ПЕСНЯ ЖЕНСКОЙ НЕВОЛИ
(Юлия Жадовская)

Тема урока: "Песни женской неволи" (Ю.В.Жадовская - ярославская поэтесса XIX века).

Тип урока: литературно-музыкальная композиция.
    1. Познакомить учащихся с творчеством Ю.В.Жадовской.
    2. Привлечь внимание учащихся к одной из значительных страниц в культуре Ярославского края.
    3. Показать" влияние идей эмансипации и революционеров-демократов на литературную жизнь
        середины XIX века.
    4. Познакомить с музыкальным жанром - городской романс (в творчестве русских композиторов).
    5. Прививать любовь и понимание русской поэзии XIX века, воспитание патриотизма.
    6. Способствовать формированию нравственных понятий учащихся.

Оборудование:
1. Портреты:
    а) Ю.В. Жадовской;
    б) Н.А. Некрасова;
    в) В.Г. Белинского;
    г) Н.А. Добролюбова;
    д) Д. Писарева

2. Иллюстрации ярославской гимназии и г.Ярославля середины XIX века из книги "О Волга,
     колыбель моя", научная редакция В.И.Кулешова.М.: Детская литература, 1979.
3. Грампластинки.

Подготовительной этап
1. Все учащиеся класса делятся на четыре группы по 7-8 человек. Каждая группа получает
    свое задание, готовит его совместно и выбирает выступающих.

Группе №1 предлагается познакомиться с книгой Ю.В.Жадовской "Избранные стихи" и отобрать для урока стихотворения по периодам:
    1. Раннее стихотворение и стихотворение о детстве
    2. Трагическая любовь (пять стихотворений)
    3. О природе.
    4. Крестьянский вопрос.
    5. Предназначение поэта
Отобранные стихи предоставляются группе N 3.

Группа №2 получает задание найти романсы русских композиторов на стихи Ю.В.Жадовской и записать их на кассету, затем предоставляет запись группе N3.

Группе №З предлагается ознакомиться с биографией Ю.В.Жадовской, критикой на ее творчество в книгах: А.В.Астафьев, И.А.Астафьева "Писатели ярославского края", "Русские поэтессы XIX века", сост. Н.В.Ванников и составить биографию поэта как литературный монтаж, используя материалы других групп.

Группа N 4 прочитывает два романа Ю.В.Жадовской "В стороне от большого света" и "Отсталая" и пишет краткие рецензии на них. Рецензии предоставляются группе №3.

Требования к работе групп (1, 2, 4):
1. Составить план работы и распределить обязанности.
2. Составить списки стихов, романсов, переписать стихи, записать на кассету романсы
    (1 и 2 группы).
3. Группа №4 написать рецензии на книги на 5 минут каждой.

Требования к работе группы №3:
1. Составить план работы.

2.Составить список для демонстрации иллюстраций из книг, портретов , цитат.
3. Написать биографический монтаж.
4. Распределить роли в монтаже.

 Рекомендуемая литература
1. Астафьев А.В., Астафьева И.А. Писатели Ярославского края" Ярославль, Верхне-Волжское
    изд-во, 1996, с.118-128; 153-165 – Трефолев
2. Жадовская Ю.В. "Избранные стихи". Яр.книжное изд-во, 1958
3. Русские поэтессы XIX века/ сост. Н.В.Ванников. М.:Советская Россия, 1979, с.118-139
4. Жадовская Ю.В."В стороне от большого света. Отсталая" М. Планета, 1993

Звучит вальс Ф.Шопена

Учитель:
        "Не зови меня бесстрастной,
        И холодной не зови, -
        У меня в душе немало
        И страданий, и любви."

    Эти строчки русской поэтессы и писательницы 40-50 гг. прошлого века Юлии Валериановны Жадовской вспоминаются нам, когда мы смотрим на ее портрет. (Портрет показывается через эпидиаскоп) Неизвестных художник сумел передать и нежность, и женственность, подчеркнутую розовым цветом, который с одежды переходит на лицо поэтессы и как бы ставить последний мазок цветком в прическе; и умные задумчивые глаза; и страдание, и усталость.

1. Отец:
    11 июля 1824 года в сельце Субботино, Любимского уезда, Ярославской губернии в небольшом имении родилась моя дочь Юлия. Рождение Юлии принесло не- только радость, но и большое горе - девочка появилась на свет без левой руки, а на правом было всего три пальца. Что ж, дитя хоть и криво, да отцу с матерью мило. Мы очень любили дочь. Но вскоре моя жена: слабая, болезненная женщина, умерла. И я отдал девочку на воспитание бабушке, практичной и душевной женщине.

