Тема 8. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА В ЕВРОПЕ

1. Классицизм как эстетически ориентированная форма самоутверждения европейской монархии. Идеологическая детерминированность классицизма во Франции—на родине классицизма. Парадоксальное соотношение античного идеала гармонизированного мира с решением политических задач в условиях иного социального устройства. Классицистский идеал “облагороженной природы” и его преломление в требованиях к художественной форме в различных видах искусства: стихотворный текст в литературе, статуарнось пластики и соблюдение принципов амплуа в театре, соблюдение законов симметрии в живописи и скульптуре. Принципиальные позиции классицизма в трактате Буало “Поэтическое искусство”. Воплощение эстетических основ классицизма в холодной торжественности живописи Н. Пуссена, у “певца влюбленных женщин и царей” (А. Пушкин) Ж. Расина: торжественность стиля, возвышенность интерпретации конфликта и персонажей. Специфический характер воплощения принципов классицизма в философских и сатирических комедиях Ж.-Б. Мольера (“Мизантроп”, “Дон Жуан”, “Тартюф”); разрушение традиций амплуа (трактат-комедия “Версальский экспромт”).

2. Многообразие развития европейской художественной культуры в период господства классицизма как своеобразная реакция на его жесткую регламентированность. Значительное усиление реалистических тенденций в живописи центральной Европы, появление их в музыке. Новизна английской музыкальной культуры—творчество Г. Перселла, опиравшегося на церковные традиции и традиции фольклора в создании опер. Рост значения портретной живописи как отражения усиления личностного начала в противовес безлично-религиозному началу (творчество А. Ван Дейка, Ф. Хальса). Внимание к обыденности в жанровой живописи Я. Стена, Г. Терборха, Б. Мурильо. Философско-психологические открытия живописи Рембрандта ван Рейна; значимый характер художественной формы (светотень, колорит, композиция); вершинный характер творчества Рембрандта для развития художественной культуры Европы XVII в.

ЛИТЕРАТУРА

Античность в европейской живописи XV—начала XX века.—М., 1985
Малая история искусств (XVII в.) Ренессанс. Барокко. Классицизм.—М., 1966
Художественная культура в докапиталистических формациях.—Л., 1984