Инсценированная программа: "Путешествие в Древний Египет"
Звучит музыка и гимн Нилу, процессия во главе с фараоном идет к реке со свитком в руках и исполняет гимн.
Слава тебе Нил, идущий, чтобы Египет оживить.
Если медлит он, жизнь кончена,
Если гневен он, гроза по всей стране.
А восходит он - ликует земля и все живы от радости.
Радуются тебе люди и дети твои и приветствуют тебя как царя
Свиток бросают в Нил, выходят 2 ведущих.
1 вед.
Здравствуйте ребята! Объясните мне, что здесь
происходит? Кто эти люди? Что они делают?
2 вед. Почему они восхваляют реку?
За что?
1 вед. Молодцы, ребята/ обращаясь
ко 2 вед./они, наверное, много знают о Древнем
Египте?
2 вед. А мы это сейчас проверим.
Согласны? Я предлагаю вам загадки о Египте. Кто
правильно ответит, получит жетон, у кого в конце
игры будет больше жетонов получит награду.
Загадки о Египте.
1 вед. раздает жетоны
1 вед. Молодцы! Порадовали меня
своими ответами. Давайте посмотрим, а справятся
ли они со следующим заданием?
Сценка: "сказка о красноречивом поселянине.
2 вед. В Древнем Египте
было много сказок. Познакомьтесь с одной из них и
подумайте, что в ней сказочного, а что
исторически достоверно?
1 вед. Был человек по имени
Хевинануп. И была у него жена по имени Мерит. И вот
сказал он своей жене:
Хевинануп. Пойду-ка я в город,
чтобы принести оттуда еды моим детям. Приготовь
мне хлеба, да буду я жив этим в дороге.
2 вед. Нагрузил Хевинануп осла
солью, добытой со дна Соленого озера, битой
птицей и шкурами пойманных в капкан пантер. С
этими товарами тронулся в путь.
1 вед. Узкая дорога шла вдоль Нила:
с одной стороны была вода, с другой ячменное поле.
Вот показалась усадьба богатого вельможи.
2 вед. Правитель усадьбы по имени
Тхутинахт увидел осла с поклажей и подумал:
"Ах, какому бы богу помолиться, чтобы он помог
мне завладеть этим имуществом."
Тхутинахт. Эй, слуги, принеси-ка
ткань, да поживее.
1 вед. Ткань расстелили поперек
дороги. Тот конец, что был украшен бахромой, лег
на ячмень, а другой упал в воду.
Тхутинахт. Остановись, поселянин!
Разве ты наступишь на мою ткань?
2 вед. Хэвинануп замедлил шаг.
Хевинануп. Я сделаю то, что ты
пожелаешь: не наступлю!
1 вед. И он пошел выше.
Тхутинахт. Разве мой ячмень для
тебя дорога?
Хевинануп. Так где же мне пройти? Ведь
ты загородил дорогу тканью?
2 вед. Тут осел Хевинанупа схватил
пучок ячменя. Именно этого и ждал Тхутинахт.
Тхутинахт. Вот я заберу твоего
осла, поселянин, потому что он ест мой ячмень.
Осел пригодится мне: он будет топтать колосья при
молотьбе.
1 вед. Так и поступил Тхутинахт:
забрал осла, да еще избил ограбленного бедняка
веткой гибкого тамариска.
Тхутинахт. Не вопи, поселянин, я не
люблю шума.
2 вед. Горько заплакал Хевинануп и
решил бороться за помощью к господину этого
округа - богатому вельможе Ренси. Он заседает в
судебной палате и творит правосудие.
1 вед. Вот наступил час, когда Ренси
вышел из дома, чтобы сесть в ладью и плыть к
самому фараону. Бросился поселянин к вельможе.
Хевинануп. Начальник дома, господин
мой, руководитель всего того, что есть, и чего нет!
