Спектакль (урок – зачет) “Декабристки”
11 класс

Сцена 1

Ведущая.
Особое восхищение вызывают у нас образы жен декабристов.

Звучит музыка Д.Шостаковича из кинофильма “Овод”

Ведущий.
    Пленительные образы. Едва ли
    В истории какой-нибудь страны
    Вы что-нибудь подобное встречали
    Их имена забыться не должны...
    Слава и краса вашего пола.
    Слава страны, вас произрастившей.
Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности, таких чудных и идеальных жен. Да будут незабвенны имена ваши!

Ведущая.
    Екатерина Трубецкая, дочь графа Лаваля. Полы в особняке Лаваля были выстланы мрамором, по которому вступал император Нерон. Она, видевшая Рим и Грецию, первая поехала за мужем в Сибирь.

Николай I.
    Жена, следуя за своим мужем, становится причастной к его судьбе, теряет прежние звания, делается женой ссыльно-каторжного.

Графиня Трубецкая.
    Согласна.

Николай I.
    Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в заводские крестьяне.

Графиня Трубецкая.
    Согласна.

Николай I.
    Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено.

Графиня Трубецкая.
    Согласна.

Николай I.
    Не искать свиданий с мужем, за исключением двух раз в неделю, не передавать мужу никаких вещей, денег, бумаги, чернил. Никому не писать, не отправлять и не получать писем.

Графиня Трубецкая.
    Согласна.

Николай I.
    Свидание с мужем лишь в арестантском платье.

Графиня Трубецкая.
    Согласна.

Николай I.
    Ежели преступники уголовные, жуткие люди, погрязшие в пороке, надругаются над вами или же, не дай бог, убьют, власти ответственности не несут.

Графиня Трубецкая.
    Согласна. Я готова пройти семьсот верст, которые отделяют меня от мужа, по этапу плечом к плечу с каторжниками. Прошу - отправьте меня сегодня же.

Звучит отрывок из “Шестой симфонии” П.Чайковского
Трубецкая на приеме у генерал-губернатора Цейдлера.

Цейдлер.
    Позвольте-с. Я согласен сам,
    Что дорог каждый час,
    Но хорошо ль известно вам,
    Что ожидает вас,
    Бесплодна наша сторона,
    А та - еще бедней.
    Короче нашей там весна,
    Зима - еще длинней.
    В казарме общей надо жить.
    А пища: хлеб да квас.
    Пять тысяч каторжников там,
    Озлоблены судьбой.
    Заводят драки по ночам,
    Убийства и разбой.
    Поверьте, вас не пощадят,
    Не сжалится никто!

Графиня Трубецкая.
    Ужасна будет, знаю я,
    Жизнь мужа моего.
    Пускай же будет и моя
    Не радостней его!

Цейдлер.
    Но вы не будете там жить,
    Тот климат вас убьет!
    Я вас обязан убедить,
    Не ездите вперед.

Графиня Трубецкая.
    Живут же люди в том краю.
    Привыкну я шутя.

Цейдлер.
    Живут? Но молодость свою
    Припомните... дитя.

Графиня Трубецкая.
    Пусть смерть мне суждена-
    Мне нечего жалеть.
    Я еду! Еду! Я должна
    Близ мужа умереть.

Цейдлер.
    Да, вы умрете, но сперва
    Измучите того,
    Чья безвозвратно голова
    Погибла для него.
    Прошу: не ездите туда.

Графиня Трубецкая.
    Покинув родину, друзей,
    Любимого отца,
    Приняв обет в душе моей
    Исполнить до конца
    Мой долг, я слез не принесу
    В проклятую тюрьму, -
    Я гордость, гордость в нем спасу
    И силы дам ему.

Цейдлер.
    Да, откровенно говорю,
    Вернитесь лучше в свет!

Графиня Трубецкая.
    Благодарю, благодарю
    За добрый ваш совет!

Цейдлер.
    Но муж же вас не пощадил?
    Подумайте, дитя.
    О ком тоска? О ком любовь?
    Увлекся призраком пустым,
    И вот его судьба...
    И что ж?.. бежите вы за ним,
    Как жалкая раба.

Графиня Трубецкая.
    Нет! Я не жалкая раба,
    Я женщина, жена!
    Пускай горька моя судьба-
    Я буду ей верна!
    О, если б он меня забыл
    Для женщины другой,
    В моей душе хватило б сил
    Не будь его рабой!
    Но знаю: к родине любовь
    Соперница моя.
    И если б нужно было вновь,
    Ему простила б я!..

