Тема 5. КУЛЬТУРА ВОСТОЧНОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1. Специфический характер взаимодействия художественной культуры и религии в эпоху средневековья. Единый принцип: глобальное воплощение религиозной идеи всеми средствами, доступными художественному образу. Разнообразие конкретных выразительных средств как следствие специфических аспектов различных религиозных конфессий. Буддизм и ислам—две ведущие религиозно-философские системы Востока. Связь буддийской философии с мифологическими системами Древнего Востока: идея покоя, гармонии, естественного круга жизни и смерти как основа художественных творений. Культ традиционных форм как отражение культа предков в художественной практике юго-восточной Азии. Жесткая исламизация Ближнего Востока, Передней и Средней Азии. Система запретов как парадоксальный стимул художественного творчества в условиях исламской религии. Условность словесного образа—описания облика человека, природы; орнаментальная культура как противовес запрета на изображение человеческого тела; система запретов в отношении женщин (Коран)— отсутствие актрис в театре, но расцвет творчества поэтесс. Культ условно-символической формы отражения мира в художественной практике средневекового Востока. Монументальность культовых зданий (храмов): пагод, мечетей.

2. Христианские конфессии и своеобразие их воздействия на искусство. Запреты христианства на народное искусство (изгнание жонглеров и гистрионов в Западной Европе, скоморохов на Руси—документальные свидетельства этого в книге “Домострой”). Икона как ведущий жанр художественной культуры Древней Руси. Готический стиль:аскетизм, монументальность, статуарность, линеарность искусства западной Европы. Соборы Реймса, Кельна, Парижа; сочетание архитектурных новаций (арки, шпили) со скульптурой, витражами, монументальной живописью. Византийские традиции в древнерусском искусстве; постепенное усложнение композиции и “высветление” цветовой гаммы в иконописи. Литературные памятники как исторические свидетельства и источники представлений о личности (“Задонщина”, “Слово о полку Игореве” и т. п.). Лирический характер первых культовых сооружений Руси докиевского периода.

ЛИТЕРАТУРА

Гуревич А. Проблемы средневековой народной культуры —М, 1981
Каптерева Т., Виноградова Г. Искусство средневекового Востока.—М., 1989
Лихачев Д. Человек в литературе Древней Руси.—М., 1970
Малая история искусств (том “Средневековье”)
Художественная культура в докапиталистических формациях.—Л., 1984