Урок 2. "Немеркнущая красота"
Давайте вспомним
внешнее строение храма. (Идет повторение).
А как же устроен храм внутри? Модель
храма отражает в определенной мере строение
Иерусалимского храма, который делится на три
части: двор, храм, святая святых. Эти три
части сохраняются и в структуре христианского
храма: притвор, храм (неф) и алтарь.
Алтарь
располагается в восточной части храма. Алтарь в
переводе с греческого означает "возвышенный
жертвенник". Он и устраивается на возвышении.
Это главная часть храма. В нем помещаются
важнейшие священные предметы и совершаются
важнейшие церковные богослужения и, прежде
всего, Божественная Литургия.
Еще древние народы ставили
жертвенники и храмы на возвышенных местах,
приближая их и себя к небу, к богам-небожителям.
Ной ставит свой первый жертвенник на вершине
горы, где остановился его ковчег. Авраам приносит
свою преобразовательную жертву - сына Исаака на
горе Мориа (одна из двух вершин Сиона). Скинию
ставит Иисус Навин - на Горизонте, Давид на Сионе.
Храм Соломона на той же горе. Первая христианская
Евхаристия совершается в горнице на Сионе. И даже
свою крестную Жертву, сам Спаситель совершил на
холме Голгофском.
Самая главная часть алтаря, самое
святое и таинственное место в храме - святой
Престол. Место таинственного
присутствия самого Иисуса Христа. Он
располагается в центре алтаря, имеет квадратную
форму. Это означает, что на нем преподается
Божественная пища православным христианам всех
четырех сторон света. Стол облачен в две одежды:
нижнюю из белого полотна и верхнюю из дорогой
цветной ткани. На Престоле находятся священные
предметы: Антиминс, Евангелие, крест,
дарохранительница, дароносица,
мирохранительница.
Антиминс
(вместо престолия) - это священный плат с
изображением положения во Гроб Христа Спасителя,
четырех Евангелистов и орудий страданий Христа.
Под изображением зашита частица святых мощей.
Антиминс имеет важное значение в православном
богослужении: без него не может совершаться
Божественная Литургия, не может приноситься
жертва "О всех и за вся".
Почему алтарь
помещается в восточной части?
Обращенный лицом к алтарю человек
смотрит в ту сторону, откуда восходит солнце, что
символизирует обращенность к богу. В утреннем
богослужении священник возглашает: "Слава
Показавшему нам свет!" Восточная часть храма,
по Библии, есть область света, "страна живых"
и райского блаженства. Рай был в Эдеме, на
востоке. Идея алтаря - рая подтверждается и
литургически. На Пасху отверзаются Царские Врата
и в пасхальном каноне звучат олова "Христос,
воскресл от гроба... и отверзл еси нам райские
двери"
(Звучит музыка пасхального канона.
Ирмос 6, тропарь 1)
Врата алтаря, которые теперь называются Царскими, в древности называли райскими. Царские Врата расположены в иконостасе. О нем мы будем говорить на следующем уроке.
Вдоль иконостаса идет возвышение, называемое солеей. На ней православные христиане причащаются Святых Даров. Середина солеи несколько выступает полукругом и называется амвоном, что в переводе означает "восхождение". Отсюда диакон возглашает молитвы, читает Евангелие, а священник говорит проповеди. Амвон символизирует камень у гроба Господня, который отвалил Ангел и с которого возвестил женам - мироносицам о Воскресении Иисуса Христа. Края солеи предназначаются для чтецов и певчих и называются клиросами.
Посреди храма обычно стоит аналой - небольшой переносной столик с покровами, на который кладут икону праздника или чествуемого в этот день святого.
Средний храм соответствует древнему святилищу. В святилище в ветхозаветные времена никто не имел права входить, кроме священников. В православном же храме в средней части стоят все верующие. Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует у нас притвор, теперь существенного значения не имеющий. В первые века христианства, здесь стояли оглашенные, которые готовились к таинству крещения. Сейчас в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления.
Симеон Солунский
говорит: "Алтарь, где находится святая святых,
образует небо и то, что превыше небес, а
собственно храм и притвор означают землю и все,
что на земле" (гл. 76). Следовательно, храм
является образом Вселенной.
На стенах храма иконография
представляет всю Вселенную церковь, от начала
Церкви первозданной до Страшного Суда. Эти
события и показаны на фресках.
- Вспомните, что такое
фреска?
Древняя живопись наносится на
невысохшую, еще сырую штукатурку поверх
предварительно сделанного рисунка. Качество
фресок во многом зависит от качества штукатурки,
которая представляет собой смесь извести с
водой. Известь готовили тщательно: в течение лета
ее денно и нощно мыли, меняя воду каждые
пять-шесть часов, зимой выдерживали на морозе, а
весной снова несколько недель мыли. И все это для
того, чтобы вывести "емчугу" - светлый налет,
который мог проступить на поверхности
штукатурки и испортить фрески.
Красками для фрески служили мелко
растертые цветные глины и камни, растворенные в
известковой воде. Работать красками можно было
до тех пор, пока не высохла штукатурка, иначе
краска плохо впитывалась в грунт. Тогда
приходилось обивать высохший слой штукатурки и
накладывать свежий, оставляющий
незапланированный шов. Вот почему фрескист
должен был владеть "быстрой кистью".
