Тема 13. ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА

1. Специфика становления реалистического мировосприятия в художественной культуре различных эпох. Дефиниция реализма в ее историческом преломлении: от представлений о буквальности воспроизведения конкретных черт действительности до представлений об обобщенном подходе к фундаментальным жизненным принципам. Отражение этой эволюции в понятиях “первобытный реализм”, “реализм античности”, “средневековый реализм”, “ренессансный реализм”, “просвещенческий реализм”. Элементы типизации как характерное свойство крупнейших художников различных эпох (В. Шекспир и Ж.-Б. Мольер, Д. Веласкес и Рембрандт, Л. Бетховен и П. Чайковский). Гибкость реализма как художественного метода в его эволюции вплоть до конца XX века: неизменность объемного постижения действительности в сочетании с изменяемостью стилевых приемов в разное время и у разных художников.

2. Реалистическое искусство первой половины XIX в. и его взаимодействие с искусством романтическим. Сила предвидения в творчестве классиков реализма (анализ назревавших психологических сдвигов в системе капиталистического производства—тема денег у О. Бальзака и А. Пушкина). Рост сатирических тенденций в художественной культуре: ироническое отношение к мелочности духовных потребностей человека (комедии Н. Гоголя, их сценическое воплощение актерами Малого и Александрийского театров, живопись П. Федотова); шулер, игрок, приспособленец как распространенный художественный персонаж (творчество У. Теккерея, Ч. Диккенса). Интернационализация социально-нравственных конфликтов между целями жизни и средствами их достижения.

3. Реалистическое искусство второй половины XIX в. в контексте противоречий между личностью и материальным миром, потенциями и реалиями. Многообразие художественных решений магистральных тем искусства этого периода: тема утраченных иллюзий, тема маленького человека. Психологическое своеобразие интерпретации личности в ее новых социальных проявлениях: русская портретная живопись в аспекте объективного анализа (И. Репин), разоблачения (В. Перов), романтизированной приподнятости (И. Крамской). Гуманизация пейзажа в русской и французской живописи: соотношение объективных и субъективных основ творчества в искусстве импрессионизма. Рост трагического мироощущения одинокого, покинутого человека на фоне исторического процесса; проблема личной ответственности человека за исторический процесс (живопись И. Сурикова, исторические драмы А. К. Толстого и спектакли по ним).

4. Специфика взаимодействия реализма с художественными течениями конца ХIХ-начала XX в. Взаимопроникновение реализма, символизма, романтизма и натурализма в западноевропейской драме и театре (творчество Г. Ибсена, А. Стриндберга и воплощение их произведений на европейской и русской сцене). Воплощение социально-психологической проблематики в русской художественной культуре и влияние этой тенденции на мировую художественную культуру: мотивы распада личности как следствия распада социума в творчестве Л. Толстого и А. Чехова, актеров С. Бернар,. С. Моисеи, В. Комиссаржевской. Сочетание противоположных тенденций к обособлению личности в космическом одиночестве (символизм), к утверждению распадающихся мировых связей (экспрессионизм) — и к объединению как средству сохранения личности (рождение в мировом театре профессии режиссера—А. Антуан, Г. Грэг, М. Рейнхарт, К. Станиславский и Вл. Немирович-Данченко). Влияние научно-технического прогресса на художественную культуру: рождение кинематографа как средства развлечения и фиксации быстротекущих жизненных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран.—М., 1990
История зарубежного искусства.—2-е изд.—М., 1980
Русская художественная культура второй половины XIX—начала XX в.—М., 1984
Типология русского реализма второй половины XIX века.—М.,1979
Художественная культура капиталистической формации.—М.,1986.