Звучит “Сентиментальный вальс” П.И. Чайковского

Ведущий.
    Пройдя рука об руку с мужем тяжкий 28-летний путь каторги и ссылки, Трубецкая всего двух лет не дожила до того дня, когда декабристам и их женам было разрешено наконец вернуться в Россию.

Сцена 2

Ведущая.
    Вслед за Трубецкой поехала в Сибирь дочь героя войны 1812 года генерала Раевского Мария Волконская.

Генерал Раевский.
    Мари! Позволь представить тебе князя Сергея Григорьевича Волконского. Князь - прекрасный человек, из хорошей семьи. И я уверен, что ты будешь с ним счастлива. Через месяц свадьба.

Волконская.
    Сергею было 36 лет, мне не было и 19. Я вышла за него замуж, достойнейшего и благороднейшего из людей. Мои родители думали, что обеспечили мне блестящую, по светским воззрениям, будущность. Мне было грустно с ними расставаться, словно сквозь подвенечную вуаль мне смутно виделась ожидающая нас судьба.

Звучит “Венчание” Г. Свиридова.

Николай I.
   Сергея Волконского, государственного преступника, на каторгу, в Сибирь - навечно.

Волконская.
    Дорогая, обожаемая матушка, я отправляюсь сию минуту, ночь превосходная, дорога чудесная. Сестры! Мои нежные, хорошие, чудесные и совершенные сестры. Я счастлива, потому что я довольна собой.

Николай Раевский.
    Путь тебе добрый, Машенька, снег идет. Молю бога за тебя, жертву невинную, да утешит он твою душу, да укрепит сердце.

Волконская.
   
В Нерчинском заводе я догнала Трубецкую. Комендант Бурнашов разрешил мне посетить тюрьму. Было темно, я ничего не могла разглядеть. Сергей бросился ко мне, лязг его цепей поразил меня. Вид его кандалов так растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его кандалы, а потом его самого.

Звучит “Аве Мария” Дж. Верди.

Ведущая.
    30 лет прожила на каторге и в ссылке Мария Николаевна Волконская. Скончалась она в 1863 году, ей было 58 лет.

Ведущий.
    В 1865 году скончался Сергей Волконский. И только 38 лет спустя его портрет, портрет героя войны 1812 года, вернулся в галерею Эрмитажа.

Звучит отрывок из Концерта для голоса с оркестром Р. Глиэра.

Сцена 3

Ведущая.
    Фонтанка, 25. Море света, гремит музыка, бал. Среди танцующих Александра Муравьева, жена автора конституции Северного общества Никиты Муравьева.

Звучит Полонез из оперы П.И. Чайковского “Евгений Онегин”

Ведущий.
   Юная, прекрасная лицом, гибкая станом, златокудрая - такой ее запечатлел на своей акварели художник Соколов.

Ведущая.
    Графиня, дочь несметно богатых родителей, она, казалось, родилась для счастья.

Александра.
   
С первой минуты, как я увидела Никиту, с первого свидания, с первого поцелуя хранила я в сердце радостное ощущение непроходящей влюбленности.

Николай I.
   
18 декабря 1825 года в доме Муравьевых произвести обыск, находящегося в отпуске капитана Гвардейского Генерального штаба Николая Муравьева арестовать.

Ведущий.
    Из четвертого каземата Анненского бастиона он пишет жене.

Никита Муравьев.
    Мой добрый друг! Мой ангел! Я виновен. Я - один из руководителей только что раскрытого общества. Я виновен перед тобой. Сколько раз с момента женитьбы я хотел раскрыть тебе эту роковую тайну. Я причинил тебе горе и всей твоей семье. Все твои меня проклинают. Мой ангел! Я падаю к твоим ногам, прости меня. Во всем мире у меня остались только мать и ты.

Александра.
    Мой добрый друг! Мой ангел! Твое письмо было для меня ударом грома. Ты - преступник! Ты - виновен! Это не умещается у меня в голове. Ты просишь у меня прощения. Не говори со мной так, ты разрываешь мне сердце. Мне нечего тебе прощать. В течение почти трех лет, что я замужем, я не жила в этом мире, я была в раю. Счастье не может быть вечным. Не предавайся отчаянию, это слабость, не достойная тебя. Не бойся за меня, я все вынесу. Ты упрекаешь себя за то, что сделал меня кем-то... вроде соучастницы такого преступника, как ты... Я самая счастливая из женщин.

