Инсценированная программа: "Путешествие в Древний Египет"

Звучит музыка и гимн Нилу, процессия во главе с фараоном идет к реке со свитком в руках и исполняет гимн.

Слава тебе Нил, идущий, чтобы Египет оживить.
Если медлит он, жизнь кончена,
Если гневен он, гроза по всей стране.
А восходит он - ликует земля и все живы от радости.
Радуются тебе люди и дети твои и приветствуют тебя как царя

Свиток бросают в Нил, выходят 2 ведущих.

    1 вед. Здравствуйте ребята! Объясните мне, что здесь происходит? Кто эти люди? Что они делают?
    2 вед. Почему они восхваляют реку? За что?
    1 вед. Молодцы, ребята/ обращаясь ко 2 вед./они, наверное, много знают о Древнем Египте?
    2 вед. А мы это сейчас проверим. Согласны? Я предлагаю вам загадки о Египте. Кто правильно ответит, получит жетон, у кого в конце игры будет больше жетонов получит награду.

Загадки о Египте.

  1. Почему Египет назвали "Черная земля"
  2. Это растение росло на болоте: его ели, пили, на нем сидели, по нему ходили, его носили, его сжигали, в нем жили, на нем писали, им ловили. Что это за растение?
  3. В документе сказано, что в Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать и 2 отреза ткани. Нет ли здесь ошибки?
  4. Можно ли одеть две шапки на одну голову?
  5. Почему пирамиду строили только на одном берегу Нила и каком?
  6. Что дороже для египтян: железо или золото? Почему?
  7. Как назывались знаки-рисунки, которыми писали египтяне?

1 вед. раздает жетоны
    1 вед. Молодцы! Порадовали меня своими ответами. Давайте посмотрим, а справятся ли они со следующим заданием?

Сценка: "сказка о красноречивом поселянине.

   2 вед. В Древнем Египте было много сказок. Познакомьтесь с одной из них и подумайте, что в ней сказочного, а что исторически достоверно?
   1 вед. Был человек по имени Хевинануп. И была у него жена по имени Мерит. И вот сказал он своей жене:
   Хевинануп. Пойду-ка я в город, чтобы принести оттуда еды моим детям. Приготовь мне хлеба, да буду я жив этим в дороге.
   2 вед. Нагрузил Хевинануп осла солью, добытой со дна Соленого озера, битой птицей и шкурами пойманных в капкан пантер. С этими товарами тронулся в путь.
   1 вед. Узкая дорога шла вдоль Нила: с одной стороны была вода, с другой ячменное поле. Вот показалась усадьба богатого вельможи.
   2 вед. Правитель усадьбы по имени Тхутинахт увидел осла с поклажей и подумал: "Ах, какому бы богу помолиться, чтобы он помог мне завладеть этим имуществом."
   Тхутинахт. Эй, слуги, принеси-ка ткань, да поживее.
   1 вед. Ткань расстелили поперек дороги. Тот конец, что был украшен бахромой, лег на ячмень, а другой упал в воду.
   Тхутинахт. Остановись, поселянин! Разве ты наступишь на мою ткань?
   2 вед. Хэвинануп замедлил шаг.
   Хевинануп. Я сделаю то, что ты пожелаешь: не наступлю!
   1 вед. И он пошел выше.
   Тхутинахт. Разве мой ячмень для тебя дорога?
   Хевинануп. Так где же мне пройти? Ведь ты загородил дорогу тканью?
   2 вед. Тут осел Хевинанупа схватил пучок ячменя. Именно этого и ждал Тхутинахт.
   Тхутинахт. Вот я заберу твоего осла, поселянин, потому что он ест мой ячмень. Осел пригодится мне: он будет топтать колосья при молотьбе.
   1 вед. Так и поступил Тхутинахт: забрал осла, да еще избил ограбленного бедняка веткой гибкого тамариска.
   Тхутинахт. Не вопи, поселянин, я не люблю шума.
   2 вед. Горько заплакал Хевинануп и решил бороться за помощью к господину этого округа - богатому вельможе Ренси. Он заседает в судебной палате и творит правосудие.
   1 вед. Вот наступил час, когда Ренси вышел из дома, чтобы сесть в ладью и плыть к самому фараону. Бросился поселянин к вельможе.
   Хевинануп. Начальник дома, господин мой, руководитель всего того, что есть, и чего нет! Ты - отец бедняка! Ты - защита того, у кого нет матери! Сделай так, чтобы я славил тебя! Вот я отягощен печалью, защити меня, вот я в беде.
   Ренси. Воистину, поселянин, ты говоришь цветистым слогом! Но стоит ли наказывать Тху. за ничтожную горсть соли и за твоего осла.
   2 вед. И вот Ренси прибыл во дворец фараона.
   Ренси. Мой господин, ты любишь красноречие больше всех сокровищ мира, а я знаю человека, который прекрасно говорит.
   Фараон. Если ты хочешь видеть меня здоровым, доставь его сюда.
   1 вед. И поселянина притащили во дворец.
   Воины. Сам владыка Египта желает слушать твои жалобы! Говори, не бойся - изысканная речь приятна сердцу его величества.
   Хевинануп. О, великий из великих, ты уничтожаешь ложь и творишь истину! Не будь глух к тому, что ты слышишь, не будь слеп к тому, что ты видишь, накажи грабителя, защити пострадавшего!
   2 вед. Царь молча наслаждался красивой речью. Час за часом говорил Хевинануп. Ты - руль неба и управляется земля по приказу твоему! Ты подобен волне, ты - Нил, озеленяющий поля! Взываю к тебе по своему правому делу!
   1 вед. Наконец, его величество смилостивился и повелел отдать ограбленному бедняку осла с поклажей, а в придачу - все имущество Тхутинахта.
   Фараон. Да свершится правосудие!
   2 вед. Итак, что из случившегося с Хевинанупом исторически достоверно, а что нет?
   1 вед. Хорошо ребята справились с заданием, а смогут ли они прочитать египетские тесты?
   2 вед. Не знаю…давайте попробуем (обращается к учащимся). Мы предлагаем вам узнать имя египетского фараона или бога (показывает карточки).
   1 вед. Очень сложное задание, и не удивительно, что ребята не смогли с ним справиться, ведь в египетском письме более 750 иероглифов, одни обозначают целые слова, другие - слоги, третьи вообще не произносятся, а гласных нет.
   2 вед. Бедные египетские школьники. Как же они учили все это?
   1 вед. Вам интересно? (к ребятам).
   2 вед. Очень.
   1 вед. Тогда смотрите и слушайте, будьте внимательны, мы вам потом зададим вопросы.

