8. Цветовая гамма

8. Приложение
     8.1. Конспект урока в д/с "В гостях у красок"
     8.2. Конспект урока в д/с "В краю удивительных бабочек"
     8.3. Конспект урока в 1 классе "Волшебные ковры"
     8.4. Конспект урока в 4 классе "Цветовушка"
     8.5. Конспект урока в 4 классе "Живая капля"
     8.6. Игры и игровые упражнения

Прослеживается два направления в обучении:

Путешествие в мир цвета.
Цвет в природе.

Путешествие в мир цвета

Развиваются технические навыки детей:
    а) раскрывают разницу между цветом и краской,
    б) учатся смешивать краски, находить различные оттенки цвета,
    в) развивают чувство цвета.
Восприятие цвета носит осмысленный характер. Дети понимают, что цветом можно выразить своё настроение, влиять на настроение зрителя.

Цвет в природе

    Дети учатся не просто рисовать, а смотреть глазами художника, увидеть, ощутить волшебство обычных красок, которые помогут не только нарисовать, но и выразить любое настроение, заставить смеяться или грустить.
    Уроки должны быть интересными, увлекательными для детей. Только тогда знания и навыки усваиваются сознательно. Обучение детей, общение учителя и учащихся строится на основе дружеского расположения, доверил, увлечённости совместной деятельностью.

Основные принципы моей работы с детьми:

    1) личностно - индивидуальный подход,
    2) каждый учащийся способен к творчеству.
    Основные методы стимулирования ученика - качественная оценка деятельности учащихся, похвала, поощрение, восхищение "Очень красиво!", "Молодец!", "Умница!" и т.д. К ошибкам нужно относиться с сопереживанием, без назидательных интонаций, в случаях их затруднений обращаюсь к классу: "Помогите найти ошибку". Основные отметки "5" и "4" появляются, как итоговые по завершению работы, отметки "3" и "2" практически отсутствуют.
    Поощряется любая инициатива учащихся в выборе средств выразительности, технике исполнений, передаче индивидуальных ощущений.
    В результате у детей формируется положительная мотивация к усвоению основ изобразительного искусства, они пользуются приёмами изобразительного искусства, у детей развивается художественный вкус, формируется эстетическое восприятие мира, нравственно-волевые качества и черты творческой личности, воображение, фантазия, целеустремлённость, настойчивость.
    Предлагаемые упражнения, их содержание и последовательность формирования у детей цветовосприятия, проверены на работе с детьми. Они доступны детям и могут быть использованы любым учителем изобразительного искусства.
    Есть два различных способа смотреть на мир. Есть способ смотреть на мир чисто информационно. При таком способе мы видим не больше того, что нужно для ориентации в окружающем. Но есть другой способ- способ эстетического видения, при котором внешние формы приобретают особую выразительность, внутреннюю содержательность. Нужно научить ребёнка, познающего окружающий мир, ценить и любить его и дорожить им.

В мире цвета
Дошкольный возраст (5 лет)

Тема урока: "В гостях у красок".
Цель урока: На этом уроке начинается путешествие в Волшебную Страну Цвета.
    Дети узнают, какая роль цвета в жизни людей. Знакомятся с основными цветами (красный, желтый, синий и зелёный, т.к. на первом уроке рассказывается о 4 цветах).
Материалы: Бумага, краски, кисти.
Оборудование урока: Два рисунка с изображением красивого сказочного города: один - яркий, красочный, другой - нарисован карандашом.

План урока

1. Организационный момент.
2. Рассказ сказочной истории.
3. Объяснение задания.
4. Самостоятельная работа.
5. Анализ работ.

Проведение урока

    1. Организационный момент. Проводится беседа с детьми.
    - Здравствуйте, ребята. Вы любите слушать сказки.
    - Правильно, все любят сказки. А историю о красках вы слышали когда-нибудь?
    - "Садитесь поудобнее, и я расскажу вам необыкновенную историю о красках.