Никита Муравьев.
    Я целый день занят, а время от времени даю себе отдых, целую твой портрет. В минуту наибольшей подавленности мне достаточно взглянуть на твой портрет, и это меня поддерживает. Время от времени я беру твой портрет и беседую с ним.

Александра.
    Письмо, которое ты мне написал, показывает все величие твоей души. Ты грешишь, полагая, что все мои тебя проклинают. Ты знаешь безграничную привязанность к тебе. Ты говоришь, что у тебя никого в мире нет, кроме матери и меня. А твои дети - зачем их забывать? Нужно себя беречь для них больше, чем для меня. Твоя жизнь будет для них большим примером.

Ведущий.
    Александре Григорьевне Муравьевой А.С. Пушкин передал свое послание в Сибирь “Во глубине сибирских руд”.

Ведущая.
    Александра Григорьевна всегда была веселой и спокойной на свиданиях с мужем, а в одиночестве она жестоко мучалась по оставленным в России детям. Несчастная мать не обманывалась в своих горестных предчувствиях. Через год после ее отъезда умер сын, а дочери вдали от матери тяжело заболели. Одна умерла совсем юной, другая не вынесла тяжелого горя, почти монашеского затворничества с ослепшей, убитой горем бабкой и сошла с ума. Никогда ни единым словом не проговорилась Александра Григорьевна мужу о своем горе.

Ведущий.
    Она умерла в Сибири в неполных 28 лет.

Звучит отрывок из Концерта для голоса с оркестром Р. Глиэра.

Ведущая.
    Кончина нашей милой Александрии произвела сильное впечатление не только на всех нас, но и на всех жителей Петровского завода. Все слезы были тут искренни, все печали естественны, все молитвы пламенны. Скоро не стало и Никиты.

Сцена 4

Ведущий.
    Наталья Апухтина, дочь костромского помещика, жена декабриста Михаила Фонвизина.

Фонвизина.
    Я была дочерью богатого помещика. В костромских лесах среди лугов, полей воспитывалась моя поэтическая натура. Когда мне исполнилось 16 лет, стали свататься женихи, но я и слышать не хотела о них, я решила посвятить себя богу, уйти в монастырь. Причиной этому была несчастная любовь. Тот, кто мог сделать меня счастливой, узнав, что мой отец разорен, покинул меня. И вот в это время к нам в деревню приехал мой двоюродный дядя Михаил Александрович Фонвизин - прославленный генерал, герой войны 1812 года. Я вышла за него замуж.

Ведущий.
    Богат и знатен был род Фонвизиных. Наташу баловали, на одни шпильки в год она имела 1200 рублей.

Генерал Фонвизин.
    Я посвятил юную жену в свою тайну. Наташа не только разделила мои мысли, но и наше высокое дело. А я был счастлив. Родился сын-первенец, он уже лопочет, тянет ручки к моим орденам, но наступил декабрь 1825 года. Я был арестован.

Ведущий.
    Солдаты полка Фонвизина стояли в карауле Петропавловской крепости. Они предложили Фонвизину побег, понимая, чем рискуют.

Генерал Фонвизин.
    Я не мог бежать, считая, что должен разделить участь своих товарищей. В каземате меня свалила тяжелая болезнь. И только письма моей милой Наташи вернули меня к жизни.

Николай I.
    Государственный преступник Михаил Фонвизин приговаривается к 15 годам каторги и вечному поселению в Сибири.

Ведущая.
    Наталья Фонвизина ждала второго ребенка, страшная весть поразила ее. Оставив двух малюток-сыновей на попечение матери, она последовала за мужем в Сибирь. Через много лет на закате своей жизни она вернулась в Россию.

Наталья.
    Возвращаясь в Россию, я поклонилась Сибири в благодарность за ее хлеб-соль и гостеприимство. Поклонилась и родине, которая, как, мачеха, встретила меня неприветливо. Родить сыновей и лишиться их, не сохранив о них даже воспоминания, не иметь понятия ни о голосе, ни о фигуре, ни о характере. У меня нет даже воспоминаний о моих детях. Горе, горе и горе.

Звучит отрывок из Концерта для голоса с оркестром Р. Глиэра.

Сцена 5

Ведущая.
    Любовь кавалергарда Анненкова и француженки Полины Гебель.

