Тема 14. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА

1. Художественная культура начала XX века как отражение процесса поляризации личности и мира. Рост трагического мироощущения (позднее творчество М. Врубеля, М. Метерлинка). Развитие классических традиций в русской живописи (В. Серов, К. Коровин, Н. Кончаловский), музыке (Н. Римский-Корсаков, С. Танеев), театре (Художественный театр). Появление в европейском искусстве элементов стиля модерн как отражения стремления к сочетанию функциональности и эстетического совершенства (архитектура Франции, Германии, России). Немое кино (США, Франция, Германия, Англия, Россия) как “фабрика грез” о прекрасном человеке, веселой, беззаботной жизни; смена имиджа человека в культуре: от глубокомыслия к энергичной деятельности. Рост популярности жанров мелодрамы и комедии в литературе, театре, кино.

2. Художественная культура между двумя мировыми войнами. Формирование культуры тоталитарного государства в Германии, Италии, СССР. Прагматизм, идеализация социального статуса человека. Антифашистские и антитоталитарные тенденции в культуре: интеллектуальный театр Б. Брехта; гротеск, социально-психологическая сатира в русской “запрещенной” литературе (М. Булгаков, А. Платонов, Е. Замятин). Сюрреалистическое мироощущение в западноевропейском искусстве (фрейдизм и его влияние на возникновение дадаизма и сюрреализма; творчество С. Дали). Религиозность и атеистический пафос художественной культуры первой трети XX в. Мировое влияние русского театра (В. Мейерхольд, Е. Вахтангов, А. Таиров, актеры психологической школы в России и в эмиграции). Русская художественная, культура  за пределами Р о с с и и—сочетание классики и новых эстетических тенденций, сохранение гуманистического, психологического, национально-ориентированного видения мира (композиторы С. Рахманинов, И. Стравинский, танцовщики М. Фокин, В. Нижинский, А. Павлова;художники М. Шагал и др.; певец Ф. Шаляпин, актер М. Чехов; писатели В. Набоков, Д. Мережковский; жизнь за рубежом И. Бунина).

3. 3ападная художественная культура второй половины XX века. Воздействие событий второй мировой войны на формирование мотивов вселенского хаоса, распада личности, распада внешних и внутренних связей. Воздействие философии экзистенциализма на художественную культуру эпохи; сочетание научной и художественной деятельности экзистенциалистов (эстетическая теория и драмы Ж-П. Сартра). Сочетание утонченного интеллектуализма и рационализма в театральной культуре с традиционно-театральными, площадными жанрами (фарс, бурлеск); театр абсурда в его генетических связях с классической культурой начала века и психологической атмосферой современности
(С. Беккет, Э. Ионеско; постановки их произведений). Поиски гармонии в обыкновенном человеке (кинематограф итальянского неореализма, творчество Ф. Феллини), утонченное аналитическое начало в подходе к дисгармонической личности (кинематограф И. Бергмана, М. Антониони). Трансформация классических музыкальных жанров в творчестве Б. Бриттена. Развитие традиций экспрессионизма в творчестве немецких и итальянских художников; стилевое многообразие в единстве представлений о меняющемся мире в живописи П. Пикассо. Специфика массовой культуры (“Битлз”, варианты произведений рок-музыки, влияние телевизионной культуры на формирование “мозаичной культуры”
XX века).

4. Русская художественная культура второй половины XX век а—путь от сопротивления тоталитаризму и “обслуживания” тоталитаризма к ощущению общегуманитарной общности в эстетической сфере. Камерный характер воплощения гуманистического мировоззрения (психологическая драма и театр—пьесы В. Розова, А. А. Арбузова, А. Володина,
А. Вампилова; театральное искусство: Ленинградский Большой драматический театр, “Современник”, театр на Малой Бронной). Публицистическая заостренность театральных постановок (театр на Таганке, Ленком), кинематографа (“Обыкновенный фашизм” М. Ромма, “Мне 20 лет” М. Хуциева, “Калина красная” В. Шукшина). Сложность решения общечеловеческой проблематики в условиях принудительной социализации искусства (кинематограф А. Тарковского), Третья волна эмиграции представителей русской художественной культуры и закономерности возвращения художников и их творчества в Россию 1996-х годов. Усиление в музыкальной культуре тенденций интеллектуально-усложненной системы мышления (от Д. Шостаковича до А. Шнитке, С. Губайдуллиной). Рост тенденций массовой культуры в живописи (И. Глазунов, А. Шилов); экспрессионизм, обобщенная символическая основа скульптуры (Э. Неизвестный, В. Сидур). Резкий переход от политизации к аполитичное. ти художественной культуры на рубеже 1980-1990-х годов. Специфика взаимодействия русской художественной культуры с культурой мировой и противоречия этого процесса.

ЛИТЕРАТУРА

Гулыга А. Искусство в век науки.—М., 1978
Кокина Е. Жанровое многообразие советского искусства.—М., 1987
Музыка XX века.—М., 1985
Полевой В. Двадцатый век: изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира.—М., 1989
Чегодаева М. Китч...—М., 1990
Малая история искусств (1 половина XX века).