    2. Итак, история начинается. Много-много лет назад был на свете один город. Очень большой, красивый, но очень грустный. Там было много домов, дворцов, росли большие деревья. И жители в этом городе были добрые и печальные.
    Показываю детям рисунок города, нарисованный линейно, не раскрашенный красками. Нет на свете ничего грустнее и печальнее этого загадочного города.

gorod1.gif (8534 bytes)

    Однажды пролетел над городом озорной ветерок. Он был лёгкий, прозрачный и его никто не заметил. Увидев такой необычный город и его жителей, очень удивился ветерок: "Никогда не видел такой мрачный и печальный город".
    Пожалел ветерок жителей города и помчался быстрее к Братьям-Волшебникам. Братья были весёлые, добрые, дружные. Они всегда всем помогали, приносили людям счастье и радость. Узнали Братья-Волшебники о таком большом несчастье и сразу же бросились на выручку городу и его жителям, распевая свою весёлую песенку:
        "Мы - весёлые друзья.
        Жить без нас никак нельзя,
        Ходим, бродим мы по свету,
        Нас дружней на свете нету."
    - Один Брат сразу же раскрасил небо и речку,
    - другой - солнышко. И город осветился под тёплыми лучами,
    - третий трудился над листьями и травкой,
    - и последний, четвёртый Брат раскрасил дома, цветы. Потом к нему присоединились и остальные Братья.
    В миг город из серого, блёклого превратился в яркий, весёлый и красочный. Показываю рисунок города, но уже яркий, красивый. Спрашиваю детей: "Кто же эти Братья - Волшебники?"
    - Конечно, эти Братья - Краски. Красная, синяя, жёлтая и зелёная. Без этих красок людям никогда не обойтись, они всегда с нами. Предлагаю детям найти эти краски. Давайте посмотрим вокруг себя. Какой красивый наш класс! Какие вы красивые! Как одеты? А теперь внимательно посмотрим на свои краски. Может и у вас живут эти Волшебные Братья? Смотрим с детьми, находим в их коробках, выбираем их.

    3. Чтобы Братья-Краски были всегда с нами, их нужно нарисовать,
    - С какими братьями мы познакомились?
    - С Красным, Синим, Жёлтым и Зелёным.
    - У каждого Брата был свой любимый цвет. Красный любил всё красное, синий - всё синее, жёлтый - жёлтое, а зелёный - зелёное
    - Давайте нарисуем их!

gorod2.gif (16788 bytes)

    Детям выдаются листы бумаги, где нарисован треугольник. Это символическое туловище сказочного человечка. Детям нужно дорисовать голову, руки, ноги, красивую одежду одного из Братьев - Волшебников. Если они выбирают Красного брата - рисуют красными красками, синего - синими и т.д.

    4. Самостоятельная работа. Дети выполняют эту работу быстроте увлечением, поэтому нужно заранее заготовить запас таких шаблонов. Ребёнок может выполнить несколько рисунков.
    5. В конце урока все вместе рассматриваем готовые работы. Выбираем самого лучшего и красивого Брата.

В начало

В мире цвета
Дошкольный возраст (5 лет)

Тема урока: "В краю удивительных бабочек".
Цель урока: Рассказать о бесконечности оттенков и разноцветности мира.
    Учить детей смешивать краски, находить новые цвета и оттенки.
Материалы: Бумага небольших форматов, кисти и краски.
Оборудование: рисунки бабочек.

План урока

1. Организационный момент.
2. Повторение с детьми ранее усвоенных знаний.
3. Сказочная история.
4. Объяснение нового задания.
5. Практическая работа детей.
6. Анализ работ.