Ты - отец бедняка! Ты - защита того, у кого нет
матери! Сделай так, чтобы я славил тебя! Вот я
отягощен печалью, защити меня, вот я в беде.
Ренси. Воистину, поселянин, ты
говоришь цветистым слогом! Но стоит ли
наказывать Тху. за ничтожную горсть соли и за
твоего осла.
2 вед. И вот Ренси прибыл во дворец
фараона.
Ренси. Мой господин, ты любишь
красноречие больше всех сокровищ мира, а я знаю
человека, который прекрасно говорит.
Фараон. Если ты хочешь видеть меня
здоровым, доставь его сюда.
1 вед. И поселянина притащили во
дворец.
Воины. Сам владыка Египта желает
слушать твои жалобы! Говори, не бойся - изысканная
речь приятна сердцу его величества.
Хевинануп. О, великий из великих, ты
уничтожаешь ложь и творишь истину! Не будь глух к
тому, что ты слышишь, не будь слеп к тому, что ты
видишь, накажи грабителя, защити пострадавшего!
2 вед. Царь молча наслаждался
красивой речью. Час за часом говорил Хевинануп.
Ты - руль неба и управляется земля по приказу
твоему! Ты подобен волне, ты - Нил, озеленяющий
поля! Взываю к тебе по своему правому делу!
1 вед. Наконец, его величество
смилостивился и повелел отдать ограбленному
бедняку осла с поклажей, а в придачу - все
имущество Тхутинахта.
Фараон. Да свершится правосудие!
2 вед. Итак, что из случившегося с
Хевинанупом исторически достоверно, а что нет?
1 вед. Хорошо ребята справились с
заданием, а смогут ли они прочитать египетские
тесты?
2 вед. Не знаю…давайте попробуем
(обращается к учащимся). Мы предлагаем вам узнать
имя египетского фараона или бога (показывает
карточки).
1 вед. Очень сложное задание, и не
удивительно, что ребята не смогли с ним
справиться, ведь в египетском письме более 750
иероглифов, одни обозначают целые слова, другие -
слоги, третьи вообще не произносятся, а гласных
нет.
2 вед. Бедные египетские школьники.
Как же они учили все это?
1 вед. Вам интересно? (к ребятам).
2 вед. Очень.
1 вед. Тогда смотрите и слушайте,
будьте внимательны, мы вам потом зададим вопросы.
Сценка "Поучение Хети"
(отец и сын-Хети едут в лодке в школу для детей
знатных)
Отец. Будь писцом, сын
мой, хорошо живется писцам в Египте. Писцы ведут
учет налогов фараона, они всегда чисто одеты и у
них вдоволь всякой еды.
Хети. (с ленью) Трудно овладеть
грамотой отец, почему я обязательно должен стать
писцом? Вот посмотри, на берегу, земледельцы
собирают богатый урожай, наверное, им хорошо
живется. Я хочу быть земледельцем: весь день на
воздухе, всегда к столу свежие лепешки с медом,
молоко, овощи, мясо.
Отец. Ты ошибаешься, жалкая участь
у крестьян. Целый день они работают под палящими
лучами солнца и лишь под вечер возвращаются в
свою хижину. Ужинают черствой лепешкой, а на
рассвете уже вставать. Земледелец все время
боится неурожая, неспокойно ему, чувствует он
себя так, как будто лев его держит в своих когтях,
а тут еще писцы и стражники с палками говорят:
"Давай зерно!"
Хети Я не знал этого, тогда я буду
ремесленником, ткачем.
Отец. Ты плохо знаешь городских
ремесленников, ткач сидит весь день, сгорбившись
у станка, и вдыхает пыль от ниток, а красивые
ткани, которые он делает, носят другие: вельможи,
фараон, военачальники и писцы. Будь писцом, сын
мой.
Хети. Смотри, отец, мы проплываем
мимо роскошного дворца, я хочу быть каменщиком и
строить здания.
