Тема 6. КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО РЕНЕССАНСА

1. Специфика эстетического идеала эпохи Возрождения как отражение античных традиций гармонического воплощения представлений о личности и как воплощение современного стремления к утверждению свободы личности. Титаническое начало в герое Ренессанса. Смена космогонизма античности антропоморфизмом эстетического идеала. Сочетание художественных и научных интересов в деятельности великих представителей Ренессанса (Леонардо да Винчи, Микельанджело, А. Дюрер как ученые, исследователи искусства, живописцы, скульпторы, графики, литераторы). Углубление психологических и политических аспектов интерпретации действительности в художественной культуре Ренессанса. Противоречия Ренессанса: осознание двойственности идеала свободы личности как пути к наиболее полному ее самовыявлению и как пути к разрушению мировой гармонии (деятели северного Ренессанса, поздний В. Шекспир). Эстетическое многообразие художественной картины мира, созданной в искусстве Ренессанса; сочетание уникального художественного стиля гениев с общекультурной линией развития от готики к барокко. Воплощение духовных противоречий высокого Ренессанса в художественном стиле барокко: сложность динамической композиции, повышенная экспрессивность, многоплановость художественных решений. Непосредственное восприятие культурой Ренессанса античных традиций в архитектуре (соизмеримость зданий и сооружений с человеком—итальянские палаццо), в скульптуре (обнаженное человеческое тело как воплощение представлений о гармонической личности), в театре (итальянская “комедия дель арте” как наследница римской комедии Плавта), в литературе (обращение к античности у Данте, использование античной сюжетики у Шекспира). Значение культурных традицией Ренессанса для последующего художественного процесса: гуманизация живописного образа святых, усложнение сюжетики и композиции в живописи на библейские и евангельские сюжеты, совершенствование художественной техники во всех видах искусства, формирование зачатков оперного искусства, рождение новых литературных жанров, усиление психологической тонкости в драме и театре, глобальный характер постановки нравственных и политических проблем переходной эпохи.

2. Художественная куль, тура итальянского Ренессанса. Причины раннего расцвета Ренессанса в Италии по сравнению с другими европейскими странами (географическое положение и сохранение традиций культуры Римской империи). Переход от готической аскетичности, жесткого вертикализма конструкций в сооружении соборов к монументальной округлости купольных сооружений; опора на традиции средневекового замкового строительства в мощной кладке со сводчатой композицией (характерное здание поздней готики—Дворец дожей в Венеции). Расцвет флорентийской архитектурной школы в творчестве Ф. Брунеллески (решение новых конструктивных задач в строительстве куполов, переход от мелких членений к укрупненному масштабу архитектурных деталей—собор Санта-Мария дель Фьоре, церковь Санто-Спирито, середина XV в.). Расцвет светского, декоративно-монументального принципа архитектурных сооружений в римской архитектуре XVI в. (работы Д. Браманте, Микельанджело, Рафаэля), венецианские палаццо. Живопись итальянского Ренессанса как отражение высоких гуманистических устремлений и как явление уникального и разнообразного мастерства. Многообразие жанров религиозной живописи; владение колористическими тайнами живописи; опора на новейшие научные теории, использование законов анатомии, геометрии при воплощении человеческого облика и при решении композиционных задач. Глубина философского осмысления действительности в интерпретации библейских сюжетов. Многофункциональность личности художников итальянского Ренессанса: живописцы, скульпторы, архитекторы, а также поэты и ученые в одном лице (Леонардо да Винчи, ' Микельанджело, Рафаэль). Исторические особенности создания шедевров: “Тайной вечери” Леонардо да Винчи, “Давида” Микельанджело, “Сикстинской мадонны” Рафаэля. Лиризм и изысканность живописи и скульптуры кватроченто (Донателло, Д. Гирландайо, С. Боттичелли). Философская насыщенность и монументальность форм живописи ченквеченто (Джорджоне, П. Веронезе), итоговое эстетическое качество живописи Тициана. Роль слова в итальянской художественной культуре Ренессанса. Тонкость владения психологическими нюансами и формой у Петрарки; емкая модель мироздания в “Божественной комедии” Данте. Литературная драма (Н. Маккиавелли) и народная традиция “комедии дель арте”—две ветви развития итальянского театра эпохи Ренессанса. Сатирический характер, диалектальность как выражение народного самосознания, устойчивость композиции и характеров в “комедии дель арте”. Оптимистический характер итальянской культуры эпохи Ренессанса.

3. Специфика европейской живописи позднего Ренессанса. Испанский Ренессанс. Североевропейский Ренессанс. “Опоздание” Ренессанса в данных странах по сравнению с Италией как следствие сложных условий формирования государственности и национального самосознания. Тема страдания и терпения в живописи Испании; развитие художественных традиций готики: блеклость и мрачность колорита, господство вертикали в произведениях Эль Греко. Усиление мотива сильной, сопротивляющейся страданию личности (X. Рибера, Ф. Сурбаран). Свобода композиционных решений, развитие реалистических элементов в социально-психологической характеристике, расширение предметной сферы живописи у Д. Веласкеса как выражение высшей точки испанского Ренессанса. Появление элементов гротеска как отражение трагических противоречий в ренессансном мироощущении других стран (И. Босх, П. Брейгель—старший). Пышность барокко, торжество жизни в ее буквальных гедонистических проявлениях (П. Рубенс). А. Дюрер как воплощение многофункциональной, тонко чувствующей природу человека и эстетическую природу реализма личности.

4. Новаторство театрального искусства Англии и Испании в эпоху позднего Ренессанса. Титанизм персонажей елизаветинской трагедии как отражение представлений о мощи человеческой личности независимо от ее социального положения (произведения и жизнь К. Марло). Жизнерадостный характер и бытовая основательность елизаветинской комедии (Б. Джонсон и др.). Театр В. Шекспира. Проблемы власти и человечности (“Король Лир”, “Макбет”, исторические хроники), многообразие человеческих проявлений в любви (комедии, “Ромео и Джульетта”); проблема смысла жизни (“Гамлет”, “Буря”). Многообразие человеческих характеров, мастерство композиции. Открытие новых принципов европейского театра, сочетающего в себе постижение человека с постижением эпохи, имеющего сложную социальную ориентацию; театра многообразной жанровой природы. Испанская литература и театр: тема чести как национального самосознания и как личностно значимых ценностных ориентиров. Трагедия чести в пародийном настрое “Дон Кихота” М. Сервантеса; трагедия чести народа, отстаивающего свою независимость, в “Нумансии”; сатира интермедий. Отражение переходного качества позднего Ренессанса в произведениях испанского театра ХУ1-ХУП вв. (Лопе де Вега:—“Фуэнте Овехуна”, драма чести простого человека; “Собака на сене”—комедия “плаща и шпаги”, ориентированная на диалектическое понимание сословной чести; П. Кальдерон—“Жизнь есть сон”, драма противостояния иллюзии и действительности как подготовка будущего романтического конфликта). Тема личной чести в сочетании с темами любви и долга. Богатство человеческих характеров театра эпохи Ренессанса как источник его значимости для искусства последующих эпох.

ЛИТЕРАТУРА

Античное наследие в культуре Возрождения.—М., 1984
Из истории культуры средних веков и Возрождения.—М., 1976
История зарубежного театра (любое издание—том, посвященный эпохе Возрождения)
Искусство стран и народов мира; Энциклопедия.—Т. 1-3.