Проведение урока

    1. Организационный момент.
    2. Повторение. Проводится беседа. Вспоминаем с детьми о четырёх Братьях - Волшебниках.
        - Кто такие Братья?
        - Как они одеты? Почему они любили так одеваться? " Что они сделали?
    Братья были очень дружные, весёлые и всем помогали, кто попадал в беду. Нам было бы очень плохо жить, если бы на свете не было этих братьев. А мир был бы тогда серым и черным.
    3. Но однажды с братьями случилась очень весёлая история. Братьев пригласили на бал. А знаете кто? Сама королева Кисточка. Братья были очень довольны, ведь им приходилось много работать и редко встречаться вместе. Игл было так весело на балу, они так много танцевали, что их одежда постепенно превратилась в разноцветную. На бал собралось очень много жителей волшебной страны: птица, звери, бабочки. Несколько любопытных бабочек решили посмотреть на новые платья Братьев. Весёлые Братья и их перепачкали красками. Но бабочки стали ещё краше и дружно закружились в весёлом танце вместе с Братьями " Волшебниками.
    - Посмотрите, ребята, на бабочек, какие они красивые и неповторимые. ( Показать детям несколько бабочек, выполненных заранее).
    4. Сейчас я покажу вам, как можно самим сделать таких бабочек.
    а) листок бумаги сложим пополам, на одной половинке нарисуем контур бабочки.
    б) возьмём три краски: красную, синюю и желтую, набрызжем их в беспорядке, не смешивая краски, на контур бабочки.
    в) опять сложим листок бумаги пополам, скажем волшебное слово и ...раскроем листок...
    Вот и у нас получилась красивая бабочка, (обязательно обратить внимание детей на богатство цвета).
    - Посмотрите, ребята, сколько мы взяли красок?
    - Всего три.
    - Какие краски?
    - Красная, жёлтая и синяя.
    - А сколько у вас получилось новых красок?
    - Много.
    - Правильно. Если смещать три краски: красную, синюю и жёлтую, а их художники называют главными, то получится много-много других.
    5. Самостоятельная работа детей.
    Как правило, радостное удивление при виде удачного оттиска вызывает у детей желание попробовать ещё раз и не один. Поэтому нужно заранее заготовить запас бумаги.
    6. В конце урока любуемся бабочками, выбираем самых лучших, с необычной цветовой гаммой.

В начало

Конспект проведения урока в первом классе

Тема урока: "Волшебные ковры".
Цель урока: Закрепить знания о тёплой и холодной гамме. Технической задачей является:
    -закрепление умения смешивать краски,
    -закрепление знаний о теплой и холодной гаже,
    -совершенствование умения работать с кисточкой (всем ворсом и концом кисти).
Материалы: Бумага, кисти, акварель или гуашь.
Оборудование: Таблицы тёплых и холодных цветов. Таблицы-схемы. "Декоративный орнамент".

План урока

1. Организационный момент.
2. Повторение.
3. Беседа с учащимся. "Добрые и Злые волшебники".
4. Сюрпризный момент.
5. Объяснение задания.
6. Проверка знаний, полученных при объяснении.
7. Самостоятельная работа учащихся.
8. Анализ работ.

Проведение урока

1. Организационный момент.
2. Повторение (основные и составные цвета).
3. Проведение беседы начинать с вопросов.
    - Вы любите сказки?
    - Какие сказки вы знаете?
    - Вспомним сказочных героев, добрых и злых. Во многих сказках есть волшебники, в сказках добро побеждает зло.
    - Какие бывают волшебники?
    - Добрые и злые.
    - Давайте вспомним Добрых волшебников.
Дети вспоминают Добрых волшебников: Волшебник Изумрудного города. Дед Мороз, Снегурочка, Хоттабыч, Добрые Феи.
    - А злых?
    - Кощей, Баба - Яга, Бастинда, Снежная Королева.
    - Чем отличаются Добрые Волшебники от Злых?
    - Добрые Волшебники хорошие, они всегда помогают, а злые, наоборот, делают плохие дела.
    - Если вам повстречается Волшебник, можно определить Добрый он или Злой?
    - Конечно, можно.
    - А как?
    - У Доброго Волшебника лицо доброе, а у Злого - злое. И нос крючком.
    - Всё правильно, ребята. Но рисовать волшебников мы будем в другой раз, а сегодня нарисуем их волшебные ковры - самолеты.
4. В класс с плачем входит сказочный герой Иванушка: "Какое горе! Кто мне поможет?.."
    - Что случилось, Иванушка?
    - Нужно достать яблоки молодильные для батюшки. И как можно скорее.
    - Знаешь, Иванушка, куда ты попал? Ты находишься у нас в гимназии, где ребята учатся не только читать и писать, но и рисовать, петь и танцевать.
    - Поможем, ребята, Иванушке! Мы нарисуем Волшебные Ковры-Самолёты и отправим, тебя за помощью к Волшебнику. Какому Волшебнику, ребята?
    - Конечно, доброму.
    - Волшебников отличить можно, а как отличить их ковры? Вот перед вами два ковра. Можно ли определить, где ковёр Доброго Волшебника, а где - Злого? (показать детям два рисунка, выполненные тёплыми и холодными цветами).
    - Конечно, можно.
    - Почему?
Иванушка перебивает ответ. Он пробует ковры на ощупь и ворчит: "Тёплые, холодные, да они все холодные".
    - Ребята, объясните Иванушке, почему мы их так называем?
    - Дети объясняют Иванушке правильный ответ.
5. А сейчас внимательно посмотрим несколько ковров. Какие они все красивые! Все не похожи друг на друга! (показать детям). Обычно на ковре бывает узор. Как же правильно и красиво нарисовать ковёр?