2.Бабушка:
    Внучку привезли ко мне в Костромскую губернию в село Панфилово трех лет отроду. Я, как могла, растила и воспитывала сироту, стараясь заменить мать. Девочка оказалась жизнерадостной, способной. Я стала учить грамоте. К пяти годам выучилась чтению, а к двенадцати прочитала всю мою небогатую библиотеку.
    Так росла она, пользуясь деревенской полной свободой, на лоне природы, под благотворным влиянием которой складывался характер девушки: мечтательный, вдумчивый, терпеливый.
        "Ах, бабушкин сад!
        Как счастлив, как рад
        Тогда я бывал,
        Как в нем я гулял,
        Срывая цветы
        В высокой траве,
        Лелея мечты
        В моей голове…
        Ах, бабушкин сад!
        Живой аромат
        Цветущих кустов;
        Прохладная тень
        Высоких дерев,
        Где вечер и день
        Просиживал я,
        Где сладко меня
        Лелеяла тень…
        Ах, бабушкин сад!
        Как был бы я рад
        Опять погулять
        Опять помечтать
        В заветной тени,
        В отрадной тиши –
        Все скорбные дни,
        Все горе души
        На миг позабыть,
        И жизнь полюбить"

    Для получения образования Юленьку отправили в Кострому, к моей дочери, Анне Ивановне Корниловой-Готовцевой, провинциальной писательнице.

3. А.И. Корнилова-Готовцева:
    Я была довольно известной писательницей. Мои стихи печатались в журналах: "Московский телеграф", "Сын отечества". Мне посвящали стихи Пушкин, Вяземский, Языков. Племянницу я обучала серьезно: иностранным языка, истории, географии, литературе. Юлия достигла таких успехов, что когда поступила в пансион, учителям провинциальной Костромы нечему ее было учить.

4.Отец:
    Я забрал Юлию из пенсиона. Свое образование она продолжала в домашних условиях. В Ярославле, где мы поселились, к ней приходили учителя из гимназии, где когда-то учился Николай Алексеевич Некрасов.
    (Через эпидиаскоп показывается иллюстрация "Ярославская гимназия")
    Одним из преподавателей Юлии стал гимназии молодой, талантливый филолог Петр Миронович Перевлесский.

5. П.М.Перевлесский.
    Между нами сразу возникли трогательные отношения учителя и талантливой ученицы. Сочинения ее были так хороши, что я уговорил Юлию попробовать свои силы в литературе. Я чувствовал, что у девушки есть талант! Одно из первых же стихотворений привело меня в восторг.
        "Много капель светлых
        В сине море падает;
        Много искр небесных
        Людям посылается.
        Не из каждой капли
        Чудно образуется
        Светлая жемчужина,
        И не в каждом сердце
        Искра разгорается
        Пламенем живительным! "

    Несколько первых стихотворений и этнографический очерк "Проводы масленицы в Буйском и Солигалицком уездах" я втайне от Юлии послал в журнал "Московитянин". Они были напечатаны в двух ближайших номерах журнала.
    Объединенные общим увлечениями и литературными интересами, мы полюбили друг друга.

Взгляд

Я помню взгляд, мне не забыть тот взгляд,
Он предо мной горит неотразимо.
В нем счастья блеск, в нем страсти сладкий яд,
Огонь любви, тоски невыразимой.
Он душу мне так сильно взволновал,
Он новых чувств родил во мне так много;
Он сердце мне надолго оковал
Неведомой и сладостной тревогой…

Я просил руки Юлии.

6. Отец:
    Как! Сын рязанского дьячка, разночинец и дочь потомственного дворянина, офицера флота, чиновника особых поручений при ярославском губернаторе и председателя ярославской палаты гражданского суда! Не бывать этому!
    Перевлесский был переведен в Москву.

7. Юлия:
    Мне пришлось смирится с суровым решением отца.
    1) "Тяжелый час"

Что чувствовала я в минуту роковую,
И сколько я в тот час перестрадала –
То знает бог, то знает это сердце!
Казалось, все во мне убито было;
Способность лишь страдать одна мне оставалась –
Способность жалкая! Я все пережила…
Я думаю, что самый смерти час
Не может быть труднее и ужасней.
Смерть – что она? Покой, забвенье, сон,
Блаженство, может быть…а в ту минуту
Ни умереть и ни уснуть я не могла!

2) "До свидания"

Не говори, не повторяй
Мне слова страшного "прощай";
Отравой горького сознанья
Моей души не помрачай,
С улыбкой руку мне подай
И тихо молви: "до свиданья".

