6. Упражнения по цветоведению в системе обучения
изобразительному искусству детей 5-10 лет

    Одни и те же законы требуют разного по объёму и содержанию изложения. Объём и содержание какого-либо материала для каждого класса определяется в зависимости от возрастных особенностей детей. Расширение круга тем с постепенным возрастанием сложных задач их конкретизации дадут ученикам возможность больше узнать и понять специальные термины и определения.
    Это особенно относится к проведению уроков в первом и втором классах. Овладение новыми умениями и навыками обязательно опирается на то, что ранее усвоено. В третьем и четвертом классах задания можно менять, варьировать между собой. Такой чёткой последовательности нет.
    На протяжении нескольких лет чётко прослеживаются два направления в обучении детей:
        - Путешествие в Мир Цвета,
        - Цвет в природе.
    Задания группируются, чтобы не только дать практический совет, но и создать соответствующий эмоциональный настрой.
    Цикл предложенных упражнений посвящён не только техническим задачам, знакомству с красками, их свойствами, правилами работы с кисточкой, а стремлению научить детей по-новому видеть, наблюдать окружающий мир, пробудить у них желание запечатлеть то, что он никогда не пробовал рисовать. В каждом задании детям должна быть ясна цель и понятен его смысл (для того, чтобы…)
    Используя психолого-педагогические принципы и учитывая возрастные особенности детей при изучении темы "Цветоведение" уроки выстраиваются следующим образом:

Старший дошкольный возраст (5 - 6 лет) "Путешествие в мир цвета"

Содержание

Тема

Задание

1. Основные, составные цвета

"Золотой петушок"
"Бабочки" (приложение)

Нарисовать петушка, используя 3 основные краски, (аналогично с бабочками)

2. Тёплые, холодные цвета

"Дождик и солнышко"

Закрепляются технические способы рисования кистью.

3. Тёплые, холодные цвета

"Букет цветов"

Нарисовать букет цветов на тёплом, холодном фоне

4. Тёплые, холодные цвета

"Снежинка"

Декоративное рисование. Придумать необычный, красивый узор.

5. Контрастные цвета

"Весёлые зверята"

Нарисовать наших меньших братьев.

6. Контрастные цвета.

"Сказочная птица"

Изобразить ярких, декоративных птиц на цветной бумаге.

7. Цвета радуги и их последовательность

"Радуга" Праздник красок.

Нарисовать радугу.

8. Свойства акварели.

"Волшебные мелки". "Цветы и бабочки". "Подводный мир". "Жар-птица".

Отрабатывается умение рисовать цветными восковыми мелками.

Цвет в природе. "Путешествие по цветной бумаге"

Содержание

Тема

Задание

1. Тёплая гамма цветов. "Краски осени" Путешествие по жёлтой бумаге. Изображение осеннего пейзажа.
2. Тёплые цвета. "В жарких странах. Африка" Путешествие по красной бумаге. Рисование слона, жирафа, зебры, страуса, бегемота.
3. Холодные цвета. "Плывёт кораблик" Путешествие по синей бумаге. Рисование моря.
4.Влияние цвета на настроение "Лесная сказка".
Прогулка в лес.
Путешествие по зеленой бумаге. Изображение леса.

Упражнения по цветоведению в 1-ом классе "В мире цвета"

Содержание

Тема

Задание

1. Свойства акварельных красок. "Волшебные краски". Учатся смешивать краски, пользоваться палитрой.
2. Основные и составные цвета. "Цветик-многоцветик". Придумать и изобразить необыкновенный цветок, используя 3 основные краски.
3. Основные, составные цвета. "Волшебная веточка". Пользуясь основными краскам, нарисовать ветку рябины с разноцветными листьями и ягодками.
4. Основные, составные цвета. "Букет цветов"
(что умеет кисточка).
Нарисовать букет цветов, пользуясь основными и составными цветами.
5.Совершенствовать свойства акварельных красок. "Декоративный коврик" (что умеет кисточка) (приложение) Нарисовать декоративный коврик, используя различные по размеру кисти.
6. Тёплые и холодные цвета. "Ковры волшебников" (что умеет кисточка) Нарисовать 2 коврика, используя технические приёмы.
7.Основные и составные цвета. "Петушок из страны цвета. Учить рисовать декоративную птицу, применяя законы композиции.
8. Тёплые, холодные цвета. "Добрые и злые герои сказок". 1. Подмалёвок, выполненный в тёплой и холодной гамме. 2.Изображение доброго или злого героя сказки.
9. Выразительная роль цвета "Краски весёлые и грустные"
(настроение краски)
Нарисовать образ краски и её характер.
Краска весёлая. Краска грустная

