Урок 2. "Немеркнущая красота"

    Давайте вспомним внешнее строение храма. (Идет повторение).
    А как же устроен храм внутри? Модель храма отражает в определенной мере строение Иерусалимского храма, который делится на три части: двор, храм, святая святых. Эти три части сохраняются и в структуре христианского храма: притвор, храм (неф) и алтарь.

       Алтарь располагается в восточной части храма. Алтарь в переводе с греческого означает "возвышенный жертвенник". Он и устраивается на возвышении. Это главная часть храма. В нем помещаются важнейшие священные предметы и совершаются важнейшие церковные богослужения и, прежде всего, Божественная Литургия.
    Еще древние народы ставили жертвенники и храмы на возвышенных местах, приближая их и себя к небу, к богам-небожителям. Ной ставит свой первый жертвенник на вершине горы, где остановился его ковчег. Авраам приносит свою преобразовательную жертву - сына Исаака на горе Мориа (одна из двух вершин Сиона). Скинию ставит Иисус Навин - на Горизонте, Давид на Сионе. Храм Соломона на той же горе. Первая христианская Евхаристия совершается в горнице на Сионе. И даже свою крестную Жертву, сам Спаситель совершил на холме Голгофском.
    Самая главная часть алтаря, самое святое и таинственное место в храме - святой Престол. Место таинственного присутствия самого Иисуса Христа. Он располагается в центре алтаря, имеет квадратную форму. Это означает, что на нем преподается Божественная пища православным христианам всех четырех сторон света. Стол облачен в две одежды: нижнюю из белого полотна и верхнюю из дорогой цветной ткани. На Престоле находятся священные предметы: Антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица, мирохранительница.
   
    Антиминс (вместо престолия) - это священный плат с изображением положения во Гроб Христа Спасителя, четырех Евангелистов и орудий страданий Христа. Под изображением зашита частица святых мощей. Антиминс имеет важное значение в православном богослужении: без него не может совершаться Божественная Литургия, не может приноситься жертва "О всех и за вся".

    Почему алтарь помещается в восточной части?
    Обращенный лицом к алтарю человек смотрит в ту сторону, откуда восходит солнце, что символизирует обращенность к богу. В утреннем богослужении священник возглашает: "Слава Показавшему нам свет!" Восточная часть храма, по Библии, есть область света, "страна живых" и райского блаженства. Рай был в Эдеме, на востоке. Идея алтаря - рая подтверждается и литургически. На Пасху отверзаются Царские Врата и в пасхальном каноне звучат олова "Христос, воскресл от гроба... и отверзл еси нам райские двери"
    (Звучит музыка пасхального канона. Ирмос 6, тропарь 1)

    Врата алтаря, которые теперь называются Царскими, в древности называли райскими. Царские Врата расположены в иконостасе. О нем мы будем говорить на следующем уроке.

    Вдоль иконостаса идет возвышение, называемое солеей. На ней православные христиане причащаются Святых Даров. Середина солеи несколько выступает полукругом и называется амвоном, что в переводе означает "восхождение". Отсюда диакон возглашает молитвы, читает Евангелие, а священник говорит проповеди. Амвон символизирует камень у гроба Господня, который отвалил Ангел и с которого возвестил женам - мироносицам о Воскресении Иисуса Христа. Края солеи предназначаются для чтецов и певчих и называются клиросами.

    Посреди храма обычно стоит аналой - небольшой переносной столик с покровами, на который кладут икону праздника или чествуемого в этот день святого.

        Средний храм соответствует древнему святилищу. В святилище в ветхозаветные времена никто не имел права входить, кроме священников. В православном же храме в средней части стоят все верующие. Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует у нас притвор, теперь существенного значения не имеющий. В первые века христианства, здесь стояли оглашенные, которые готовились к таинству крещения. Сейчас в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления.

    Симеон Солунский говорит: "Алтарь, где находится святая святых, образует небо и то, что превыше небес, а собственно храм и притвор означают землю и все, что на земле" (гл. 76). Следовательно, храм является образом Вселенной.
    На стенах храма иконография представляет всю Вселенную церковь, от начала Церкви первозданной до Страшного Суда. Эти события и показаны на фресках.

    - Вспомните, что такое фреска?
    Древняя живопись наносится на невысохшую, еще сырую штукатурку поверх предварительно сделанного рисунка. Качество фресок во многом зависит от качества штукатурки, которая представляет собой смесь извести с водой. Известь готовили тщательно: в течение лета ее денно и нощно мыли, меняя воду каждые пять-шесть часов, зимой выдерживали на морозе, а весной снова несколько недель мыли. И все это для того, чтобы вывести "емчугу" - светлый налет, который мог проступить на поверхности штукатурки и испортить фрески.
    Красками для фрески служили мелко растертые цветные глины и камни, растворенные в известковой воде. Работать красками можно было до тех пор, пока не высохла штукатурка, иначе краска плохо впитывалась в грунт. Тогда приходилось обивать высохший слой штукатурки и накладывать свежий, оставляющий незапланированный шов. Вот почему фрескист должен был владеть "быстрой кистью". Исправления во фресковой живописи не допускались. Обычно за световой день художнику удавалось написать 5-9 м2 фресок. Между "вчерашней" и "сегодняшней" работой пролегал малозаметный шов, который старались замаскировать, совмещая его с контуром рисунка.
    При несомненных достоинствах фрески имеют весьма существенный недостаток. Со временем известь, содержащаяся в штукатурке и красках, частично съедает цвет, отчего фрески выглядят слегка поблекшими. Несмотря на это фрески по-прежнему волнуют сердца людей. (Рассказать о фресках можно дать ученику).

