1. Специфические особенности художественной культуры Древнего Востока: развитие и пространственных и пространственно-временных искусств. Пространственные искусства как сфера отражения социальных интересов: монументальность, гипертрофированная условность образных решений. Самодовлеющее качество архитектуры в культуре Востока. Египетская культура эпохи Древнего царства (пирамида Хеопса и другие сооружения в Гизе). Отражение в скульптуре разных эпох египетской истории социокультурных приоритетов (статуи писца Каи, Нефертити и Рамсеса II). Утилитаризация египетской культуры: функциональные детали каменных зданий, появление настенных росписей, изобретение стекла. Государства Шумера и Вавилона— средоточие многообразно развитой художественной культуры. Появление первого героического эпоса—поэмы о Гильгамеше (клинопись). Разнообразие архитектурных жанров: дворцы, стелы, арки, храмы, зиккураты (башни); “висячие сады” (одно из “чудес света”). Культ животных, перешедший из мифологии в искусство Ассирии и Вавилона (полулюди-полуживотные в объемной скульптуре и рельефе). Древнейшее архитектурное сооружение юго-восточной Азии—в Китае, III тыс. до н. э. —пагода. Появление городов, развитие письменности. Бронзовая посуда (сосуд как модель мира). Развитие других жанров декоративно-прикладного искусства (мебель, шелк, лак). Культ мертвых и специфика сооружения склепов в соответствии с культом животных. Сооружение Великой Китайской стены в эпоху империи Хань. Более утилитарный характер древней культуры Японии по сравнению с культурой Китая: аскетизм погребений, строгая функциональность устройства жилищ. Появление светской живописи в средневековой Японии как свидетельство ее выхода из рамок древних традиций. Религиозно-философские основы культуры древней Индии. Расцвет буддизма как условие расцвета художественной культуры; многообразие вариантов буддийских храмов (в том числе чайтья— в пещерах), погребений (ступы), мемориалов и т. п. Развитие рельефов и монументальной живописи в связи с развитием архитектуры. Кушанское царство на территории современной Средней Азии как наследник древних государств Хорезма, Бактрии, Парфии. Глина и камень—основной строительный материал. Использование ограниченных природных возможностей в строительстве, живописи, скульптуре (камень, гипс, темпера). Специфические особенности пространственных и временных искусств Древнего Востока. Два этапа развития театра Востока. 1 этап—народный театр. Сказители; актеры-одиночки—катхакали (Индия), хаккавати (арабский Восток), масхарабоз (Средняя Азия). Существование театральных зданий—плоских чаш под открытым небом с диаметром площадки до 30 метров; появление масок классического типа. II этап—классические театры, основанные на синтетическом характере действия с особой ролью, отводимой музыке. Символика жестов, роль грима и костюмов, использование бытовых предметов в качестве декораций. Санскритский театр в Индии (Калидаса), традиционные театры в Японии (но, .Кабуки). Сочетание мифологических сюжетов с бытовыми мотивами.
2. Мифологические основы художественной культуры древней Греции и Рима. Отражение идеологии формирующихся полисов в греческом искусстве VI-III вв до н. э. Общественная значимость и нравственно-философские принципы греческого театра. Его эволюция от героической масштабности (Эсхил), через утверждение гармонии человека и мира (Софокл) к трагическому осознанию несовершенства человека как отражения несовершенства мира (Еврипид). Философские и социально-критические аспекты греческой комедии (Аристофан). Римский театр как отражение традиций народных игр, как источник будущей трюковой европейской комедии (Плавт) и как средоточие философии распадающейся империи и распадающейся личности (Сенека). Динамика греческой скульптуры (Пракситель и др.), гуманистический аспект отражения личности; статуарность и социальная детерминированность римской скульптуры. Мастерство образного развития в греческой скульптуре, мастерство создания портрета в римской скульптуре. Создание греческих храмов и других архитектурных сооружений, исходящих из пропорций человека (осуществление классического тезиса софистов и Сократа: “человек есть мера всех вещей”). Помпезность, отторгнутость архитектуры от человека в Риме (Колизей, Аппиева дорога).
ЛИТЕРАТУРА
Вейнберг И. Человек в культуре Ближнего Востока—М., 1986
Малая история искусств (тома: Древний Восток, Античность)
Дополнительная литература
Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции.—М., 1987
Дмитриева Н., Акимова Л. Античное искусство.—М., 1988
История зарубежного театра (любое издание).—Т.1.