1. Генезис романтизма. Рождение дисгармонии между личностью и миром, рост трагического мироощущения как предыстория романтизма. Специфика романтизма как стиля (на уровне приемов, сюжетостроения, колористических и интонационных элементов), как направления (на уровне бунтарского, конфликтного мироощущения, исчерпавшего себя к середине XIX века) и как метода с широкой нравственно-философской проблематикой и размытостью временных рамок. Формирование романтического мироощущения в произведениях “позднего” В. Шекспира, у испанских художников и писателей XVII века как выражение ощущения предстоящего взрыва. Опора романтизма в его эволюции на факт существования уникальной человеческой личности, испытывающей социальный или психологический дискомфорт по мере роста ее самосознания. Развитие романтического мироощущения в перспективе XIX и XX веков: проявление его элементов в импрессионизме, символизме, отдельных направлениях XX в. Специфика проявления собственно романтических художественных принципов в культуре XX в. (в частности, в новом виде -искусства—кинематографе). Рождение новых художественных жанров под воздействием романтического мироощущения (эволюция балета).
2. Своеобразие формирования романтического метода под воздействием революции 1789 г. во Франции. Манифест романтизма и преломление его эстетических принципов в творчестве В. Гюго. Жизнеутверждающий пафос французского романтизма в живописи (Э. Делакруа), в литературе (А. Дюма-отец), в актерском искусстве (Ж. Тальма). Трагедия одиночества сильной непонятой личности как следствие уникальных свойств романтика в теории, и практике искусства Англии (Д. Байрон, П. Шелли, театральные интерпретации трагедий В. Шекспира в романтической традиции). Сочетание мотивов протеста и ухода от действительности в мир иллюзии, сказки—музыка Л. Бетховена как предвестника романтизма, литературное творчество Э. Т. Гофмана, театральное творчество Л. Тика, музыка Ф. Шуберта, Р. Шумана (Германия). Своеобразие восточноевропейской романтической традиции как. отражение протеста против угнетения национального самосознания (Ф. Лист, Ф. Шопен, А. Мицкевич, А. Дворжак). Трагическая .окраска романтического мышления; романтический гротеск в творчестве Ф. Гойи. Утверждение балета как специфически обусловленного романтическим мироощущением вида искусства (музыка Ж. Адана, Ф. Делиба, европейский балетный театр).
3. Специфика русского романтизма. Генетическая связь романтического искусства с социально-критическими тенденциями русского классицизма (неоклассицизм В. Озерова). Глубокая национальная, конкретно современная, психологизированная основа романтических произведений. Органическое использование академи. ческих принципов в русской романтической живописи (К. Брюллов, О. Кипренский) и эмоциональная насыщенность русского романтического пейзажа (И. Айвазовский). Актеры-романтики: демократическое происхождение, непримиримость протеста против угнетения духовной свободы, крайняя импульсивность творчества (от П. Мочалова до актеров-гастролеров второй половины XIX в.). Органическое переплетение романтических и реалистических элементов мироощущения в творчестве русских романтиков (А. Пушкин, М. Лермонтов, П. Чайковский).
ЛИТЕРАТУРА
Волков И. Творческие методы и художественные системы.—2-е изд.—М, 1989
Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран.—М.,1990
История русского драматического театра (любое издание, XIX в.)
История зарубежного театра (любое издание, XIX в.)
История русского искусства.—М., 1961
Рассказы о русских актерах.—М., 1989.