3) "Прощай"

Прощай! Не нужно мне участья:
Не жалуюсь, не плачу я,
Тебе - вся прелесть бытия,
Тебе – весь блеск земного счастья,
Тебе – любовь, тебе – цветы,
Тебе – все жизни наслажденья; -
Мне – сердца тайные мученья
Да безотрадные мечты.
Прощай! Пришла пора разлуки…
Иду в печальный долгий путь…
Бог весть, придется ль отдохнуть
Мне здесь от холода и скуки!

4) Романс "Ты скоро меня позабудешь" муз. А.Варламова

    Из письма к другу
    "Дай бог всякой женщине выбиться из-под гнета сердечных страданий, несчастий, неудач и горя, не утратя сил и бодрости духа.
    Любовь для женщины, особенно первая (а первой я называю и последнюю, то есть ту, которая всех сильней), есть проба сил и сердца. Только после такой любви формируется характер женщины, крепнет воля, является опытность и способность размышлять."
    Ни мое слабое здоровье, ни деспотизм отца, ни трагедия несостоявшейся любви не сломили воли к жизни и творчеству."

8. Отец:

    Поверив в талант дочери, я повез ее в Москву и Петербург, несмотря на свои ограниченные средства. Юлия познакомилась с писателями Тургеневым, Вяземским, Аксаковы, критиком Бартеневым. Ее стихи стали печататься в "Московитянине", "Русском вестнике", " Сыне Отечества", "Библиотеке для чтения". В 1846 году в Петербурге вышел первый сборник ее стихотворений, благосклонно встреченный читателями и критикой. Виссарион Григорьевич Белинский откликнулся на этот сборник.

9. В.Г.Белинский (показывается портрет)
    Не отрицаю в ней поэтического таланта, жаль только, что источник вдохновения этого таланта не жизнь, а мечта.

10. Юлия:
    Его сухая правда ценилась мною дорого.

"Не твердил он мне льстивых речей,
Не смущал похвалою медовой
Но запало мне в душу навек
Его резко-правдивое слово…
Он по-своему как-то любил,
Но любил он глубоко и страстно!
Жизни он не считал никогда
Глупой шуткой иди даром напрасным.
Он порой предрассудки бранил,
Но в душе его не было злобы;
Слову честному, дружбе, любви
Он был верен и предан до гроба.
И хоть часто терзали его
Неудачи, враги и сомненья,
Но он умер с надеждой святой,
Что настанет пора обновленья.
Что поймет, наконец, человек
Что идет он дорогой лукавой,
И сознает неправду душой,
И воротит на счастие право...
Не твердил он мне льстивых речей,
Не смущал похвалою медовой
Но запало мне в душу навек
Его резко-правдивое слово…

    Возвратившись в Ярославль, я активно участвую в издании местных литературно-художественных сборников-альманахов. Знакомлюсь с интересными людьми: членом "Земли и воли" Якушкиным, сыном декабриста, поэтом демократом Леонидом Николаевичем Трефолевым.

11. Л.Н.Трефолев (показывается портрет)
    С чувством глубокого уважения относился я к Юлии Валериановне. Она сыграла большую роль в моем творческом росте как поэта, так и человека.
    По ее советам я изучал произведения Белинского и Добролюбова. Она убеждала меня, что кроме книжной, так сказать идеальной любви к народу, не мешает выражать ее практически. Следуя этому благому совету, я принял деятельное участие в создании воскресных школ для трудового населения Ярославля. С большим интересом встретили мы выход в свет нового сборника стихотворений Юлии Валериановны. Критики Добролюбов и Писарев написали статьи об этом сборнике.

12. Н.Добролюбов (показывается портрет)
    "Её сердце, ее ум действительно наполнены горькими думами, которых не хочет или не умеет разделять современное общество. Ее стремления, ее требования слишком обширны и высоки, что многие бегут от поэтического призыва души, страдающей не только за себя, но и за других."
    "Но мы, нимало не задумываясь, решаемся причислить эту книжку стихотворений к лучшим явлениям нашей поэтической литературы последнего времени."

13. Д.Писарев (показывается портрет)
   "В ее стихах отразилась мягкая нежная душа женщины, которая понимает несовершенство жизни"
    "Многие из ее стихотворений стоят наряду с лучшими созданиями русской поэзии."

14. Юлия
    "Я не сочиняю стихи, а выбрасываю на бумагу, потому что эти образы, эти мысли не дают мне покоя, преследуют меня до тех пор, пока я не отвяжусь от них, перенеся их на бумагу. Может быть, они оттого и носят печать той задушевной искренности, которая нравится многим."

