Более прочное и быстрое усвоение теоретического материала по элементам цветоводения, основам живописной грамоты зависит от гибкого сочетания подготовительных кратковременных и длительных упражнений, имеющих различный характер и преследующие различные цели.
Благодаря систематическим занятиям по цветоведению, ознакомлению с изобразительными, выразительными особенностями цвета, различным упражнениям с цветом, у детей постепенно развивается эстетическое чувство цвета.
Задания, которые предлагаются детям вначале, просты и несложны. Но каждое последующее задание не получится без решения предыдущего. Постепенно дети приобретают определенные знания, умения и навыки, соответствующие своему возрасту. Прослеживается чёткое развитие от простого, грубого раскрашивания красками к рисованию сложных цветовых гамм, гармоничному сочетанию красок.
Правильный подход обеспечивает усвоение учащимися основных понятий и правил живописной грамоты, изучению начальных сведений по цветоведению в тесной связи с изучением требовании живописной грамоты, положительно влияет на развитие творчества, творческого мышления.
5.1. Дошкольный
возраст
(старшая группа детского
сада, 5-6 лет)
Детский сад является первым этапом художественного воспитания детей в нашей гимназии. Дети посещают детский сад с трёх до шести лет.
Имеются три возрастные группы: младшая, средняя и старшая. Основная цель - приобщить детей к прекрасному, развить интерес к изобразительному искусству. Наша задача состоит в том, чтобы привлечь детей к рисованию, дать им необходимые знания, умения и навыки для дальнейшей учёбы. Старшая группа является завершающей, т.к. дети на следующий год переходят в первый класс. Дети этого возраста способны создавать красивые, выразительнее рисунки. В итоге каждого занятия остаётся результат, который можно анализировать и оценивать.
В данном возрастном периоде, а речь идёт о старшей группе детского сада (5-6 лет), особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира, развитие восприятия, воображения, образного мышления.
Главная задача на начальном этапе занятий изобразительным искусством с маленьким ребёнком заключается в том, чтобы у маленького человечка возник стойкий интерес к рисованию, потребность в нём.
Каждый ребёнок - это отдельный мир со своими правилами, поведением, мыслями. И моя задача помочь детям открыть глаза на сложный красочный мир, посеять в их душах радость от встречи с прекрасным, сохранить детское восприятие красоты на всю жизнь.
На уроках с помощью изобразительного искусства мы знакомимся с новыми для детей предметами и явлениями жизни. От предметов и явлений, близких и знакомых, дети постепенно идут к восприятию всё более сложных явлений.
Как говорилось раньше, в работе с детьми младшего возраста огромную роль значит игровое обучение. Чтобы у ребёнка возникло желание выполнить учебное задание, нужно было провести специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.
К детям на уроки приходили их любимые игрушки, герои сказок, рассказывалась вымышленная история о нуждах и заботах этих персонажей и предлагалась помощь детей.
В старшей группе игровая мотивация расширяется от отдельного урока к группе уроков, которые объединяются одной темой.
Так дети на протяжении всего года играют в путешествия, сами являются путешественниками. Поэтому весь общий цикл занятий в течение года я назвала: "Как прекрасен этот мир", где занятия изобразительной деятельностью делятся на несколько блоков:
"Путешествие в мир красок". "Путешествие по цветной бумаге". "Путешествие по родной земле".
Особое место занимают творческие задания. Их целью подвести детей к образному отображению окружающей действительности. Они учат думать, сочинять, фантазировать.
Путешествие в мир красок.
Дети знакомятся с основами изобразительной грамоты, приобщаются к секретам работы с красками, кисточками, водой и бумагой - основными орудиями труда художника. Знакомятся с различными техниками исполнения и художественными материалами. Большое внимание уделяется развитию у детей чувства цвета. Занятия помогают каждому малышу:
больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, научить свободному владению кистью, узнать о тёплых и холодных тонах, узнать о влиянии цвета на настроение.
На занятиях используем разнообразную технику и методы рисования:
технику восковых мелков, метод монотипии и одновременного смешения красок, рисование по серому.
Путешествие по цветной бумаге
Это продолжение путешествия в "МИР КРАСОК". Слово "Путешествие" настраивает детей на "пейзажно-географическую" приключенческую волну. Уроки превращаются в игры- путешествия по природным пространствам. Нас ждут горы, леса, моря и многое другое. Цветная бумага используется в качестве фона и подсказывает детям художественное решение рисунка.
Путешествуя, дети:
познают мир, опытным путём осваивают контрастные и дополнительные цвета, учатся составлять сложные цветовые сочетания, благодаря цветному фону, отучаются от стандартных представлений, что небо непременно голубое, земля коричневая,
деревья зелёные.
Путешествие по родной земле
Знакомит детей с народным творчеством, ремёслами, традициями мастеров, умельцев, их богатейшей фантазией.
