Урок 5. " Неземная живопись "
"Библия для
неграмотных"
(папа Григорий Двоеслов)
Сегодня мы будем говорить об иконе. Икона - слово греческое, В переводе на русский язык означает "образ", "изображение". На Руси иконы так и называли - "образа". Икона создавалась как предмет культа, такой же предмет поклонения, как и крест. В древности к иконе относились с большим уважением. Выражение "купить икону" считалось кощунством. Говорили " выменять на деньги". Нельзя было по ветхости уничтожить иконы, но разрешалось их закапывать в землю или пускать по воде. Если икона погибала во время пожара, не говорили, что она сгорела. На этот случай употреблялось выражение "выбыла". В старину иконы были не только в храме. В каждом доме на почетном месте - в красном углу - висели образа. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Кремля до сих пор есть белокаменная ниша, где когда-то висела икона Спасителя, давшая название башне. В царском быту были распространены так называемые мерные иконы. Когда рождался царевич, с младенца снимали мерку и передавали ее иконописцу. Тот выбрал доску в рост новорожденного и писал образ его святого-покровителя. В Оружейной палате Кремля хранится мерная икона "Иоанн Лествичник", написанная в 1554 году, в честь рождения царевича Ивана, сына Ивана Грозного.
Почему же на Руси
икона, а не фреска и мозаика, стала столь
почитаема?
Во-первых, икона проще по технологии,
доступнее, дешевле. Во-вторых, икона ближе
молящемуся, с ней возможен более тесный контакт,
нежели с фресковым или мозаичным монументальным
образом. В третьих, и это, пожалуй, главное - икона,
как богословский текст, выполняла свои функции
не только как молельный образ, но и как
наставление и научение в вере. В Византии книжные
знания имели приоритет, а на Руси вере научила
икона.
Икона - это не картина. В ней нет
линейной перспективы, не передается трехмерное
пространство, объемность изображения, не
используется светотень. Это не потому, что
иконописцы не умели, не могли. А потому, что они
изображали мир не земной "дольний", а мир
божественный "горний", где господствуют
свои законы времени, пространства, движения. Этот
мир наполнен сложными, многозначительными
символами. В иконе нет ничего случайного, вое
подчинено определенной религиозной идее.
Е.Трубецкой писал: "... в ее линиях и красках мы
имеем красоту по преимуществу смысловую. Они
прекрасны лишь как прозрачное выражение того
духовного содержания, которое в них
воплощается." Поэтому рассматривать икону, как
картину нельзя.
Что же за люди создавали эти произведения? Вот как пишет о них П.Флоренский: "Иконописцы - люди не простые: они занимают высшее, сравнительно с другими мирянами, положение. Они должны быть смиренны и кротки, соблюдать чистоту, как душевную, так и телесную, пребывать в посте и молитве и часто являться для советов к духовному отцу. Таковых иконописцев царь жалует, а епископы берегут и почитают "паче простых человек". Напротив, если иконописец не соблюдает указанных требований, он отрешается от своего дела, а в будущей жизни осуждается на вечные муки". Андрея Рублева причислили к лику святых, а Симону Ушакову в XVIII в. даровали дворянство.
Создание иконы
сложный процесс. Давайте с ним немножко
познакомимся.
Для создания иконы, прежде всего,
готовят доску. - Какое дерево для этого берут ?
(липа, сосна)
Тщательно выбранную доску, хорошо
просушивают, укрепляют с оборота от возможного
покоробления поперечными шпонами. Затем залевкашивают.
Этот процесс длительный. Сначала лицевую
сторону доски "царапают" в клетку чем-нибудь
острым - шилом или гвоздем, затем проклеивают
жидким и по возможности горячим клеем. Когда
проклейка высохнет, наклеивают "серпянку".
Серпянка редкая, пеньковая вырезается в меру
доски. Для приклеивания серпянки доска
намазывается большою щетинной кистью клеем
"крепким", т.е. более густым, чем при
проклейке. Затем накладывается серпянка, хорошо
проглаживается и сверху снова покрывается клеем.
Спустя сутки после наклейки серпянка вполне
просыхает.
Затем "побеляют" доску.
"Побел" делается из клея, довольно крепкого
и мела. Жидкая масса хорошо размешивается, и
большою щетинною кистью ею заполняют ткань
серпянки.
Следующий этап - доску "левкасят".
"Левкаска" производится в течение 3-4 дней,
причем доска грунтуется левкасом 6-7 раз. Левкас
наносят на доску широким шпателем, и дают хорошо
просохнуть, затем все повторяют.
