4. Психолого-педагогические принципы в обучении изобразительной грамоты

    С ранних лет ребёнок неосознанно тянется к рисованию. Он занимается им до тех пор с увлечением и упорством, пока не освоит настолько, что ценность этого вида деятельности для развития личности будет исчерпана. Нужен новый, более сложный вид деятельности и найти его помогают взрослые.

В процессе прохождения программы обучения детям сообщаются знания по изобразительному искусству, прививаются
умения и навыки, ставшие достоянием искусства. Те знания, умения и навыки, которые получают дети на уроках, должны
быть научно обоснованы” проверены практикой.
Изучаемый материал по уровню своей трудности должен быть доступен детям. Он должен соответствовать уровню общего и
умственного развития детей.
Опираясь на индивидуальные и возрастные особенности детей, нужно учитывать, чтобы усвоение нового материала
требовало от ученика некоторых усилий. Учебный процесс необходимо строить так, чтобы поддерживать оптимальное
соотношение между сложностью и доступностью изучаемого материала.
Уроки должны быть детям интересны и увлекательны. Тогда знания, умения и навыки усваиваются сознательно, активно,
прочно закрепляются и дети в дальнейшем могут свободно ими пользоваться.
К творчеству ребёнка надо подводить постепенно, систематически и последовательно. Основываясь на его предыдущем
опыте. Процесс обучения строится таким образом, чтобы каждый новый урок опирался на то, что уже усвоено по принципу
от простого к сложному, с последовательным, постепенным усложнением. Каждое последующее задание не получится без
решения задач предыдущих.
В процессе обучения изобразительной деятельностью широко используется наглядность. Нельзя провести ни одного урока на
любую тему без использования той или иной наглядности. Наглядность обеспечивает связь обучения с жизнью.

Осуществление этих главных принципов способствует рождению следующих:

Отработка практических навыков должна быть разносторонней. Это способствует формированию мастерства.
Все работы подвергаются постоянному контролю. Это способствует закреплению навыков, и развитию самооценки их.
Все работы выполняются грамотно, под руководством педагога. Это освобождает учеников от длительного пути проб и
ошибок.
Доверие учителей учащимся, вера в их сады, возможности и способности.
Индивидуальный подход, т.е. учёт уровня умственного развития, интересов, способностей психологических качеств каждого
ученика.
Принцип ролевого участия. Не навязывать ученикам свои идеи. Ученик должен принять их добровольно.

Психолого-педагогические принципы по отношению к ученику

Ученик сам отвечает за конечный результат своей работы, тем самым воспитывает в себе требовательность,
самостоятельность, ответственность.
Право иметь собственный взгляд на обсуждаемую проблему.
Право высказывать своё мнение или выразить в рисунке.
Ученик должен уметь выслушивать и уважать мнения и идеи других.
Ученик должен понимать и ценить чужое творчество - от рисунков сверстников до произведений признанных мастеров.
Ученик должен иметь право на ошибку (он может ошибаться, но должен обязательно понять свою ошибку, исправить ее.)
Ученик должен чувствовать значимость своей работы для группы и класса.

    Эффективность работы зависит от характера общения педагога с детьми. Соблюдение данных рекомендаций может быть руководством при проектировании уроков ИЗО.