"ДУШИ ИЗМЕНЧИВОЙ ПРИМЕТЫ ..."

Тема урока: "Женские образы в портретах художников XVIII века"
Тип урока: интегрированный урок (МХК-изо-музыка)
Цели урока:
    1. Познакомить учащихся с жанром портрета.
    2. Познакомить с творчеством художников XVIII века: Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого,
        В.Л.Боровиковского.
    3. Прививать любовь и понимание русской портретной живописи.
    4. Способствовать формированию и воспитанию патриотизма, чувство гордости за
        национальную культуру.
Оборудование:
1. Слайды (портреты):
    Ф.С.Рокотова "Портрет А.П.Струйской"
     В.Л.Боровиковский "Портрет М.А.Лопухиной"
2. Иллюстрации (портреты)
    Ф.С.Рокотов
        а)В.Е.Новосильцева
        б)В.Н.Суровцева
    Д.Г.Левицкий
        а)Е.И.Нелидова
        б)Е.Н.Хованская и Е.Н.Хрущева
        в)И.С.Борцова
        г)Г.И.Алымова
        д)Е.И.Молчанова
    В.Л. Боровиковский
        а)Д.Г.Левицкий
        б)миниатюры: "Лизынька и Дашинька", портрет крестьянки Христиньи;
        в)портрет сестер А. и В.Гагариных
        г)портрет Д.Безбородко с дочерьми
        д)портрет О.Филипповой
3. Грампластинки, фортепиано.
    а) Л.Бетховен "Экосезы"
    б) Ж.Ф.Рамо "Менуэт Соль мажор"
    в) В.А.Моцарт "Менуэт" (ноты)
    г) Ж.Б.Люлли "Гавот ре минор" (клавесин)

Звучит "Менуэт" А.Моцарта (играет на фортепиано учитель).

Учитель

    "Золотой век" портрета - так с полным основанием говорят о xviii столетии. Интерес к человеку, его внутреннему миру - вот что сделало портрет ведущим жанром живописи. Сегодня на уроке мы познакомимся с женскими портретами трех самых выдающихся русских художников XVIII века: Федора Степановича Рокотова, Дмитрия Григорьевича Левицкого и Владимира Лукича Боровиковского.

   Творчество Рокотова открывает блестящий период расцвета русской живописи. Он едва ли не первым проник в тайны душевной жизни человека, открыл ее красоту и богатство. И его портреты врезаются в душу, оставляют неизгладимое впечатление.
    О жизни художника известно очень мало, имя его до сих пор сохранило "притягательный ореол тайны". Крепостной крестьянин по происхождению, Рокотов стал признанным мастером, академиком живописи, автором многих портретов столичной и московской знати. Своей жизнью художник как бы доказал слова современника Хераскова:
            "Не титла славу нам сплетают,
            Не предков наших имена,
            Одни достоинства венчают
      
     И честь венчает нас одна..."

    Особенно удавались художнику женские портреты, погрудные, часто заключенные в овал. Лица женщин таинственно и мягко выплывают из сумеречного фона, черты их чуть расплываются и иногда кажутся полустертыми. Рокотовские загадочные глаза, чуть удлиненные, как бы прищуренные, без блеска смотрят на нас, словно из глубины зеркал - старинных потускневших зеркал, висящих в полутемных залах.

    Через эпидиаскоп демонстрируется портрет В.Е.Новосильцевой.
   
Великолепен портрет В.Е.Новосильцевой (1780г.). Она представлена в легком кружевном платье, набросанном летучими прерывистыми мазками, которые словно охватывают душу кружева - легкую и капризную. Небрежно повязан бант на груди, бледно-голубые с белым. Они как нельзя лучше подчеркивают то выражение лица: умного, немножко холодно-насмешливого, с таинственной полуулыбкой, так характерной и для других рокотовских портретов, за которую этот портрет называют "русской Джокондой".