Отец. Да ты знаешь, как живется
строителю? Работает он высоко на стене. Вот
подует жаркий ветер из пустыни, и никто не подаст
ему пить. А к ночи подует холодный ветер с Нила,
озноб охватывает строителя, но нет у него теплой
одежды, ходит он в лохмотьях. А живет не в
роскошных дворцах, которые строил, а в лачуге из
тростника.
Нет, сын мой, будь писцом.
1 вед. Итак, надеюсь,
ребята, что вы были внимательны. А сейчас
слушайте мой первый вопрос:
Почему отец хотел, чтобы
Хети стал писцом?
По словам старика, кому
хорошо жилось в Древнем Египте?
Почему Хети не хотелось
быть писцом
2 вед. Молодцы! Но мы продолжим
разговор о школе. В Древнем Египте было много
школ при храмах и государственных учреждениях.
Дети начали ходить в школу с 5 лет, их учили читать
и писать.
1 вед. Младшие школьники писали на
черепках разбитой посуды, старшие на листах
папируса.
Сценка: "Школа"
В кресле учитель, около
него ящик с рукописями
Учитель. Приготовьте ваши
письменные приборы, мальчики. Яхмес, открой ящик
и раздай папирусы и черепки.
2 вед. Папирус был дорогим
материалом, поэтому ученикам давали писать не на
новых, а уже использованных папирусах.
1 вед. В школах использовали
разведенные водой краски - красную, для
заголовков и черную - для основного текста.
(мальчики пишут)
Учитель. Пиши рукой своей, читай
ртом своим, советуйся с теми, кто знает больше
тебя, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине
его, он слушает, когда его бьют. Ну, мальчики,
займемся теперь счетом. Для начала я вам дам
легкий пример: сосчитайте, сколько будут 8 раз по
8?
2 вед. Мальчики занимаются счетом
уже не первый год, они умеют складывать, вычитать,
умножать, делить.
Учитель. Сети, иди напиши цифры.
Учитель. Теперь напиши
число 1245386.
Сети пишет.
1 вед.
Учителей по отдельным предметам не было, учили
писцы, обязательным было заучивание наизусть
художественных и религиозных произведений.
2 вед. Были в Египте и высшие школы,
в них учили музыке, плаванию, прыжкам и бегу.
1 вед. Интересно, а смогут ли
ребята решить египетскую задачку, есть желающие?
132 +
1457 = ?
1 вед. Молодец! Наши
школьники могут и в египетской школе учиться!
2 вед. Да, если будут послушными, а
то ленивых и непослушных отдадут человеку с
розгой и тогда …
1 вед. Не зря говорилось в
поучении: "Любим богами послушный, ненавидим
богами непокорный".
2 вед. Кстати, о богах. Их в Египте
было огромное количество, но самым главным и
почитаемым был …
1 вед. Подожди! Давай ребят об этом
спросим. Я предлагаю викторину "Религия
Древнего Египта".
- Назовите имена
египетских богов. Кто назовет последним, получит
жетон.
- Почему в Египте так
много богов?
- Кого в Египте называли
"сыном бога"?
- Как изображали египтяне
Осириса?
- Куда хотели попасть
египтяне после смерти и почему?
- Как египтяне
оберегались от несчастий, дурного глаза?
- За что египтяне
благодарны Исиде?
- Какие дни для египтян
были счастливыми, опасными и несчастливыми?
- Кто из домашних животных
наиболее почитаем и почему?
- Как назывались гробницы
фараонов?
- Кто это: каждую ночь,
когда все люди спят, я принимаю бой со страшным и
свирепым противником. Он само зло. Он мой
извечный враг, он меня жалит, желая погубить. Я
дрожу, мое сердце в огне, мое тело в поту, влага
выступает на лице, словно в летнюю ночь, наконец,
мне удается одержать победу, но, увы, не навсегда.
Впереди все новые и новые бои.
2 вед. Итак, сосчитайте свои
жетоны.
1 вед. Слово жюри.