Первое, что надо сделать, это найти центр, или середину ковра. Для этого нужно провести 2 линии из уголков вашего листа, там, где они пересекутся, и будет центр.
Рисунок на доске. А дальше дело вашей фантазии и вашего старания.

6. Иванушка опять перебивает и вступает в беседу:
    - А я уже все нарисовал, вот какой ковер получился. (показывает свой рисунок, выполненный небрежно и неправильно).
Дети рассматривают, разъясняют, что неправильно, исправляют ошибки. Таким образом, проходит повторение.
    - Почему Иванушка так нарисовал?
Правильно говорится: "Поспешишь - людей насмешишь". Рисовать нужно аккуратно и внимательно. Для рисования вам потребуются кисти разных размеров. Почему?
    - Большая кисточка рисует большим мазкой, а маленькая - маленькими мазочками.
    - Правильно. Выполняя задание, ничего закрашивать не надо. Вся работа должна быть выполнена с помощью различных мазков точек, линий.
7. Самостоятельная работа детей.
8. В конце урока Иванушка просматривает ковры, выбирает лучшие. Дети дарят ему свои рисунки. Иванушка благодарит, прощается и уходит.

В начало

Конспект проведения урока в четвертом классе

Тема урока: "Цветовушка" - произвольный красочный отпечаток.
Цель урока: Закупить свойства дополнительных или составных цветов.
Учить опытным способом творчески использовать гуашевые краски для выражения своей мысли и чувства. Учить работать свободным цветом, а не закрашивать контур рисунка. Развивать воображение, фантазию.
Материалы: Гуашь, бумага, кисти.
Оборудование: Наглядные пособия - таблицы по цветоведениюо (основные и составные цвета, контрасты).

План урока

1. Организационный момент.
2. Повторение.
3. Объяснение нового на уроке.
4. Практическая работа учащихся.
5. Просмотр, обсуждение.

Проведение урока

    1. Организационный момент.
    2. Сегодня у нас удивительное превращение красок. Но для начала необходимо вспомнить всё-всё о цвете. Мы уже много знаем о том, что есть цвета Главные - основные.
    - Какие? Есть и двойные или составные.
    - Какие?
    Используя любопытное свойство, если смешать между собой два цвета, то получится третий. А ещё вы знаете, что все цвета делятся на тёплые и холодные. С помощью красок можно нарисовать всё, что пожелаешь: море, небо, пустыню, день, ночь, бурю и пургу. Художники давно заметили, что, оказавшись рядом, некоторые цвета делают друг друга ярче. Их называют дополнительными.
    Цвет предмета изменяется от фона, на котором предмет находится. Давайте это сами проверим. Перед вами несколько жёлтых кружков. Положим их на синюю, желтую и красную бумагу. Вы видите, что жёлтый кружок на синем фоне будет казаться ярче, чем на красном и жёлтом. Если проделать то же самое с зелеными кружочками, то окажется, что на красном фоне они будут выглядеть зеленее, чем на желтом и синем. Такой опыт можно проделать и с другими цветами на другом фоне. Человеку, который хочет научиться рисовать, необходимо знать зависимость цвета друг от друга. Но уметь пользоваться красками - это не значит быть художниками. Сейчас я расскажу вам одну легенду,
    "...Жили когда-то в Древней Греции два художника. Все считали их великими и преклонялись перед ними. Только художников это не устраивало. Каждый хотел, чтобы великим признавали только его. Решили они устроить соревнование. Кто из них нарисует самую лучшую картину, тот и будет победителем. И тогда один из них на стене нарисовал корзину с яблоками. И так похоже нарисовал, что к картине слетались птицы и пробовали клевать яблоки. Другой художник изобразил на дверях портьеры. Он до того точно выписал на них складки, до того точно передал блеск золота на кистях, что люди, входя в комнату, старались не задеть их. Шло время, но почему-то никто не восхищался картинами художников. Люди, занятые своими делами, равнодушно проходили мимо. Они просто не замечали картин."
    - Они думали, что это всё настоящее.
    - Совершенно верно. Если бы у них спросили, нравится ли им первая картина, то они ответили бы: "Мы удивляемся мастерству художника, также как и его терпению. Но труд этот совершенно бесценен. Куда проще было бы поставить перед нами настоящую корзину с яблоками. От неё было бы больше пользы, потому что яблоки можно было бы съесть."
    Оказывается, чтобы нарисовать картину, чтобы она привлекла внимание и вызвала в нас какие-то чувства мало точно скопировать кусочек жизни. Нужно что-то ещё. И этим "что-то" является умение художника показать мир с новой, неизвестной нам стороны. А для этого нужно и чувство цвета, и фантазия, и воображение. Вам всем нужно учиться этому.
    3. Сегодня вам предстоит выполнить очень увлекательное задание, а называется оно: "ЦВЕТОВУШКА". Это красочный отпечаток, который получится следующим образом: на белый лист бумаги в произвольном порядке наносим краску разных цветов. Желательно, основных: красную, синюю и жёлтую. Затем лист складываем пополам или накладываем другим листом. Прижимаем листы ладонью и раскрываем - отпечаток готов. Показать детям практически. А теперь включаем вашу фантазию и воображение и дорисовываем вашу "ЦВЕТОВУШКУ". Листок можно вращать. Но условие: как можно меньше дополнительных линий.
   Основная задача - нарисовать увиденное в цветовушке, домыслить изображение.
    Вот здесь-то и можно использовать "тайну" основных красок” получение составных, а так же дополнительных, усиливая один цвет другим.
    4. Практическая работа учащихся.
    5. В конце урока " подведение итогов работы и коллективный просмотр работ.

