Тема 11. СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА

1. Русская художественная культура первой половины XVIII в. на пути к обретению духовной, эстетической самобытности. Традиции народной драмы и театра в их социально-критическом преломлении—антипетровская драма “Царь Максимильян”. Архаические формы проявления патриотических тенденций (Ф. Прокопович); специфический характер русского классицизма в литературе и театре: замена античных мотивов мотивами национальной истории (В. Тредиаковский, “Димитрий Самозванец” А. Сумарокова). Отражение интересов империи в русской архитектуре, создаваемой на основе западноевропейского барокко и классицизма: Петропавловский собор Д. Трезини, Зимний и Екатерининский дворцы В. Растрелли. Усиление лирической тенденции в портретной живописи (приватные и официальные портреты А. Матвеева, И. Никитина).

2. Бурное развитие национального самосознания через преломление западноевропейских традиций в художественной культуре второй половины XV III века. Рост синтетических тенденций в культуре. Создание национальной оперы (В. Пашкевич, Е. Фомин, Д. Бортнянский); демократизм и лиризм первых русских опер. Учреждение первого профессионального театра на национальной основе, слияние тенденций дворянской и городской культуры в ранний период деятельности труппы Ф. Волкова (Ярославль) и расцвет принципов русского классицизма в краткий петербургский период. Специфика русских крепостных театров. Параллельное развитие в литературе, театре, живописи принципов классицизма (Г. Державин, Я. Княжнин, А. Лосенко) и сентиментализма (Н. Карамзин, В. Лукин, И. Фирсов). Расцвет портретной живописи как отражение роста личностного начала в действительности и в культуре (В. Левицкий, Ф. Рокотов). Сатирическое начало в русской культуре (И. Крылов, В. Капнист). Слияние архаичных и новых, реалистических принципов (Д. Фонвизин, “послеволковское” поколение актеров).

ЛИТЕРАТУРА

Благой Д. История русской литературы XVIII века.—М., 1961
История русского искусства.—М., 1961
Русский драматический театр.—М., 1976.