РАЗДЕЛ I. Введение в предмет

Тема I. МЕСТО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

1. Культура как процесс и результат человеческой деятельности. Художественная культура как подсистема двух больших систем; культуры и общества. Соответствие структуры художественной культуры структуре человеческой личности; эмоциональный опыт человечества как итог накопления личностного опыта. Диалектика понятий культуры материальной и духовной. Соотношение художественной культуры с иными видами культуры. Своеобразие понятия мозаичной культуры в XX веке. Культура как система.

2. Соотношение художественной культуры с другими формами общественного сознания. Художественная культура и религия; специфика религиозного и художественного образа— эмпиричность и иррациональность; понятие эйдетизма в художественной культуре. Художественная культура и мораль; понятие вечных ценностей в художественной культуре, специфика “вечных тем”—любви, добра и зла, совести, долга—в художественной культуре разных эпох. Художественная культура и политика; воздействие общества (социализация) и индивидуализация творческой личности в государственной системе; позитивные и негативные аспекты воздействия политики на художественную культуру. Художественная культура и наука; воздействие научно-технического прогресса на отдельные виды искусства; отражение новой проблематики в явлениях художественной культуры.

3. Социальные функции художественной культуры. Коммуникативная (адаптационная) функция и ее существование на межличностном, межвременном и межрегиональном уровнях. Значение коммуникативной функции в различные эпохи. Исторические закономерности проявления познавательной функции в ее взаимодействии с другими, видоизменение ее с усложнением общественных отношений и человеческой психологии. Противоречивый характер проявления воспитательной функции в соотношении с функциями коммуникативной и познавательной. Диалектика “морализаторства” и “художественности” в античном искусстве, в эпоху классицизма, Просвещения и в современном мире. Взаимосвязь гедонистической функции со всеми прочими функциями, ее значение для полного осуществления этих функций.

4. Художественный образ как центральная структурная единица художественной культуры. Специфика творческого процесса как условие создания художественного образа. Талант в сфере художественной культуры, его определение, основные признаки и особенности проявления в различных видах искусства. Основные признаки художественного образа: обобщенность, неповторимость, многогранность. Диалектика объективного и субъективного, рационального и бессознательного в художественном образе. Роль фантазии в создании художественного образа; художественный образ как единство отражения и преображения жизненной картины. Структура художественного образа; специфика взаимодействия содержания и художественной формы особенности и соотношение их в различные эпохи.

 

ЛИТЕРАТУРА

Каган М., Холостова Т. Культура—философия—искусство.—М , 1988
Социальные функции искусства и его видов.—М., 1979
Столович Л. Жизнь—творчество—человек.—М., 1985
Традиция в истории культуры.—М., 1978
Художественная культура в докапиталистических формациях.— Л., 1984