В начало

Конспект проведения урока в четвертом классе

Тема урока: "Живая капля".
Цель урока: Упражнение способствует развитию творчества, фантазии, воображения.
    Закрепить знаний о цвете и его законах.
Материалы: Бумага, кисти, краски.
Оборудование: Таблицы: Основные и составные цвета. Контрасты.

План урока

1. Сообщение темы урока.
2. Что значит уметь фантазировать.
3. Объяснение задания.
4. Практическая работа учащихся.
5. Коллективный просмотр
6. Итоги.

Проведение урока

    1. На прошлом уроке мы работали свободным цветом, через пятно к форме, не используя контур " первооснову рисунка. Но все, что у вас получалось, мы сравниваем с тем, что нас окружает: животные, птицы и т.д. Художники так и работают, даже если они фантазируют, то только на основе того, что они видели. И чем больше художник видит, тем больше характерного он подмечает, тем интереснее его рисунок.
    2. Много лет назад, а точнее 500 лет назад жил во Флоренции очень талантливый человек. Звали его Леонардо да Винчи, Винчи- городок, где родился художник. Он был не только художником, но и скульптором, архитектором, учёным. В 28 лет Леонардо - живописец был известен далеко за пределами Флоренции. Знали о нем и в родном городе Винчи. Однажды к Леонардо приехал его отец, синьор Пьеро и привёз ему круглую деревянную доску.
    - Это тебе передал Джовани. Ты его помнишь?
    - Как же мне не помнить старика Джовани! Он ещё рыбачит?
    - Теперь он решил открыть с братом лавку и торговать рыбой. Поэтому он прислал эту доску. Джовани очень просил нарисовать что-нибудь на ней, только обязательно что-то страшное. Он хочет повесить рисунок перед входом в лавку, как вывеску. Людям буде интересно взглянуть на рисунок, и они будут чаще заходить в лавку. Когда синьор Пьеро уехал, Леонардо задумался: "Что же он мог нарисовать? Какое "страшилище"? И он придумал! Леонардо начал собирать кузнечиков, ящериц, змей, бабочек. Он хорошо изучал насекомых и животных и так в своём воображении соединил их, что получилось необыкновенное чудовище.
    Когда синьор Пьеро приехал и увидел рисунок, он очень испугался и бросился бежать из комнаты. Леонардо с трудом догнал его. Конечно, чтобы сделать такой рисунок нужно обязательно обладать фантазией. У художника должно быть богатое воображение.
    А что такое воображение? Вот посмотрите в окно. На небе облака. Присмотритесь получше и вы увидите, что одно облако похоже на слона, другое на верблюда. Вот это и есть воображение. Люди без воображения - скучные люди.
    Большое это искусство - видеть. А ещё больше искусство - уметь рассказать о том, что ты увидел. Если ты поэт или писатель, то расскажешь словами. Композитор передаст своё впечатление от увиденного в музыке, а художник изобразит на бумаге. И вы сегодня тоже будете выдумывать и фантазировать.
    3. Показать детям способ выполнения. На листе бумаги помещается одна или несколько капель жидкой краски (может быть цветная тушь). Разворачивая и наклоняя каплю, заставляем её двигаться, образуя причудливый рисунок. Далее, немного пофантазировав, дорисовать рисунок. Потом придумать название и дорисовать окружающую среду.
    4. Практическая работа учащихся.
    5. В конце урока - просмотр работ. Подведение итогов.
    Так, играя, дети делают первые опыты в цветоведении и запоминают "имена" красок, учатся работать свободным цветом, а не закрашивать контур рисунка.