Через эпидиаскоп демонстрируется портрет В.Н.Суровцевой.
    Портрет Варвары Николаевны Суровцевой воскрешает для нас образ женщины удивительной душевной мягкости. Весь он выдержан в серебристых пепельно-серых с легкими зеленоватыми тенями красках. Эту монотонность нарушают лишь розоватые оттенки нежных лепестков розы, приколотой на груди. Дымчато-серый колорит придает образу Суровцевой воздушность. Во всем ее облике чувство собственного достоинства соединяются с естественностью и скромностью. Бледное, с неправильными чертами, но миловидное и живое лицо дышит женственностью, благородной сдержанностью и затаенностью эмоциональных движений. Загадочный взгляд "рокотовских" глаз выражают изменчивую сложность душевного мира этой женщины.

Через эпидиаскоп демонстрируется слайд с портретом А.П.Струйской (1772 г.).
    Портрет Александры Петровны Струйской едва ли не самое замечательное создание Рокотова.
    Струйская была женой сумасброда-крепостника, малоудачливого поэта, имевшего собственную типографию и бывшего ярым поклонником живописи Рокотова. Художнику были заказаны парные портреты - Струйского и его невесты. Когда Рокотов брался за кисть, ему казалось, были ведомы все "души изменчивой приметы". И надо думать, когда впервые предстала перед ним позирующая невеста Струйского, он понял всю беззащитность ее перед жизнью, предвидел ее будущее рядом с диким сумасбродом. И, конечно, был тронут ее юной ничем не замутненной красотой. Изящная фигура в легком зеленовато-сером атласном платье, с золотистой шалью на плечах с высокой прической словно выступает из сероватого дымчатого полумрака. Мягкий мерцающий свет выделяет ее лицо, красивую шею, мягкие то-серого, золотистого и розового придают ее облику особую нежность.
    Темные живые глаза смотрят внимательно, словно вглядываясь в каждого из нас. И вспоминаются строчки поэта Николая Заболотского.

Текст стихотворения читается под музыку Ж-Б Люлли "Гавот ре минор".

"Портрет"

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг.
Безумной нежности припадок
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

    Благородство и нежность души, приветливость и простоту, бесконечную женственность, изящество, доброту и любовь несла эта женщина мир.
Выключается эпидиаскоп, проигрыватель.

   В наследии каждого великого мастера - будь он писатель, композитор или художник - непременно есть творение, которое нерасторжимо с его именем, как бы концентрирует в себе все самое яркое и значительное, что заложено в этом мастере. Так, когда мы говорим о Гончарове, сразу невольно думаем об Обломове, вспоминая Сервантеса видим перед собой Дон Кихота, имя Леонардо воскрешает в памяти влажную весну с картины "Грачи прилетели". Тем и отличается высокий талант, что он вырабатывает свой образ, и тот хранит его от забвения.
    Таким образом, а точнее образами в творчестве Дмитрия Григорьевича Левицкого стали смолянки" - серия из семи портретов воспитаннпиц Смольного института благородных девиц - привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году Екатериной II. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", - их учили иностранным языкам и русской словесности, изящным манерам, а также рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Поскольку императрица питала слабость к театру, в жизни Смольного института особое место занимали разного рода театральные представления. Смолянки разыгрывали французские комедии, "оперы комик", "пьесы с ариями", а также выступали в балете. Многие исполняли это не хуже профессиональных артистов. Заказ написать портреты смолянок получил лучший петербургский художник того времени Д.Г.Левицкий. Как и Рокотова, достоверных сведений о его жизни немного. Биографии художников мало кого занимали. Живописец мог оставить портрет целого поколения, но сам при этом пребывал в неизвестности. Даже год рождения Левицкого точно не установлен. Сын киевского священника был замечен петербургским художником А.П.Антроповым, приехавшим в Киев расписывать Андреевскую церковь, и увезен им в петербург. У Антропова Левицкий закончил курс в академии, а талант быстро сделал его первым среди петербургских художников.
    "Смолянок" своих Левицкий писал в ту прекрасную для них пору, когда они получали право на первый выезд в свет А что такое этот выезд, всякий русский человек знает со слов Л.Н.Толстого, который собирает "при нас" на первый был Наташу Ростову. Вспомните: как ей хотелось выглядеть на балу взрослой, но она "не могла принять той манеры, которая бы сделала бы ее смешной". Так и эти девочки: Е.И.Нелидова, Е.Н.Хрущева и Е.Н.Хованская, изображающие взрослых, прекрасны в полуотроческой своей живости.

