Урок 7. " Нежная яркость красок "

Но краски чуждые с годами
Спадают ветхой чешуей, - 
  Созданье гения пред нами 
Сияет прежней красотой.  
                    А.С.Пушкин

    На этом уроке мы с вами будем говорить о цвете и свете в иконописи. Давайте вспомним, какие краски использовали иконописцы. (Белила свинцовые, охра, хром желтый, хром зеленый, лазурь, кобальт, жженая умбра, киноварь, сажа голландская копоть, золото, серебро).

    В иерархии цвета первое место занимает золотой. Золото в системе христианской символики занимает особое место. Золото принесли волхвы родившемуся Спасителю. Ковчег Завета древнего Израиля был украшен золотом. Спасение и преображение человеческой души также сравнивается с золотом, переплавленным и очищенным в горниле. Золото как самый драгоценный материал на земле служит выражением наиболее ценного в мире духа. Золотой фон, золотые нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя, золото на одеждах Богородицы и ангелов - все это служит выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей. Золото было всегда дорогим материалом, поэтому золотой фон часто заменялся другими, семантически близкими цветами - красным, зеленым, желтым.

    Красный цвет особенно любили на Севере и в Новгороде. Краснофонные иконы весьма выразительны. Красный цвет символизирует огонь Духа, которым Господь крестит избранных Своих, в этом огне выплавляется золото святых душ. Кроме того, в русском языке слово "красный" означает "красивый", поэтому красный фон также ассоциировался с нетленной красотой Горнего Иерусалима.

    Зеленый цвет употреблялся в школах Средней Руси - Тверской и Ростово-Суздальской окон. Зеленый символизирует вечную жизнь, вечное цветение, это так же цвет Святого Духа, цвет надежды.

    Охра, желтый фон - цвет, наиболее близкий по спектру к золотому, является часто просто заменой золоту, как напоминание о нем

    Белый цвет является и светом одновременно. Он символизирует чистоту, непорочность, причастность божественному миру. Белым цветом пишутся одежды Христа, например, в композиции "Преображение". "Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить." (Мк.9.3)

    Белому противостоит черный, как не имеющий света и поглощающий все цвета. Черный цвет, так же как и белый, употребляется в иконописи редко. Он символизирует ад, максимальную удаленность от Бога - источника света. Ад в иконе изображается обычно в виде черной зияющей пропасти, бездны. Бездна разверзается под ногами Воскресшего Христа, стоящего на поломанных вратах ада. "Воскресение"/"Сошествие во ад". В композиции "Распятие" под Голгофским крестом обнажается черная дыра, в которой видна голова Адама - первый человек, Адам, согрешил и умер, второй Адам - Христос, "смертью смерть поправ", безгрешный, воскрес, открывая всем выход из "тьмы в чудный свет". (Петр 2.9) Черным цветом рисуется пещера, из которой выползает змий, поражаемый Св.Георгием ("Чудо Георгия о змии".)

    Красный и синий цвет часто выступает вместе. Они символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное. Красным и синим пишутся одежды Спасителя. Обычно это хитон красного (вишневого) цвета и синий гиматий. Через эти цвета выражена тайна Боговоплощения: красный символизирует земную, человеческую природу, кровь, жизнь, страдание, но одновременно это и царский цвет (пурпур; синий цвет передает начало божественное, небесное, глубину откровения.) В Иисусе Христе эти противоположные миры соединяются, как соединены в Нем две природы, божественная и человеческая, ибо Он есть совершенный Бог и совершенный Человек. Цвета одежд Богоматери те же - красный и синий, но расположены они в другом порядке: одеяние синего цвета, поверх которого красный (вишневый) плат, мафорий. Небесное и земное в ней соединены иначе. Если Христос - Первичный Бог, ставший человеком, то она - земная женщина, родившая Бога. Красный и синий встречаются в изображении ангельских чинов, например, архангел Михаил. Красным цветом пылают образы серафимов ("серафим" - значит огненный), синим пишутся херувимы. Красный цвет встречается в одеждах мучеников как символ крови и огня, приобщение жертве Христовой.

    Цвет в иконе неразрывно связан со светом. Икона пишется светом. При написании лика, идут от темного к светлому. Сначала кладут санкирь (темный оливковый цвет), затем производят вохрение (накладывание охр от темной к светлой), затем идет подрумянка и в последнюю очередь пишутся пробела, белильные движки. Постепенное высветление лика показывает действие божественного света, преображающего личность человека. Особенно свет струится из глаз, заливая светом весь дик святого. Свет в иконе выражен и через нимбы и через золотой фон. Свет - это главное в иконе. Говорят, что икона "умирает", когда в ней исчезает внутренний свет. Свет и цвет определяют настроение иконы. Классическая икона всегда радостна.

Иконография Иисуса Христа.

