ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Согласно концепции данного курса, рекомендуется предоставлять студентам возможность подготовки рефератов в качестве итоговой формы отчета (зачета или экзамена) по III разделу курса.

Тема 1. БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ СОВРЕМЕННОМУ ШЕКСПИРУ?
(“Гамлет” В. Шекспира на сцене и киноэкране)

ЛИТЕРАТУРА

1) О пьесе:

Козинцев Г. Наш современник Вильям Шекспир //Собр. соч. В 5 т.—Л., 1983.—Т. З.—
С 282-353.

2) О “комедийном” прочтении “Гамлета”:

Марков П. “Гамлет” в постановке И. Акимова //Правда театра.—М., 1965.
Юзовский Ю. Перечеркнутый “Гамлет” //0 театре и драме.— В 2 т.—М., 1982.—Т. 2.

3) О киноверсиях—

Добин Е. “Гамлет”. Фильм Козинцева.—Л.—М., 1967.
Липков А. Шекспировский экран.—М., 1973.
Юткевич С. Шекспир и кино.—М., 1973. (“О трех Гамлетах”; одной Офелии...”)

4) О театральных постановках в Англии и России—

Бартошевич А. Шекспир. Англия. XX век—М., 1994.
Демидова А. Владимир Высоцкий.—М., 1989.—С. 75.
Ковалев Ю. Пол Скофилд.—М., 1970.—С. 49-111.
Соловьева И. Спектакль идет сегодня //Спектакль идет сегодня.— М., 1966.
Туровская М. Гамлет, и мы //Да и нет.—М., 1966.
Щербаков К. Верность Шекспиру //Обретение мужества.—М., 1973.—С. 193-198.

Тема 2. ВЕЧНОЕ БЕЗУМИЕ
(Сценическое воплощение комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)

ЛИТЕРАТУРА

1) О пьесе:

Пиксанов Н. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” //Грибоедов А. “Горе от ума”.—М., 1987.

2) О спектакле Московского художественного театра:

Гвоздев А. Театральная критика.—М., 1987.
Полякова Е. Станиславский-актер.—М., 1972.—С. 248-267.

3) О спектакле театра им. Мейерхольда:

Алперс Б. Театр социальной маски //Театральные очерки.—В 2 т. —М., 1977—Т. 1.
Гвоздев А. Театральная критика.—М., 1987.
Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд.—М., 1969.—С. 381-393.

4) О спектакле БДТ им. Горького:

Беньяш Р. Евгений Лебедев. Кирилл Лавров. Татьяна Доронина. Сергей Юрский //Без грима и в гриме.—Л., 1971.
Крымова Н. Юрский //Имена.—М., 1971.
Рудницкий К. Истина страстей //Театральные сюжеты.—М., 1990—С. 201.
Смелянский А. Наши собеседники.—М., 1981.
Цимбал С. Истина ума и горестные заблуждения любви //Разные театральные времена.—Л., 1969.

Тема 3. ТРАГЕДИЯ, НАД КОТОРОЙ МЫ СМЕЕМСЯ
(Сценическое воплощение комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”)

ЛИТЕРАТУРА

1) О пьесе:

Манн Ю. Комедия Гоголя “Ревизор”.—М., 1967.
Вишневская И. Гоголь и его комедии.—М., 1976.

2) О М. Чехове в роли Хлестакова:

Кнебель М. Вся жизнь—М., 1967.—С. 94-108.
Мацкин А. На темы Гоголя.—М., 1984.—Ч. 1.

3) О спектакле В. Мейерхольда:

Алперс Б. Театр социальной маски //Театральные очерки.—В 2 т. —М., 1977—Т. 1.
Гвоздев А. Ревизия “Ревизора” //Театральная критика.—М., 1987.
Каплан Э. Режиссер и музыка //Встречи с Мейерхольдом.—М., 1967.
Луначарский А. “Ревизор” //Спектакли и годы.—М., 1969.
Марков П. “Ревизор” Мейерхольда// Правда театра.—М., 1965.
Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд,—М., 1969.—С. 351-380.