На сцену входят Анненков и Полина Гебель.
Звучит музыка из кинофильма “Звезда пленительного счастья”
-“Кавалергарда век недолог...”

Полина.
    Не однажды в людный магазин Демонси, где демонстрировались парижские моды, заезжала московская богачка Анна Ивановна Анненкова, иногда ее сопровождал сын, поручик кавалергардского полка, Иван Александрович Анненков. То был красавец в полном смысле этого слова. Отлично образованный, со всеми приемами рыцаря - джентльмена.

Анненков.
    Вначале Полина к моим ухаживаниям отнеслась недоверчиво. Ее смущали разговоры о характере русских мужчин.

Полина.
    Мужчины русские так лукавы и так изменчивы. Но больше всего меня тревожила мысль, что Анна Ивановна не позволит своему сыну жениться на мне, бедной и незнатной девушке, а у Ивана не хватит мужества противостоять воле матери.

Анненков.
    Для этих тревог были все основания. Надо было знать мою матушку.

Анна Ивановна Анненкова.
    Вся Москва знала меня, Анну Ивановну Анненкову. Я жила в сказочной роскоши, меня называли царицей Голконды. Иностранцы приезжали осматривать мои замечательные оранжереи и великолепные апартаменты с дверями из цельного богемского хрусталя. Парадных комнат в доме не счесть, моя домашняя свита включала 150 человек. Я не выносила никакого шума, многочисленные лакеи ходили по комнатам в чулках, никто не смел при мне громко разговаривать. На кухне я держала 14 поваров, стол ежедневно накрывали на 40 человек. Сундуки были заполнены дорогими мехами, редкими кружевами, различными драгоценностями и тканями. Если мне нравилась какая-нибудь ткань, то я покупала ее целыми кусками, чтобы ни у кого не было такой.

Полина.
    Еще до восстания 14 декабря Иван признался мне, что принадлежит к тайному обществу. Мрачные предчувствия теснили мне грудь. Сердце сжималось и ныло.

Анненков.
    2 декабря состоялось наше последнее свидание на воле.

Николай I.
    Почему вы не донесли, что создано тайное общество?

Анненков.
    Нечестно доносить на товарищей.

Николай I.
    Вы не имеете понятия о чести. Знаете ли вы, чего заслуживаете?

Анненков.
    Смерти, государь.

Николай I.
    Вы думаете, что вас расстреляют, что вы будете интересны. Нет - я вас в крепости сгною.

Полина.
    Иван в крепости, ему нужна моя помощь. Вот его записка. Я решила устроить Ивану побег. За помощью обратилась к его матери. До ночи мне пришлось ждать ее приема. Я была во всем черном, она - в роскошном пеньюаре. Было два часа ночи, старуха сидела в большом кресле, две служанки читали ей сказки.

Полина.
    Сударыня! Сжальтесь. Выслушайте меня. Вашему сыну грозит смерть, он в крепости, я устрою ему побег и увезу за границу. Нужны деньги.

Анна Ивановна Анненкова.
    Мой сын - беглец! Ну, нет, сударыня. Я никогда не соглашусь на это, он честно покорится своей судьбе. Супротив государя пошел, непутевый!

Полина.
    Это достойно римлянина, но их времена уже миновали.

Анна Ивановна Анненкова.
    Вещи сына находятся в кавалергардских казармах, там есть все, что ему нужно. Прощайте, сударыня.

Полина.
    Судьба накажет вас за это.

Ведущая.
    И судьба покарала ее. Старуха умерла в бедности, растранжирив свои несметные богатства. Но, когда ее дом буквально ломился от достатка, она отказала сыну в малейшей помощи.

Полина.
    Я решила, что все равно устрою побег Ивану. Все было готово, как от него пришло письмо.

Анненков.
    Я не покину товарищей в беде, а разделю их судьбу, сколь жестокой она ни была.

Николай I
    Государственного преступника Ивана Анненкова на каторгу, в Сибирь.

Полина.
    9 декабря 1826 года Ивана увезли в Сибирь, через караульного он передал мне записку. Встретиться или умереть! Я написала прошение царю.

Ведущий.
    Оно осталось без ответа.

Полина.
    Тогда я решила встретиться с царем на военных учениях в Вязьме и самой передать прошение.

Николай I
    Что вам угодно, сударыня?

Полина.
    Государь! Я хочу получить милостивое разрешение следовать на каторгу за государственным преступником Иваном Анненковым.