Исправления во фресковой живописи не
допускались. Обычно за световой день художнику
удавалось написать 5-9 м2 фресок. Между
"вчерашней" и "сегодняшней" работой
пролегал малозаметный шов, который старались
замаскировать, совмещая его с контуром рисунка.
При несомненных достоинствах фрески
имеют весьма существенный недостаток. Со
временем известь, содержащаяся в штукатурке и
красках, частично съедает цвет, отчего фрески
выглядят слегка поблекшими. Несмотря на это
фрески по-прежнему волнуют сердца людей.
(Рассказать о фресках можно дать ученику).
В каждом храме фрески
разные. Но есть некоторая общая схема росписи
храмов. В древних храмах в куполе помещали
композицию "Вознесение", так как купольное
пространство воспринималось как реальное небо,
куда удалился Христос во время Вознесения
своего. Оттуда Он придет в день Второго
пришествия. Постепенно каноном закрепилось
изображение Христа - Пантократора. Обычно это
поясная композиция, в одной руке Христос держит
книгу, другой благословляет мир (София
Новгородская).
Пантократор - по-гречески значит
Вседержитель. Этот образ показывает нам Бога
Творящего и Спасающего, держащего мир в своей
руке. Вокруг Христа - сияние славы. В круге славы -
силы небесные: Архангелы, херувимы, серафимы.
В барабане изображаются пророки. Это
ветхозаветные избранники, слышавшие голос Божий
и сообщавшие избранному народу волю Божию.
- Каких пророков
вы знаете? (Исаия, Даниил, Илия)
Купол соединяется с четвериком при
помощи парусов. На них изображаются евангелисты,
которые соединяли небо и землю, распространяя по
миру Благую весть.
Арки - как
мосты между мирами, на них обычно изображают
апостолов, которых послал Господь в мир
"проповедовать Евангелие вое твари" (Мн.16.15).
Арки и своды опираются на столбы. На
них изображаются святые подвижники - мученики и
воины, которых называют "столпами" Церкви.
Своим подвигом они держат Церковь, как столбы
держат своды храма. На сводах и стенах
располагаются сцены из Нового и Ветхого Завета,
жития Богородицы и святых, из Истории Церкви.
Состав сцен зависит от богословской программы
храма.
- Если храм посвящен
Богородице, то какие сцены будут преобладать?
(сцены из жизни Девы Марии)
Росписи в храмах располагаются
ярусами, что свидетельствует о иерархичности
мира. В верхней части изображаются главные
события из жизни Христа и Богородицы, ниже Ветхий
Завет, житийные сцены, еще ниже - вселенские
соборы, как отражение жизни Церкви.
Нижний ярус нередко выстроен из одиночных фигур - это либо святые отцы - богословский, интеллектуальный "фундамент" Церкви, либо святые князья, иноки, столпники, воины - те, кто в духовной брани стоят на страже Церкви. В Архангельском соборе Московского Кремля, служившем усыпальницей московского княжеского дома, в нижнем ряду изображены московские князья - причем не только святые. Так реальная история государства включила священную историю и историю Церкви.
Сферическая форма апсиды
символично осмысливается как Вифлеемская
пещера, в которой родился Спаситель.
В ранних храмах алтарная
преграда была невысокой, в конце апсиды
располагался главный храмовый образ -
Христос-Пантократор, нередко на троне, в образе
Царя Царей, или Богоматерь, в виде Оранты или
восседающая с Младенцем на троне, как Царица
Небесная. (София Киевская "Богоматерь
Нерушимая стена")
Когда иконостас совершенно закрыл
пространство апсиды от глас молящихся, и
внутренность алтаря можно было созерцать только
когда открывались Царские Врата, место алтарного
образа заняла роспись "Воскресение
Христово".
На плоской части восточной стены
изображают Благовещение или темы, касающиеся
Воплощения и Спасения. Западная стена
воспринимается, как страна заходящего, как бы
умирающего солнца, область скорби, смерти,
область вечного жилища мертвых. Запад
ассоциировался у древних с адом. В Египте
существовал обычай располагать гробницы на
западе от города. Греки тоже считали, что царство
Аида находится на западе.
У христиан еще имелись основания считать запад адом. В Иерусалиме, на западе от Святого Сиона и храма, берет начало узкая долина "сынов Епиомовых" или знаменитая геенна, которая послужила образом места вечных мучений для евреев. Здесь находился жертвенник евреев-язычников Молох Ваал, на котором постоянно поддерживался постоянно огонь. Этому идолу приносились человеческие жертвы. На западной стене изображали композиции начала и конца мира. Наиболее важной темой является изображение страшного суда. Значение ее в том, что человек, уходя из храма должен напомнить о смертном часе и о своей ответственности перед Богом. Иногда изображали здесь и сцены из земной жизни. Это как бы напоминало, что заблуждения, суетность жизни, грехопадения приведут в ад. И входящие в храм, как бы шли от мрака к свету, от мира суеты к царству вечной истины, от греха к святыни и благодати.
На северной и южной стенах храма помещаются важнейшие события Евангельской Апостольской истории и Вселенские Соборы.
Итак, внутреннее
устройство храма и его иконография подчинены
богословской идее.
Великолепные росписи мы можем видеть в
наших ярославских храмах. Например, Церковь Ильи Пророка. (Показать
репродукции ярославских фресок). Можно показать
фрески костромского Троицкого Собора из книги
"Ипатьевский монастырь". Подробнее с
фресками ребята знакомятся на экскурсии. Можно
показать фрагмент фильма "Искусство Древней
Руси".