    Выделим основные типы.
    1 тип - Спас Нерукотворный. Версия происхождения нерукотворного образа: в восточном городе Эдессу, царь Авгарь заболел проказой. Никто не мог его вылечить. Услышав о Христе, он посылает к Нему своего слугу с приглашением посетить Эдессу. Христос отказывается идти, но не отказывается исцелить царя. Попросив принести ему чистый холст. Спаситель прикладывает свой Лик к ткани и его образ нерукотворного запечатлевается на нем. Когда слуга доставляет чудесный кусок ткани в Эдессу, царь, приложившись к нему, исцеляется. Авгарь хранит чудотворный лик как величайшую святыню. Когда однажды город осаждают враги и исход битвы неясен, Авгарь приказывает замуровать святыню в стену над воротами, чтобы она не досталась врагу и не была осквернена. Но в самый разгар боя нерукотворный образ являет еще одно чудо - изображение отпечатывается на фасаде стены. Видя это непонятное явление, враги поворачивают в страхе от стен города, отказавшись от осады.
    Наиболее классической из икон данного типа является "Спас Нерукотворный" XII века, из Новгорода. На светлом фоне изображен лик в обрамлении крестчатого нимба. Глаза преувеличенно большие. Крест на нимбе состоит из девяти линеечек, означающих девять ангельских чинов, славу Божию.

    2 тип - Христос - Пантократор (Вседержитель), иногда просто "Спаситель" или "Спас". Несколько вариантов изображения Христа; изображение фигуры в рост, поясное изображение и сидящий на престоле. Икона "Спас в Силах". Христос восседает на троне. Его фигуру обрамляют три сферы, вписанные одна в другую; огненный ромб - символ славы; голубовато-зеленый овал - олицетворение Неба; красный четырехугольник с вогнутыми сторонами - образ Земли. На фоне овала проступают изображения ангелов, обитателей неба, а по концам четырехугольника - символы евангелистов, вещавшие славу Христу "во все концы земли". Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу. Это основная икона иконостаса.
    Распространенным типом является изображение Иисуса Христа с Евангелием "Спаситель" или "Спас". Простая иконографическая схема служит сосредоточению внимания молящегося на лике и благословляющем жесте. Например, рублевский Спас из Звенигорода.
    Образ Христа входит и в различные композиции, например, в праздничные иконы. Спаситель изображается в одеждах красно-синего цвета, исключение составляют композиции "Успение" и "Сошествие в ад", где Христос изображается в одеждах золотого цвета, "Преображение", где Спаситель в белых одеждах. В сценах "крещение" его изображают обнаженным.

    Кроме исторического типа Христа, существуют иконы, в которых Спаситель представлен в виде младенца или отрока. Такой тип именуется "Спас Эммануил". Это все богородичные иконы.

Иконография Богородицы

    Иконы Богоматери чтили на Руси. Особенно чтимой была икона Владимирской Божьей Матери. Она, как вы помните, привезена из Византии в Киев. Во Владимир ее перевез князь Андрей Боголюбский. В XIV в. икону помещают в Успенский Собор Московского Кремля. Торжественная встреча иконы описана в летописях, в память о ней введен праздник Сретения иконы Владимирской Божьей Матери, и на месте где москвичи с митрополитом Киприаном встречали чудотворную икону, основан Сретенский монастырь. А улица, по которой двигалась процессия, получила название Сретенка. Икону считали святыней. К ней обращались в самые лихие годы. Считается, что в 1395 году икона спасла Москву от нашествия Тамерлана. В 1480 году повернул свои войска от русских границ хан Ахмат. Ему, по преданию, явилась Сияющая Дева и повелела покинуть русские пределы.

    Изображений Богоматери много. Но их можно условно разделить на четыре типа.
   1 тип - "Знамение" (Оранта). Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся с воздетыми к небу руками: на уровне ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спас Эммануила, находящегося в лоне Матери. Например, "Ярославская Оранта, Великая Панагия".

    2 тип - "Одигитрия" (с греческого "Путеводительница"). Фигура Богоматери представлена фронтально, на одной ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на него, направляя внимание престоящих. Младенец одной рукой благословляет нас, а в другой руке он держит свиток. В жесте Богородицы, указующем на Христа, ключ к этому образу. Матерь Божья ориентирует нас духовно, направляя нас к Христу. Она несет наши молитвы к нему, она ходатайствует за нас перед ним, она сохраняет нас на пути к нему. Этот тип богородичной иконы стал очень распространенным. ("Смоленская", "Тихвинская" и др.)

    3 тип - "Умиление". Это наиболее лиричный из всех типов икон. Богородица и Младенец Христос прильнули друг к другу ликами. Голова Марии склонена к сыну, а он обнимает мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.

    4 тип - "Акафистный". Сюда относят все те иконы, которые не вошли в первые три типа. Основной смысл икон этого типа - прославление Божьей Матери. (Акафист - особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых, состоящая из 24 частей сообразно числу букв греческого алфавита.)

    Как уже говорилось, икону Божьей Матери чтили на Руси. Ее считали Заступницей, способной смягчить гнев Божий. Послушайте, как поэтично писал о иконе Божьей Матери К.Романов.

С какою кротостью
И скорбью нежной
Пречистая
    взирает с полотна!
Грядущий час
    печали неизбежной
Как бы предчувствует Она!

К груди Она
Младенца прижимает
И Им любуется,
О Нем грустя...
Как Бог Он взором
    вечность проницает
И беззаботен, как дитя!
                              1882.

    Много и музыкальных произведений посвящено Богоматери. Послушайте, как звучит "Аве-Мария" Шуберта.

Урок 8. "Экскурсия в музей иконописи"

    Ребята знакомятся с ярославским музеем иконописи. Первая экскурсия обзорная. Перед экскурсией учащимся даются вопросы, на которые они должны ответить после экскурсии.

на предыдущую страницу