Николай I
    Это не ваша Родина, сударыня. Там вы будете очень несчастны.

Полина.
    Я знаю, государь. Я готова на все.

Ведущая.
    Свадьба в остроге. Это было событием для всей Читы и праздником для декабристов. Дамы старались принарядиться, кроили, шили. Церковь была очень темной. Жены декабристов собрали свечи ради торжественного случая.

Полина.
    Белые галстуки для шаферов я сшила из батистовых платков.

Ведущая.
    У всех поднялось настроение. И вдруг... Все услышали звон кандалов.

Анненков.
    Меня привели под конвоем. У самой церкви сняли кандалы. После венчания снова надели.

Сцена 6

Звучит музыка из кинофильма. “Звезда пленительного счастья”

Ведущая.
    Любовь соединила еще две судьбы: француженки Камиллы Ле Дантю и декабриста Ивашева.

Тихо звучит “Сентиментальный вальс” П.И. Чайковского

Камилла.
    Его величеству Николаю I. Мое сердце полно верной на всю жизнь, глубокой, непоколебимой любовью к одному из несчастных осужденных законом - к сыну генерала Ивашева. Я люблю его почти с детства. Я хочу разделить его горькую участь.

Николай I.
    23 сентября 1830 года. Разрешаю поездку девице Камилле Ле Дантю в Сибирь. Разрешаю брак с осужденным Ивашевым.

Волконская.
    Дорогая Камилла. Правда, пристанищем у Вас будет лачуга, а жилищем тюрьма, но Вас будет радовать счастье, приносимое Вами. Вы встретите здесь человека, который всю жизнь свою посвятит Вам, чтобы доказать, что и он умеет любить. Кроме того, Вы встретите здесь подругу, которая уже теперь относится к Вам с живейшим интересом и любовью

Камилла.
    По мере приближения моего к Петровскому заводу мною начало овладевать беспокойство: жены декабристов ехали к своим мужьям. Я же ... Мы 7 лет не видели друг друга. Может быть все наши мечты лишь отзвук давних детских симпатий и юношеского робкого увлечения.

Ивашев.
    Опасения Камиллы были напрасны. Приехав на завод, она несколько дней прожила у Волконской, здесь мы и встретились. Оба были потрясены. Камилла потеряла сознание. Через неделю состоялась наша свадьба.

Ведущая.
    Семья декабристов встретила милую, образованную девушку ласково и приветливо. Александр Одоевский по этому поводу написал стихи:
    “С другом любо в тюрьме, -
    В душе мыслит красна девица, -
    Свет он мне в могильной тьме.
    Встань, неси меня, метелица”.

Ивашев.
    В годовщину нашей свадьбы Камилла писала своей матери

Камилла.
    Год нашего союза прошел как один счастливый день.

Звучит музыка В.А.Моцарта “Лакримоза”

Розен.
    Мы все радовались их счастью, но, внезапно простудившись, Камилла умерла на 32 году, а ровно через год в тот же день, что и Камилла, умер Ивашев. Трое малюток остались сиротами.

Ведущий.
    Мать Камиллы с большим трудом добилась разрешения вывезти сирот из Сибири. Ожидалось тогда бракосочетание кого-то из царской семьи - только в связи с этим Николай I дал на это согласие.

Звучит отрывок из “Реквиема” В.Моцарта.

Сцена 7.

Ведущая.
    Пленительные образы. Едва ли
    В истории какой-нибудь страны
    Вы что-нибудь подобное встречали
    Их имена забыться не должны.

Звучит сентиментальный вальс П.И.Чайковского

Ведущий.
    Декабристы в Сибири. Вы помните, какими юными они уезжали в Сибирь. Те немногие, кому суждено было вернуться, возвращались в Россию седыми стариками.

Волконский.
    Мои убеждения привели меня на каторгу, к 30-летнему изгнанию. И, тем не менее, ни от одного слова я сейчас не откажусь.

Анненков.
    Моя старая ненависть к самодержавию, рабству пробудилась с тех пор, как я вернулся из Сибири в Пензенскую губернию.

Якушкин.
    О нас в истории страницы напишут.
    Из искры возгорится пламя.

Ведущий.
    Веруйте в земное воскресенье,
    В потомках наше племя оживёт,
    И чад моих святое поколенье
    Покроет Русь и процветёт.

Звучит “Первый концерт для фортепиано с оркестром” П.И.Чайковского.

на предыдущую страницу