4) Об И. Ильинском в роли Хлестакова:

Берковский Н. Комедия империи //Литература и театр.—М., 1969.

5) О постановках 1970-1980-х годов:

Лордкипанидзе Н. Актер на репетиции.—М., 1978. Смелянский А. Наши собеседники.—М., 1981.

Тема 4. ПОИСКИ ИСТИНЫ
(Сценическое воплощение “Преступления и наказания”, “Идиота” Ф. Достоевского, “Холстомера” Л. Толстого)

ЛИТЕРАТУРА

1) О литературных произведениях:

Анненский И. Достоевский в художественной идеологии. Достоевский //Книги отражений.—М., 1979.
Родина Т. Достоевский //Повествование и драма.—М., 1984.
Шкловский В. “Холстомер” //Энергия заблуждения.—М., 1981.

2) О постановках произведений Ф. Достоевского:

Беньяш Р. Иннокентий Смоктуновский //Без грима и в гриме.—Л., 1971.
Берковский Н. Достоевский на сцене //Литература и театр.— М., 1969.
Демидова А. Владимир Высоцкий.—М., 1989.—С. 128.
Сбоева С. Последний спектакль Владимира Высоцкого //Актер в современном театре.—
Л., 1989.
Смелянский А. Наши собеседники.—М., 1981.
Рудницкий К. Приключения идей //Театральные сюжеты.—М., 1990.

3) О постановке “Xолстомера” Л. Толстого:

Злотникова Т. ...Которых мы называем людьми //Театр.— 1976.—№7.
Рудницкий К. Истина страстей //Театральные сюжеты.—М., 1990.
Свободин А. Жизнь и смерть Холстомера //Театральная площадь.—М., 1981.

Тема 5. ЖИЗНЬ СТАРАЯ И НОВАЯ—ЗДРАВСТВУЙ? ПРОЩАЙ?
(“Вишневый сад” А. П. Чехова на сцене)

ЛИТЕРАТУРА

1) О пьесе:

Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение.—М., 1988.

2) О постановке в Художественном театре:

Мацин А. Образы Чехова //Портреты и наблюдения.—Л., 1973.—С. 62-66.
Полякова Е. Станиславский-актер.—М., 1972.—С. 221-238.
Строева М. Режиссерские искания К. С. Станиславского.—М., 1969—Т. 1.

3) О постановках 1970-1980-х годов:

Демидова А. Владимир Высоцкий.—М., 1989.—С. 116.
Свободин А. Большой круг! //Театральная площадь.—М., 1981.
Смелянский А. Наши собеседники.—М., 1981.

Тема 6. ОБЫКНОВЕННАЯ ТРАГЕДИЯ
(Сценическая история пьесы М. Горького “На дне”)

ЛИТЕРАТУРА

1) О пьесе:

Анненский И. “На дне” //Книги отражений.—М., 1979.
Гачев Г. Спор о правде и лжи в пьесе М. Горького “На дне”."-М., 1993.

2) О спектакле Художественного театра:

Полякова Е. Станиславский—актер.—М., 1972.—С. 182-204.
Строева М. Режиссерские искания К. С. Станиславского.—М., 1969.—Т. 1.
Юзовский Ю. Советские актеры в горьковских ролях.—М., 1964.—Ч. 2.

3) О зарубежной интерпретации:

Бояджиева Л. Рейнхардт.—М., 1987.—Гл. 3.

4) О спектаклях 1950-1960-х годов:

Беньяш Р. Юрий Толубеев. Николай Симонов //Без грима и в гриме.—Л., 1971.
Соловьева И., Шитова В. Люди одного спектакля //Театр.— 1969.—№ 3.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ЛИТЕРАТУРА
по всем темам рефератов.

Головашенко Ю. Классика на сцене.—Л., 1966.
Гуральник У. Русская литература и советское кино.—М., 1968.
Достоевский и театр.—М., 1983.
Классика и современность: Проблемы советской режиссуры 60-70-х годов.—М., 1987.