МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИИ И ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТОВ

Научно-методические принципы подготовки к ответам на практических замятиях, выбора тем рефератов и написания их.

1) При подготовке ответов по темам практических занятий необходимо учесть принципиальную ориентацию курса: на крупнейшие личности в истории художественной культуры как призму социально-нравственных проблем каждой эпохи. Основной задачей каждого практического занятия является последовательное сопоставление личности воплощающей в себе эпоху, в двух ее ипостасях: личность автора (чьи параметры далеко не всегда совпадают с канонами исторического времени) и личность персонажа, являющегося так или иначе “героем своего времени”. Параллельно осуществляется анализ смены художественных стилей, направлений, методов в контексте смены культурных эпох.

Постоянного внимания к себе требует система преемственности в развитии мировой культуры (вечные темы и вечные сюжеты, обращение культуры позднейших эпох к фундаментальным основам культуры древности, в первую очередь ее мифологическим истокам, обращение к классическим произведениям мировой художественной культуры). В ходе всех практических занятий осуществляется а н а л и з художественного об раза как семантической единицы художественной культуры—единственно доступный способ проникновения непосредственно в ее фактуру.

2) Наиболее рациональным представляется следующий способ организации самостоятельной работы студентов, изучающих историю мировой художественной культуры. Практические занятия, а также защита рефератов строятся как система, проблемного общения с постепенно усложняющимися заданиями. При анализе конкретных произведений художественной культуры обращается внимание: на неповторимое воплощение одной и той же темы разными авторами, в разных видах искусства; на многообразие воплощения одних и тех же литературных образов средствами других искусств. Полезными являются задания поискового характера: сбор материалов, иллюстрирующих одну из изучаемых проблем (киноверсии трагедий В. Шекспира, балеты на сюжеты русской классической прозы, живопись на сказочные сюжеты и т. п.). Важным является освоение элементов библиографической работы. Формой проведения большинства практических занятий может быть избран жанр “круглого стола”, дискуссии, пресс-конференции, что соответствует характеру изучаемого материала и способствует более непосредственному личностному проникновению в его особенности. Для реализации такой формы проведения практических занятий даются задания: разработка вопросов, поиск малоизвестных материалов; по мере желания студентов и при наличии соответствующего времени на подготовку избирается форма театрализованной игры, экскурсии по экспозиции репродукций. Традиционной формой контроля усвоения материалов является фронтальное тестирование по основным понятиям каждой темы и персоналиям.

3) Литература, необходимая студентам при подготовке к практическим занятиям, указана выше по каждой лекционной теме. Литература, необходимая для подготовки проблемных рефератов, указана ниже по каждой из соответствующих тем.