ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

Тема 1. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ИСТОРИИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Основные функции художественной культуры и ее связь с Другими формами общественного сознания. (Задание: подготовить анализ любого произведения искусства с точки зрения осуществления этим произведением одной из известных функций либо с точки зрения связи искусства с какой-то формой общественного сознания).

2. Основные признаки и структура художественного образа. (Задание: проанализировать любое—по выбору студентов или экспромтом предложенное педагогом—произведение и обнаружить в нем один или все признаки художественного образа; это же произведение проанализировать с точки зрения соотношения в нем элементов содержания и формы, присущих данному виду искусства: темы—идеи—сюжета—композиции в литературе, темы—идеи— колорита—композиции в живописи и т. п.).

Тема 2. СИНКРЕТИЗМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДРЕВНОСТИ

1) Социально-нравственная и природная реальность в восточной и античной мифологии. (Задание: проанализировать в сопоставлении по одному восточному и античному мифу или фрагменту мифа, отражающему аналогичные природные или социальные явления).

2) Человек в античной культуре. (Задание: раскрыть специфику философского или житейского уровня понимания личности в искусстве на примере скульптурного, драматического, эпического произведения Греции или Рима).

Тема 3. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТИЛЕЙ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ХIV-ХVII ВВ.

1) Переход от готики к барокко как проявление смены мировоззренческих систем. (Задание: сопоставить произведения “чистой” готики и “чистого” барокко в одном и том же виде искусства либо проанализировать сочетание элементов готики и барокко в одном произведении или творчестве одного автора.)

2) Идейно-эстетические особенности стиля классицизма. (Задание: выявить специфические признаки классицистской формы и сопоставить их со смысловой основой любого произведения; проследить по возможности отступления от жесткой нормативности стиля в произведении соответствующей эпохи.)

Тема 4. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХIV-ХVII ВВ.

Фольклорные элементы в русской художественной культуре данного периода. (Задание: подобрать примеры сатирического, лирического, нравственно-бытового выявления личности человека своей эпохи в фольклорном материале.)

2) Религиозно-философские основы русской художественной культуры. (Задание: проанализировать мироощущение и интерпретацию человека в архитектурном, живописном, литературном памятнике эпохи.)

Тема 5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ-НАЧАЛА XX В.

1) Возникновение и эволюция импрессионизма и его связь с другими творческими направлениями и методами. (Задание: на материале творчества кого-либо из художников-импрессионистов проследить соотношение специфических особенностей, присущих импрессионизму, с элементами других методов или направлений, например, символизма, романтизма, сентиментализма, реализма; обратить внимание на выбор объекта, колорит, композицию, технику исполнения.)

2) Символизм, его проявление в различных видах искусства. (Задание: найти специфические проявления символизма в литературе разных стран, в театральном искусстве; обнаружить влияние символизма на живопись; проанализировать факт взаимодействия символизма с реализмом, импрессионизмом и другими художественными направлениями и методами.)

Тема 6. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

Практическое занятие рекомендуется построить в виде “круглого стола” по одной из двух схем:

1) несколько студентов заранее готовят вопросы дискуссионного характера, позволяющие рассмотреть противоречия и тенденции общегуманистических и социально-детерминированных проявлений художественной культуры и предлагают эти вопросы для обсуждения участникам дискуссии;

2) преподаватель представляет для обсуждения репродукции картин, музыкальные произведения, видеозапись фрагментов театральных и кинематографических произведений.

(Задание: проанализировать особенности художественного образа в данных произведениях с точки зрения преемственности классических традиций и воплощения (прямого или косвенного) актуальных социальных, нравственных и иных проблем.)