Через эпидиаскоп демонстрируется иллюстрация с портретом Е.И.Нелидовой.
   
Как мила Е.И.Нелидова (1773 г.), танцующая в наряде поселянки! Чистые глаза, немного задорная улыбка, легко и изящно отодвинутая вперед ножка в жемчужном башмачке - чем не Золушка, впервые очутившаяся на балу, вся в предвкушении чуда и счастья? Кажется, еще мгновение, - и появится прекрасный принц, зазвучит томный клавесин, и она, не прекращая улыбаться, начнет свой менуэт.

Звучит "Менуэт соль мажор" Х.Ф.Рамо. По окончании музыки через эпидиаскоп демонстрируется иллюстрация портрета Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой.
   В портрете Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой (также написанном в 1773 году) никакой заданной позы, той обдуманной любезной улыбчивости, которая часто встречается в портретах XVIII века. Эти девочки тоже улыбаются, но эта улыбка радостной правды и естественности.

Звучит "Экосез" №4 Л.Бетховена. Учитель под музыку продолжает рассказ.
    Хованская с Хрущевой разыгрывают пасторальную сценку: молодой симпатичный парень, которого изображает одна, улыбаясь треплет за подбородок другую, как это, верно, делали молодые вертопрахи с уездными красавицами. Они играют мило и неловко, но и в самой неловкости и радостной стеснительности, кажутся еще естественнее и живее.
    Через три года после создания первых портретов, в 1776 году состоялся первый выпуск Смольного института, и Левицкий пишет портреты трех лучших его воспитанниц: Н.С.Борщовой, Е.И.Молчановой и Г.И.Алымовой.
Через эпидиаскоп демонстрируются портреты каждой из "смолянок".

Портрет Г.И.Алымовой остается на экране.
    Глафира Ивановна Алымова одета в белое платье выпускницы, подпоясанное голубой лентой. Она изображена играющей на арфе. Впоследствии Алымова считалась одной из лучших артисток своего времени.
    Жесты ее грациозны, лицо освещено любезной, чуть кокетливой улыбкой девушки, только что получившей золотую медаль за свои успехи и удостоившейся чести прочесть на выпускном вечере приветственную речь императрице. Левицкий сумел передать характер девушки, готовой выступить в свет и не растеряться в его сложном мире.

Через эпидиаскоп демонстрируется портрет Е.И.Молчановой.
   
Большой интерес представляет портрет Е.И.Молчановой, одной из самих одаренных воспитанниц. Ее выразительное лицо с большими чуть раскосыми глазами и слегка вздернутым носиком покоряют тем выражением застенчивости, которое читается и в улыбке, и в ласковом взгляде. Вместе с тем смотрит она уже не по-детски, а с чувством собственного достоинства. По всему видно, что девушка умна, начитана и успела познать премудрости многих наук. В руках у нее книга в тисненном кожаном переплете, а рядом, на столике, какой-то металлический прибор или пособие по физике.
    Каждая из смолянок имеет свой облик, свой ярко выраженный характер, но вместе с тем их роднит то самое "непостижимое" русское начало, которое трудно объяснить словами. Мы ощущаем его и в обаятельной неправильности типично русских лиц девушек, и в плавности их движений, и в чем то еще неуловимом, что не спрячешь ни за грациозными жестами, ни за дорогими атласными нарядами.

    Последний значительный портретист XVIII века Василий Лукич Боровиковский лучшие лирически образы создал под влиянием сентиментализма. Начало творческого пути художника совпадают с развитием русского сентиментализма в литературе. Боровиковский был другом писателей этого направления: И.Дмитриева и Н.М.Карамзина. Сентиментализм был прогрессивным явлением для XVIII века. Искусство обращалось к эмоциональной сфере человека. Воспевалась способность к размышлению, созерцанию, меланхолии, к сближению человека с природой. В литературе широкое распространение получили камерные жанры: короткие стихотворения, дневниковые записи. В живописи - миниатюра, интимный портрет.
    Таковы поэтические миниатюры "Лизынька и Дашинька", "Портрет крестьянки" кисти Боровиковского (миниатюры демонстрируются через эпидиаскоп).
    Тот же дух сохраняется и в семейных портретах начала 1800-х годов - сестер А. и В.Гагариных, Д.Безбородько с дочерьми.
Портрет демонстрируется через эпидиаскоп.