В начало

Игры и упражнения
Для изучения и закрепления законов цветоведения
в дошкольном и младшем школьном возрасте

    Игры и игровые упражнения чрезвычайно важны. Они помогают повторить и закрепить полученные знания на уроках по цветоведению. Игры могут проводиться всем классом или по подгруппам. Их можно проводить не только на уроках, но и вне занятий, например, урок-викторина. Можно использовать частично (по выбору учителя) для закрепления материала в начале урока. Разработанные игры расположены в том же порядке, в каком ребенок знакомится с цветом на занятиях по изобразительной деятельности. Они очень просты и доступны для подготовки учителя к уроку.

Игры проводятся под общей темой:
"Торопись, да не ошибись"

    I. Разминка: "Найди лишний цвет" или, наоборот, "Какого цвета не хватает?"
   Цель этого задания:
      - сконцентрировать внимание детей и настроить их на игру.
    Далее выставляется несколько цветов (до 10 цветов). Все внимательно смотрят, потом один цвет убирается. Дети должны сказать, какой цвет убрали. Можно играть, в обратном порядке, т.е. не убирать, а поставить лишний цвет, тогда нужно заметить, какой цвет поставили. Повторить несколько раз.
    II. Основные цвета.
   Вызываются по одному участнику команды. Предлагается большой набор различных цветов. Ребёнок должен быстро и правильно найти три основных цвета (красный, желтый и синий).
    III. Составные цвета.
   Для проведения этой игры вызываются 2 участника.
    -Ребята, мы вспомнили основные цвета. Но в мире гораздо больше цветов. Первый участник должен найти составные цвета, второй - должен правильно их расставить, вспомнив, какой цвет получится при смешивании основных.
   IV. Какого цвета радуга?
   Закрепить у детей знания цветов радуги в их последовательности. Кто быстрее расставит правильно все цвета радуги.
   V. Теплые и холодные цвета.
   На закрепление этих понятий проводятся несколько вариантов:
    1. Играют по 2 человека из каждой команды. Первый должен найти как можно больше тёплых оттенков цвета. Второй - холодных. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
    2. Выдаются карточки. Дети должны правильно определить цвета и показать стрелкой.
   VI. Закрепление представлений о контрастных цветах.
   Выдаются карточки, различные по цвету. В центре вырезана какая-нибудь фигурка. Нужно найти и вставить нужный цвет, который будет контрастен заданному.
    VII. Очень проста и доступна игра в хлопки. Что это значит?
    Её можно проводить в начале урока для повторения любой темы. Например, повторим тёплые и холодные цвета. Учитель показывает карточки, различные по цвету. Дети должны хлопнуть в ладоши только при одной гамме цветов.
    Предложенные игры интересны для детей, доступны им. Они не требуют длительной подготовки для учителя, помогают детям быстрее усвоить новый материал и закрепить пройденный.

Игры на развитие у детей чувства цвета

    I. Цветное лото.
    Цель этого упражнения развивать у детей умение различать оттенки одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.
    II. Какие цвета использованы?
    Найти оттенки цвета по заданной картинке.
    III. Кто быстрее составит полоску из любого цвета так, чтобы слева была самая темная, а справа - светлая. Играя в такие игры, ребёнок будет чувствовать себя уверенней в удивительном Мире Цвета, научится предвидеть результаты сложных смешений красок, получать на палитре нужный ему цвет.