Урок 3. "ИКОНОСТАС"
Разбирая внутреннее устройство храма, мы с вами сказали, что алтарь от средней части отделяется иконостасом. Иконостас заключает в себе большую религиозную идею. По первым словам летописи бытия, Бог "сотворил небо и землю" (Быт.1.1.) и это деление всего сотворенного надвое всегда признавалось основным. Алтарь есть небо, а храм - земля. Алтарь - олицетворяет собой мир невидимый, недоступный взору "незрячих духовно глаз". Разделяет и в тоже время соединяет эти два мира - иконостас. На нем помещены изображения апостолов, ангелов, пророков, отцов церкви, т.е. всех святых. Это "видимые свидетели мира невидимого".(Е.Трубецкой). Они указывают молящимся на тайны алтаря, открывают им вход в иной мир, в Царствие Небесное. Иконостас чисто русское изобретение. Его формирование шло постепенно. В домонгольское время были распространены невысокие алтарные преграды, по типу византийских темпланов. В
XIV-XV в. иконостас имел уже три ряда. В XVI в. добавился четвертый, в XVII в - пятый. В конце XVII в. были предприняты попытки увеличить число ярусов до 6-7, но это были единичные случаи.Классический иконостас насчитывает пять рядов-чинов, каждый из которых несет определенную богословскую информацию. (Смотрим схему).
Первый, самый нижний чин - местный
( I ). Здесь обычно помешают местночтимые иконы, в каждом храме они свои. Но некоторые иконы местного ряда встречаются в каждом храме.Второй чин - праздничный ( II )
. Здесь представлена земная жизнь Христа и Богоматери. Чин начинается с образа "Рождества Пресвятой Богородицы". С этого праздника начинается и церковный год. Далее следуют: "Введение Богородицы во храм", "Благовещение", "Рождество Христово", "Крещение/Богоявление", "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим", "Распятие", "Воскресение Христово/Сошествие во ад", "Вознесение Господа Иисуса Христа", "Пятидесятница/Сошествие Святого Духа на апостолов", "Успение Пресвятой Богородицы".Третий ряд - Деисусный ( III )
. (Деисис - с греческого - моление) Это главная тема иконостаса. В центре расположена икона "Спас в Силах" ( 1 ). Это образ Иисуса Христа во время Второго Пришествия в силе и славе. Он восседает на троне, как Судия, как Спаситель мира. Слева от Христа икона Богоматери ( 2 ). Она ходатайствует перед Ним за весь человеческий род. Справа - Пророк и Предтеча Иоанн Креститель ( 3 ), проповедовавший скорое пришествие Царства и покаяние перед первым пришествием Христа на Землю. Далее за Богородицей изображен Архангел Михаил ( 5 ), а за Иоанном Крестителем - Архангел Гавриил ( 4 ). Оба эти образа олицетворяют духовную брань - архистратиг Михаил, как предводитель небесного воинства, Предтеча, как покровитель подвижников и аскетов. Далее изображены апостолы, отцы Церкви, святители, преподобные.Четвертый чин - пророческий ( IV ). В него включены пророки Ветхого Завета, писания которых содержали указания на Пришествие Мессии. Обычно их изображают со свитками их пророчеств. Здесь помешают пророков Исаию, Даниила, Царей Давида и Соломона. В центре пророческого чина располагается икона Богоматери, как символ исполнения всех пророчеств. Центральная икона Богоматери обычно представлена в иконографическом варианте "Знамение".
Пятый чин - праотеческий ( V ). В нем представлены ветхозаветные праотцы, отцы веры - Авраам, Исаак, Ной, т.е. те, кто жил до Моисея, через которого Бог даровал избранному народу закон.
Завершает иконостас образ Голгофы ( A ) - крест с распятым на нем Спасителем и предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов.
Главная религиозная идея иконостаса - посредническая молитва, заступничество святых перед лицом Христа, Царя Небесного, вершащего суд над людьми. Воплощена в иконостасе и важная для православного христианства идея соборности - собрания всех святых, противостоящих злу. Вот почему на его иконах мы видим изображения апостолов, ангелов, пророков, отцов церкви и человечества. Задание: зарисовать чины иконостаса.
Урок 4. " Экскурсия в церковь Ильи Пророка "
Во время экскурсии ребята знакомятся с устройством храма. С особенностями росписей в нем. Наглядно видят чины иконостаса. Перед экскурсией необходимо поставить перед ребятами вопросы, на которые они должны будут отвечать в конце экскурсии или на следующем уроке.