"Тихо я бреду одна по саду,
Под ногами желтый лист хрустит,
Осень льет предзимнюю прохладу,
О прошедшем лете говорит.
Говорит увядшими цветами,
Грустным видом выжатых полей
И холодными, сырыми вечерами, -
Всей печальной прелестью своей.
Так тоска душе напоминает
О потере наших лучших дней,
Обо всем, чего не возвещает
Эта жизнь – жестокий чародей! "

    Не только темы трагической любви и картины любимой северной природы затрагиваются в моей поэзии. Я помню советы Белинского и стараюся ближе узнать жизнь народа, писать о его нелегкой судьбе. В этом мое творчество сближается с поэзией замечательного русского поэта – демократа Николая Алексеевича Некрасова. О его поэзии я писала:

"Н.А.Некрасову"
(демонстрируется портрет Н.А.Некрасова)

Стих твой звучит непритворным страданьем,
Будто из крови и слез он восстал!
Полный ко благу могучим призваньем,
Многим глубоко он в сердце запал.
Он неприятно счастливцев смущает
Гордость и спесь восстают из него;
Он эгоизм глубоко потрясает, -
Верь мне - не скоро забудут его!
Льнут к нему чутким, внимательным ухом
Души, измятые жизни грозой;
Внемлют ему все, скорбящие духом,
Все, угнетенные сильной рукой…

    Не без влияния революционеров-демократов и Н.А.Некрасова создаются стихи о потрясающей бедности, нищете и страданиях русского мужика. Одно из них "Нива, моя нива" стало одним из популярных о крестьянстве, оно печаталось во многочисленных хрестоматиях и учебниках.

"Нива"

Нива, моя нива,
Нива золотая!
Зреешь ты на солнце,
Колос наливая,
По тебе от ветру, -
Словно в синем море, -
Волны так и ходят,
Ходят на просторе.
Над тобою с песней
Жаворонок вьется;
Над тобою и туча
Грозно пронесется.
Зреешь ты и спеешь,
Колос наливая, -
О людских заботах
Ничего не зная.
Уноси ты ветер,
Тучу градовую;
Сбереги нам, боже,
Ниву трудовую!…

    Особое место в моем творчестве занимают прозаические произведения: "В стороне от большого света", "Женская история", "Отсталая". Все они автобиографичны. В их основе – трагическая любовь, определяющаяся сословным неравенством, и проблемы женской эмансипации. Эта тема была очень актуальной в те годы, и я получила много взволнованных и похвальных писем от своих почитателей.
    Мой друг критик Скабичевский писал:

15. Скабичевский:
    "В самой судьбе Жадовской очень много типичного для образованных, обыкновенных женщин своего времени, а стихи ее "песни о женской неволи"

16. Отец:
    У друга нашей семьи ярославского доктора К.И.Севена умерла жена, Юлия пожертвовала собой ради благополучия других, вышла за него замуж, чтобы воспитывать осиротевших детей и окружить заботой и вниманием старого доктора. В это время тяжело заболел я и Юлия в течении пяти лет ухаживала за мной.

17. Юлия:
    Вскоре после смерти отца умер и мой муж, оставив на попечении большую семью. Я вырастила всех его детей, хотя уже сама была серьезно больна. Судьба подарила мне и последнее счастье. После 15 лет разлуки мы встретились в Петербурге с Петром Мироновичем Перевлесским. Он стал профессором Александровского (Царскосельского) лицея, известным фолологом.

Романс "Я все еше его безумная, люблю"
муз. А.Даргомыжского

После долгой тяжелой разлуки,
При последнем печальном свиданьи,
Не сказала я другу ни слова
О моем безутешном страданьи;
Ни о том, сколько вынесла горя,
Ни и том, сколько слез пролила я,
Как безрадостно целые годы
Понапрасну его все ждала я
Нет, лишь только его увидала,
Обо всем, обо всем позабыла;
Не могла одного позабыть я –
Что его беспредельно любила…

Учитель:
    Последние годы своей жизни Ю.В.Жадовская прожила в небольшой усадьбе Толстиково Буйского уезда Костромской губернии. Умерла она в 59 лет, 23 июля 1883 года.
    Её муза, простая и скромная, была правдивой и искренней. В своем поэтическом памятнике "Нет никогда поклонничеством низким…" поэтесса гордо заявляла:

Нет, никогда поклонничеством низким
Я покровительства и славы не куплю,
И лести я ни дальним и ни близким
Пред тем, что я всегда глубоко презирала,
Пред чем, порой, дрожат достойные, - увы! –
Пред знатью гордою, пред роскошью нахала
Я не склоню свободной головы.
Пройду своим путем, хоть горестно, но честно,
Любя свою страну, любя родной народ:
И, может быть, к моей могиле неизвестной
Бедняк иль друг со вздохом подойдет;
На то, что скажет он, на то, о чем помыслить,
Я, верно, отзовусь бессмертною душой…
Нет, верьте, лживый свет не знает и не смыслит,
Какое счастье быть всегда самим собой!…

на предыдущую страницу