5.2. Начальная школа
Если в работе с детьми дошкольного возраста основная задача заключалась в адаптации ребёнка к миру природы, к миру людей и вещей, чтобы ребёнок не боялся вступать с ним в игровой, творческий контакт, то в начальной школе - это формирование на основе предыдущего опыта игрового, многовариантного мышления.
Успешное развитие детского изобразительного творчества зависит от ряда условий. Главное из них - это целенаправленное обучение детей. Знания, умения и навыки, полученные в детском саду, продолжают своё дальнейшее развитие на уроках изобразительного искусства в начальной школе” Соблюдение учебно-воспитательных задач, предусмотренных программой обучения в детском саду и программой по изобразительному искусству в начальной школе, в процессе занятий детей позволяет обеспечить преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников. Преемственность означает также широкое использование самых разнообразных рисовальных материалов (карандашей, акварели, гуаши, мелков) в детском саду и школе.
Обучение детей в начальной школе строится на основе приобщения их к наблюдению за окружающей действительностью. Уроки построены по принципу продолжения знакомства со способами работы различными художественными материалами. Продолжается путешествие в Мир Красок, начатое в детском саду. Если в детском саду уроки были более эмоциональными, т.е. строились на эмоциях детей и их чувствах, то в начальной школе мир начинает расширяться, появляется множество других "Я". Следовательно, появляются новые задачи.
На занятиях этого блока дети продолжают учиться смешивать краски, открывают разницу между краской и цветом и чувствуют эмоциональную насыщенность отдельных цветов. Возникает задача замещения заимствованных стереотипов цветовосприятия (небо голубое, море синее). Восприятие цвета приобретает осмысленный характер. Дети открывают важный факт: оказывается, цвет может быть носителем информации - выражать настроение художника и влиять на настроение зрителя. Они сами, через цвет должны выразить своё отношение к герою сказки, к изображаемому событию.
Основным материалом освоения живописной грамоты предлагаются акварель и гуашь. Используются цветовые мелки (восковые), цветные карандаши. В процессе обучения дети продолжают осваивать технику рисования красками.
5.3. Формирование технических навыков и умений при работе с художественными материалами
Формирование технических навыков и умений требует длительного времени и постоянного внимания. Более глубокое знакомство с художественными материалами поможет углубить представление детей о живописи, о природе цвета.
Вводить правила надо постепенно, заботясь о том, чтобы дети не забывали усвоенные ранее. Уже после второго, третьего заданий дети сами называют правила, определяющие, как держать кисточку, как пользоваться красками. Постепенно дети запоминают разные правила, относящиеся к технике рисования. Усвоение умений и навыков даёт возможность детям сознательно овладевать техникой рисования и сознательно её применять.
Какие же это умения и навыки?
1. Самое первое и самое главное правило - рисовать следует мокрой кисточкой. Дети часто забывают об этом и, стараясь "заставить" кисточку рисовать, вынуждены сильно нажимать на неё.
2. Второе правило часто нарушается и забывается детьми. О нем приходится часто напоминать. Правило в том, чтобы каждый раз мыть кисточку, прежде чем набирать ею новую краску. Следует постоянно следить за чистотой, особенно светлых красок - желтой, оранжевой.
3. Третье правило - перед рисованием краски надо смочить, стряхивая капли чистой воды на каждую краску, чтобы они стали мягче, не касаясь их при этом ворсом кисти, т.к. иначе краска останется на ворсе, при последующем обмакивании кисти вода загрязняется, и загрязняются краски, которые смачиваются ею.
4. Четвёртое правило:
Для получения более светлого тона акварельные краски разбавляют водой. Делается это на палитре. На ней же и смешиваются краски, если нужно получить какой-то новый цвет, которого нет в наборе.
5. Пятое правило вытекает из первого - нужно научить детей легко касаться кисточкой бумаги, так, чтобы наклон ручки кисти был обязательно ориентирован в сторону движения кисточки. Ни в коем случае недопустимо возить кисточкой по бумаге волосами вперед. Это правило нужно показать детям, оно закрепляется довольно легко.
6. Шестое правило - самое трудное для запоминания. Оно состоит в том, чтобы не забывать кисточку в банке с водой, и не кидать после урока куда попало. Иначе она загнётся, и ею будет невозможно работать. Так как это правило усваивается не сразу, о нём нужно напоминать на каждом уроке.
7. Седьмое правило - с раннего возраста необходимо научить детей правильно держать кисть, работать кистью. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим, средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
8. Чтобы рисунки получались выразительными, радовали детей, необходимо научить их владеть различными способами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом кисти к рисованию всем ворсом, (ствол дерева). Широкие линии удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаге наклонно, а тонкие линии, рисуемые концом кисти получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх.
Так постепенно овладевая техническими навыками и умениями, дети всё более свободно и правильно решают изобразительные задачи, которые они получают от учителя или ставят перед собой сами.