Пейзаж - еще одно "действующее лицо" наряду с моделью в портретах О.Филипповой (1790), Е.Арсеньевой (1780-е гг.), М.Лопухиной (1797 г.).

Портреты демонстрируются через эпидиаскоп,
последний - М.Лопухиной - слайд черед диаскоп.

    Мы увидели сегодня ряд женских портретов Боровиковского, но полотно, на котором изображена Мария Ивановна Лопухина, притягивает сиянием красок, каким-то особым светом. Этот портрет - шедевр Боровиковского. Он воплотил здесь представления своего времени о женской прелести. Прелести удивительной, почти неземной.
   Кажется, те же, что и на других портретах, приглушенные полутона: пепельный, голубой, сиреневый. Но нет, они совсем иные. Такая светлая зелень бывает только ранней весной, когда молодая листва высвечивается солнцем. Такие оттенки голубого (а их на портрете более восьми) можно подглядеть только в ту переходную от зимы пору, когда небо представляется необъятно высоким и близким одновременно. Нежные краски платка, накинутого на руку, кажется, источают аромат сирени... И сама юная девушка, тогда еще незамужняя, восемнадцатилетняя, представлялась художнику как бы олицетворением весны. Трогательная голубая ямка на шее, по детски припухший рот и взгляд "бархатных" глаз, в которых и печаль, и тайное сожаление, и робкая надежда, и мечтательная отрешенность, М.Лопухина умерла молодой в 22 года от чахотки и художник как будто предчувствуя ее краткую жизнь дарит нам двойное очарование. То портрет манит нас близостью счастья, желанием любви и готовностью к ней. То, обратив внимание на созерцательно-задумчивую позу Лопухиной, ее безвольно опущенные руки, размытый контур ее силуэта, она воспринимается нами самой мечтой - близкой и недоступной. Художник и стремился к этому сложному впечатлению, он добивался его игрой полутонов, переливами цвета. Ни одному другому мастеру не удалось повторить эту изумительную гамму красок. Они - тайна Боровиковского. Не до конца разгаданной, а потому такой манящей остается и красота самой Лопухиной.

    Звучит "Экосез №5" Л.Бетховена.

        Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
        И той улыбки, что молча выражали
        Страданье - тень любви; и мысли тень печали.
        Так часть души ее от нас не улетела.
        И будет этот взгляд и эта прелесть тела
        К ней равнодушное потомство привлекать,
        Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Я.Полонский

Диаскоп и проигрыватель выключаются.

Известный поэт XVIII века Г.Державин написал:
                    Умел ты кистию свободной
                    Непостижимость написать
Спасибо живописцам XVIII века, что сумели удержать для нас непостижимость прекрасных русских женщин.

Рекомендуемая литература

1. Алексеева Г.В., В.Л.Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII - XIX веков М. Искусство, 1975
2. Амишинская А.М. Тропинин: жизнь в искусстве М.:Искусство,1975
3. Валицкая А.П., Д.Г.Левицкий Л.: Художник РСФСР, 1985
6. Владимиров В.Н., Оксер С.Б. Муз.литература М.: Музыка, 1964
7. Дмитриева Н.А. Краткая энциклопедия искусств М.: Искусство, 1989
8. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII в. М.: Просвещение, 1995
9. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство М.: Высшая школа, 1994
10. Малая история искусств: искусство XVIII века /под ред. А.М.Кантора М.,1977
11. Михайлова К.В., В.Л.Боровиковский Л.: Художник РСФСР, 1968
12. Лапшина Н.П., Ф.С.Рокотов М.: Искусство, 1959
13. Лапшина Н.П. Русское искусство XVIII века М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1969
14. Леонова Н.М., Д.Г.Левицкий М.: Искусство, 1980
15. Сучков С.В., Ф.С.Рокотов Л.: Художник РСФСР, 1976
16. Этюды об изобразительном искусстве / сост. Платонова Н.И., Тарасов В.Д. М.: Просвещение, 1994

на предыдущую страницу