Подготовка "левкаса" - в
"побел" прибавляют горячую кипяченую воду,
вареную олифу или масляный лак, прибавляют мел,
чтобы масса была гуще "побелки", и хорошо
размешивают.
Дальше идет "лишевка",
т.е. шлифовка грунта. Одну из сторон куска пемзы
делают гладкой, омачивают водой и начинают
"лишевать". Затем по просохшему
"лишеванному" левкасу проделывают то же
самое, только сухим куском пемзы или шкуркой.
Доска готова.
По готовой доске наводят рисунок.
Иконописец рисует углем или карандашом,
справившись в "Лицевом Подлиннике" или в
святцах; опытные иконописцы не заглядывают
никуда, ибо знают "на память", как пишется
тот или другой святой. Нарисованное "графится"
"графьей", т.е. процарапывается иголкой,
вставленной в конец маленькой палочки. Эта часть
работы очень ответственна.
Затем иконописец "творит" краски.
У свежего куриного яйца разбивается тупой конец
и проделывается в нем круглое отверстие, через
которое мог бы выйти желток целиком, не прорвав
пленки. Белок сливается в бутылку, а желток
перекатывается о ладони на ладонь, причем каждый
раз ладонь обтирается, так чтобы желток
освободился от белка совершенно. Скорлупа
вымывается водой, пленка желтка прорывается и
желток сливается в чистую скорлупу, затем туда
доливается слабый, хлебный квас и все
размешивается маленькой лопаточкой. Получается
светло-желтая жидкость. В деревянные чашечки
насыпают сухие краски и растирают указательным
пальцем. Это называется "творить" краску;
если краска тверда, то сперва смачивается водой.
Затем прибавляется жидкость из скорлупы. Краска
готова.
В иконописи употребляется много
красок, например: белила свинцовые, охра, хром
желтый, хром зеленый, лазурь, кобальт, жженая
умбра и сиена, киноварь, мумия, сажа голландская и
копоть. Пишут беличьей кистью. На местах, где
должен быть свет кладут "пробелы" твореным
золотом или краскою. "Твореное" золото
делается так: на блюдечко насыпается гуммиарабик
(вишневый клей) в очень небольшом количестве;
затем растирается указательным пальцем,
смоченным в воде. "Выдутое", то есть
выложенное посредством дуновения, сусальное
червонное золото или серебро этим же пальцем по
листку переносится в блюдечко, "сминается" и
с некоторою прибавкою гумми растворяется. Надо
держать массу густою, чем облегчается
"творение " золота; при слишком же большой
густоте золото можно "пережечь". Когда
золото хорошо растворено, в блюдечко вливается
вода, тем же пальцем золото размешивается и далее
ставится на спокойное место для остывания. Через
20-25 минут воду сливают, а оставшуюся массу сушат,
держа блюдечко над лампою. Золото готово. После
того, как икона будет написана, ее покрывают
олифой, чтобы придать краскам свежесть и надолго
предохранить от влияния сырости и вообще порчи.
Олифа специальным способом готовится. В большой
горшок поливается вареное конопляное масло, и на
дно горшка опускают для "сушки"
"гнездо", т.е. толченые свинцовые белила
завернутые в чистую тряпочку и завязанные.
Горшок покрывается и ставится в печь, после
истопки, "томится" в продолжении нескольких
дней. От этого содержимое его делается гуще. Это и
есть олифа. Затем олифу наносят на икону, кладут в
такое место, где и сухо и нет пыли. Олифу
несколько раз равняют, то есть снимают лишнюю. На
иконе остается небольшое, ровное количество
олифы. Олифа придает желтоватый колорит иконе.
Олифа, однако, защищает икону не от всех напастей.
Через 60-80 лет она начинает темнеть: пыль, копоть
от лампад и свечей способствует этому. Со
временем изображения под темной пеленой
становилось неразличимым. Икона превращалась в
черную доску. Тогда ее переписывали, поверх
отарой живописи нанося новую. Так за столетия на
некоторых иконах появилось несколько слоев
живописи разных времен. Трудно поверить, что в XIX
веке уже нельзя было увидеть живописи Андрея
Рублева. Только после расчистки икон увидели
необычайную красоту и яркость красок,
скрывавшихся под копотью. В 1913 году в Москве
состоялась первая выставка древнерусской
живописи. Одним из ее восхищенных посетителей
был знаменитый французский художник Анри Матисс.