"Цвет в природе"

Содержание

Тема

Задание

1. Холодные цвета "Ком, комок, комочек". Изобразить снеговика холодными оттенками цвета.
2. Тёплые цвета. "Солнечные зайчики". Изобразить сказочных зайчиков, цветом передать их настроение
3. Роль цвета и свойства цвета. "Разноцветный дождик". Изображение гуашевыми красками весеннего сказочного пейзажа.

Упражнение по цветоведению во 2-ом классе "В мире цвета

Содержание

Тема

Задание

1. Тёплые, холодные цвета. "Наша посуда". Рисование натюрморта, составленного из посуды, различной по размеру и величине
2. Холодные цвета. "Снежка". Гуашевыми красками нарисовать снежного сказочного человечка.
3. Контрастные цвета. "Мы - строители. Домики". Рисование фантастических зданий, построенных и составленных из геометрических фигур.
4.Контрастные цвета. "Мы - волшебники. Забавные картинки", Рисование фантастических животных или человечков, составленных из геометрических фигур.

"Цвет в природе"

Содержание

Тема

Задание

1. Основные, составные цвета. "Цветочная поляна" Изобразить цветы, заполняя весь лист по памяти и представлению.
2. Глухие, звонкие цвета. "Симфония цвета". Изображение природной стихии: солнечный день, дождь, ветер с применением гуаши черной и белой.
3. Основные, составные цвета "Листопад"
(что умеет кисточка)
Изображение осеннего пейзажа.
4. Теплые, холодные цвета. "По морям и океанам". Изображение контрастных состояний природы. Рисование моря и его настроения.
5. Холодные цвета. "Город снеговиков". Выполнение зимнего сказочного пейзажа.

Упражнение по цветоведению во 3-ем классе "В мире цвета

Содержание

Тема

Задание

1. Тёплые, холодные цвета. "Букет цветов" Нарисовать 2 разных по настроению букета цветов.
2. Основные, составные цвета. "Радужка". Придумать сказочного волшебного человечка.
З. Тёплые, холодные цвета. "Домики из сказки". Это может быть рисунок дворца, терема, избушки Бабы-Яги, дворца Снежной Королевы.
4. Холодные цвета. "Снеженика". Нарисовать снежный цветок.
5. Свойства акварели. "Акварелька". Нарисовать портрет сказочного человечка.
6. Свойства гуаши. "Гуашка". Нарисовать портрет.

Упражнение по цветоведению во 4-ом классе "В мире цвета

Содержание

Тема

Задание

1. Основные, составные цвета. "Цветовушка" (приложение) Красочный отпечаток. Нарисовать увиденное, домыслить изображение.
2. Основные, составные цвета. "Живая капля" (приложение) Сделать каплю причудливой формы, дорисовать и придумать название.
З. Тёплые и холодные цвета. "Пейзаж. Состояние природы" (мазок в живописи) Изображение пейзажа с ярко выраженным настроением.
4. Теплые и холодные гаммы цвета. "Какое у вас настроение?"
"Наши оценки".
Предлагается нарисовать свои отметки. Цветом передать их характер.
5. Родственная гамма или цветовая гамма. "Изумрудный город". Придумать и нарисовать сказочный город.
6. Теплая и холодная гамма цветов. "Какое у вас настроение?""Ах и Ох". Нарисовать сказочных человечков: весёлого и грустного