    В каждом храме фрески разные. Но есть некоторая общая схема росписи храмов. В древних храмах в куполе помещали композицию "Вознесение", так как купольное пространство воспринималось как реальное небо, куда удалился Христос во время Вознесения своего. Оттуда Он придет в день Второго пришествия. Постепенно каноном закрепилось изображение Христа - Пантократора. Обычно это поясная композиция, в одной руке Христос держит книгу, другой благословляет мир (София Новгородская).
    Пантократор - по-гречески значит Вседержитель. Этот образ показывает нам Бога Творящего и Спасающего, держащего мир в своей руке. Вокруг Христа - сияние славы. В круге славы - силы небесные: Архангелы, херувимы, серафимы.
    В барабане изображаются пророки. Это ветхозаветные избранники, слышавшие голос Божий и сообщавшие избранному народу волю Божию.

    - Каких пророков вы знаете? (Исаия, Даниил, Илия)
    Купол соединяется с четвериком при помощи парусов. На них изображаются евангелисты, которые соединяли небо и землю, распространяя по миру Благую весть.

    Арки - как мосты между мирами, на них обычно изображают апостолов, которых послал Господь в мир "проповедовать Евангелие вое твари" (Мн.16.15).
    Арки и своды опираются на столбы. На них изображаются святые подвижники - мученики и воины, которых называют "столпами" Церкви. Своим подвигом они держат Церковь, как столбы держат своды храма. На сводах и стенах располагаются сцены из Нового и Ветхого Завета, жития Богородицы и святых, из Истории Церкви. Состав сцен зависит от богословской программы храма.

    - Если храм посвящен Богородице, то какие сцены будут преобладать? (сцены из жизни Девы Марии)
    Росписи в храмах располагаются ярусами, что свидетельствует о иерархичности мира. В верхней части изображаются главные события из жизни Христа и Богородицы, ниже Ветхий Завет, житийные сцены, еще ниже - вселенские соборы, как отражение жизни Церкви.

    Нижний ярус нередко выстроен из одиночных фигур - это либо святые отцы - богословский, интеллектуальный "фундамент" Церкви, либо святые князья, иноки, столпники, воины - те, кто в духовной брани стоят на страже Церкви. В Архангельском соборе Московского Кремля, служившем усыпальницей московского княжеского дома, в нижнем ряду изображены московские князья - причем не только святые. Так реальная история государства включила священную историю и историю Церкви.

    Сферическая форма апсиды символично осмысливается как Вифлеемская пещера, в которой родился     Спаситель.
        В ранних храмах алтарная преграда была невысокой, в конце апсиды располагался главный храмовый образ - Христос-Пантократор, нередко на троне, в образе Царя Царей, или Богоматерь, в виде Оранты или восседающая с Младенцем на троне, как Царица Небесная. (София Киевская "Богоматерь Нерушимая стена")
    Когда иконостас совершенно закрыл пространство апсиды от глас молящихся, и внутренность алтаря можно было созерцать только когда открывались Царские Врата, место алтарного образа заняла роспись "Воскресение Христово".
    На плоской части восточной стены изображают Благовещение или темы, касающиеся Воплощения и Спасения. Западная стена воспринимается, как страна заходящего, как бы умирающего солнца, область скорби, смерти, область вечного жилища мертвых. Запад ассоциировался у древних с адом. В Египте существовал обычай располагать гробницы на западе от города. Греки тоже считали, что царство Аида находится на западе.

    У христиан еще имелись основания считать запад адом. В Иерусалиме, на западе от Святого Сиона и храма, берет начало узкая долина "сынов Епиомовых" или знаменитая геенна, которая послужила образом места вечных мучений для евреев. Здесь находился жертвенник евреев-язычников Молох Ваал, на котором постоянно поддерживался постоянно огонь. Этому идолу приносились человеческие жертвы. На западной стене изображали композиции начала и конца мира. Наиболее важной темой является изображение страшного суда. Значение ее в том, что человек, уходя из храма должен напомнить о смертном часе и о своей ответственности перед Богом. Иногда изображали здесь и сцены из земной жизни. Это как бы напоминало, что заблуждения, суетность жизни, грехопадения приведут в ад. И входящие в храм, как бы шли от мрака к свету, от мира суеты к царству вечной истины, от греха к святыни и благодати.

    На северной и южной стенах храма помещаются важнейшие события Евангельской Апостольской истории и Вселенские Соборы.

    Итак, внутреннее устройство храма и его иконография подчинены богословской идее.
    Великолепные росписи мы можем видеть в наших ярославских храмах. Например, Церковь Ильи Пророка. (Показать репродукции ярославских фресок). Можно показать фрески костромского Троицкого Собора из книги "Ипатьевский монастырь". Подробнее с фресками ребята знакомятся на экскурсии. Можно показать фрагмент фильма "Искусство Древней Руси".

на предыдущую страницу