Урок 6. " Умозрение в красках "
"Что слово
повествования предлагает
для олуха, то молчаливая живопись
показывает через изображения."
(Св. Василий Великий)
Сегодня мы продолжаем знакомится с иконой. Первые иконы напоминают позднеримский портрет, они написаны энергично, в реалистической манере, чувственно. Протоиконой некоторые исследователи склонны считать фаюмский портрет. Это небольшие дощечки с написанными на них лицами умерших людей, их клали на саркофаги при погребении, чтобы живущие сохраняли связь с ушедшими. Действительно, фаюмские портреты обладают удивительной силой - с них смотрят на нас выразительные лица с широко открытыми главами. И на первый взгляд сходство с иконой значительно. Но значительно и различие.
Для чего создается
погребальный портрет?
Чтобы удержать в памяти живых
портретные черты близкого человека, ушедшего в
иной мир. И это всегда напоминание о смерти, его
неумолимой власти над человеком. Фаюмский
портрет всегда трагичен. Икона же, напротив
всегда свидетельство о жизни, ее победе над
смертью. Икона пишется с точки зрения вечности.
Она может сохранять некоторые портретные
характеристики изображаемого - возраст, под,
социальное положение. Но лицо на иконе - это лик,
повернутый к Богу, личность, преображенная в
свете вечности. Икона в своем развитии двигалась
от портрета - к лику, от реального и
временного - к изображению идеального и вечного.
Лик в иконе - самое главное. В практике
иконописания стадии работы так и разделяются на "личное"
и "доличное". Сначала пишется
"доличное" - фон, пейзаж (лещадки),
архитектура (палаты), одежды. В больших работах
эту стадию исполняет мастер второй руки,
помощник. Главный мастер, пишет то, что относится
к личности. Это лик, руки. В лике главное - глаза.
"Глаза - зеркало души. " В Нагорной проповеди
Иисус говорит так: "Святильник для тела око, и
если око твое будет чисто, то все тело твое будет
светло; если же око твое будет худо. то все тело
твое будет темно." (Мф.б.22)
Посмотрите на иконы "Спас Нерукотворный" (Новгород, XII в.), "Ангел Златые власы" (Новгород, XII в.). Глаза написаны преувеличенно крупными. Начиная с рублевского времени, глаза уже не пишут столь преувеличенно крупными, но, тем не менее, им всегда уделяется большое внимание. Например, глубокий, проникновенный взгляд Спаса и Звенигородского (XV в.), бесконечно милующий и вместе с тем непреклонный. Глаза определяют лик.
Но "личное" это и руки. Они говорят о человеке многое. В православной литургии сохраняется обычай брать покровенными руками священные предметы, дабы не осквернить святыню. В некоторых восточных традициях издревле полагалось невесте закрывать руки при бракосочетании, дабы посторонние не определили ее возраст, не узнали о ее прошлой незамужней жизни. Так что во многих культурах известно, что руки несут информацию о человеке. В некоторых восточных странах широко распространен жестовый язык. По-своему осмысливается жест в иконе, он передает своего рода духовный импульс - благословляющий жест Спасителя, молитвенный жест Оранты с воздетыми к небу руками, жест приятия благодати подвижников с раскрытыми на руки ладонями, жест архангела Гавриила, передающего Благую Весть. "Богоматерь Великая Панагия" (1224 г.), "Спас в Силах", "Благовещение". Большое значение имеет так же предмет в руках изображенного святого, как знак его служения или прославления. Так, апостол Павел обычно изображается с книгой в руках - это Евангелие, апостолом которого он является. У апостола Петра в руках обычно ключи - это ключи Царства Божия, которые вручил ему Спаситель. (Мф.16.19) Мученики изображаются с крестом в руках, знак сораспятия со Христом. Пророки обычно держат в руках свитки своих пророчеств, Ноя иногда изображают с ковчегом в руках, Исаию с горящим углем, Давида с Псалтирью. "Апостолы Петр и Павел" (XIII век. Русский музей).
Лик и руки иконописец, как правило, выписывает очень тщательно, пользуясь приемами многослойной плави. Фигуры же обычно пишутся менее плотно, немногослойно и даже облегченно, так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тела в иконах словно парят в пространстве, зависая над землей. Это легкость парения возвращает нас к евангельскому образу человека, как хрупкого сосуда. В иконах соединяется внешняя хрупкость и внутренняя мощь. Тела имеют удлиненные пропорции (обычное соотношение головы и тела 1:9, у Дионисия достигает 1:11), что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния. В иконе приоритет духовного над материальным. Тела - это храмы и сосуды для души.
Одеяния - это также
определенный знак. Различаются ризы
святительские (обычно крестчатые, иногда
цветные), священнические, диаконские,
апостольские, царские, монашеские, т. е.
соответственные каждому чину. Реже тело
представлено обнаженным. Например, Иисуса
Христа, изображают обнаженным в страстных сценах
"Бичевание", "Распятие",
"Крещение".
Святых также изображают нагими в
сценах мученичества. Напри Георгия, Параскевы. В
данном случае обнаженность - это знак полной
отданности Богу. Обнаженными изображают
грешников в композиции "Страшный Суд". Их
нагота - это нагота Адама, который, согрешив,
устыдился своей наготы и попытался спрятаться от
Бога. Но в большинстве своем святые на иконах
предстают в прекрасных одеяниях.
Собственно изображение человека занимает основное пространство иконы. Все остальное - палаты, горки - лещадки, деревья играют второстепенную роль, обозначают среду, и потому знаковая природа этих элементов доведена до концентрированной условности. Чем древнее икона, тем меньше в ней второстепенных элементов. Вернее, их ровно столько, сколько нужно для обозначения места действия. Начиная о XVI-ХVII веков, значение детали возрастает, внимание иконописца, и соответственно зрителя, перемешается с главного на второстепенное. К концу XVII века фон становится пышно-декоративным. Например, иконы "Чудо Георгия о змии" ГТГ XVI в.; "Чудо Георгия о змии" нач. XVII в. Архангельский музей; "Чудо Георгия о змие с житием" ГРМ I пол. XIV в.; "Троица" Андрея Рублева ГТГ XV в.; "Троица" ЯХМ кон.XVII в.; "Успение Богоматери" ГТГ XV " Иоанн Предтеча Ангел пустыни" ЯХМ II пол.XVI в.; "Устюжское Благовещение" ГТГ II пол. XII в.