) до создания жанра оперы-буфф (Д.-Б. Перголезе). Окончательный отход от традиций классицизма во французской живописи (Шарден, Фрагонар); воспроизведение быта обыкновенного человека.

2. Социально-критическая и философская направленность культуры эпохи Просвещения. Роль слова как специфического выразительного средства искусства и как инструмента интеллектуального воздействия, инструмента воспитания. Литературно-философские аспекты произведений Вольтера, Руссо, Дидро. Откровенная дидактичность произведений немецкого Просвещения; создание своеобразного жанра “драмы для чтения” в творчестве Г. Лессинга и других авторов. Философское исследование проблемы смысла жизни в трагедии И.-В. Гете “Фауст”; специфика сюжета и композиции трагедии как отражение целей просветителей и буквальных способов достижения их. Четкость политической ориентации и эмоциональная насыщенность драм Ф. Шиллера; сочетание бурного конфликта, ярких характеров с дидактическим посылом (“Разбойники”, “Коварство и любовь”), замена исторической правды утверждением трагического подвига одинокой яркой личности (“Мария Стюарт”, “Дон Карлос”, “Орлеанская дева”). Отход драмы и театра эпохи Просвещения от классицистской чистоты жанра; формирование промежуточных жанров—драмы, мелодрамы, различных вариантов комедии. Социальные аспекты творческого спора комедии аристократической, буквально возрождающей принципы “комедии дель арте”, в творчестве К. Гоцци, и комедии демократической, наполняющей новым личностным содержанием традиционные маски, в творчестве К. Гольдони. Живая театральная игра в сочетании с жесткой социальной нравственной критикой в комедиях П. Бомарше; принципиальное утверждение во французском театре нового типа героя-демократа. Специфические аспекты, сентиментализма как художественного направления эпохи Просвещения в различных странах Европы.

ЛИТЕРАТУРА

Волков И. Творческие методы и художественные системы.—2-е изд.—М., 1989
Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран —М, 1990
Малая история искусств (XVIII в.)