Сценка "Поучение Хети"
(отец и сын-Хети едут в лодке в школу для детей знатных)

    Отец. Будь писцом, сын мой, хорошо живется писцам в Египте. Писцы ведут учет налогов фараона, они всегда чисто одеты и у них вдоволь всякой еды.
    Хети. (с ленью) Трудно овладеть грамотой отец, почему я обязательно должен стать писцом? Вот посмотри, на берегу, земледельцы собирают богатый урожай, наверное, им хорошо живется. Я хочу быть земледельцем: весь день на воздухе, всегда к столу свежие лепешки с медом, молоко, овощи, мясо.
    Отец. Ты ошибаешься, жалкая участь у крестьян. Целый день они работают под палящими лучами солнца и лишь под вечер возвращаются в свою хижину. Ужинают черствой лепешкой, а на рассвете уже вставать. Земледелец все время боится неурожая, неспокойно ему, чувствует он себя так, как будто лев его держит в своих когтях, а тут еще писцы и стражники с палками говорят: "Давай зерно!"
    Хети Я не знал этого, тогда я буду ремесленником, ткачем.
    Отец. Ты плохо знаешь городских ремесленников, ткач сидит весь день, сгорбившись у станка, и вдыхает пыль от ниток, а красивые ткани, которые он делает, носят другие: вельможи, фараон, военачальники и писцы. Будь писцом, сын мой.
    Хети. Смотри, отец, мы проплываем мимо роскошного дворца, я хочу быть каменщиком и строить здания.
    Отец. Да ты знаешь, как живется строителю? Работает он высоко на стене. Вот подует жаркий ветер из пустыни, и никто не подаст ему пить. А к ночи подует холодный ветер с Нила, озноб охватывает строителя, но нет у него теплой одежды, ходит он в лохмотьях. А живет не в роскошных дворцах, которые строил, а в лачуге из тростника.
    Нет, сын мой, будь писцом.

    1 вед. Итак, надеюсь, ребята, что вы были внимательны. А сейчас слушайте мой первый вопрос:
        Почему отец хотел, чтобы Хети стал писцом?
        По словам старика, кому хорошо жилось в Древнем Египте?
        Почему Хети не хотелось быть писцом
    2 вед. Молодцы! Но мы продолжим разговор о школе. В Древнем Египте было много школ при храмах и государственных учреждениях. Дети начали ходить в школу с 5 лет, их учили читать и писать.
    1 вед. Младшие школьники писали на черепках разбитой посуды, старшие на листах папируса.

Сценка: "Школа"

     В кресле учитель, около него ящик с рукописями
    Учитель. Приготовьте ваши письменные приборы, мальчики. Яхмес, открой ящик и раздай папирусы и черепки.
    2 вед. Папирус был дорогим материалом, поэтому ученикам давали писать не на новых, а уже использованных папирусах.
    1 вед. В школах использовали разведенные водой краски - красную, для заголовков и черную - для основного текста.
    (мальчики пишут)
    Учитель. Пиши рукой своей, читай ртом своим, советуйся с теми, кто знает больше тебя, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, он слушает, когда его бьют. Ну, мальчики, займемся теперь счетом. Для начала я вам дам легкий пример: сосчитайте, сколько будут 8 раз по 8?
    2 вед. Мальчики занимаются счетом уже не первый год, они умеют складывать, вычитать, умножать, делить.
    Учитель. Сети, иди напиши цифры.

Image8.gif (2055 bytes)

    Учитель. Теперь напиши число 1245386.
    Сети пишет.

Image10.gif (2759 bytes)

    1 вед. Учителей по отдельным предметам не было, учили писцы, обязательным было заучивание наизусть художественных и религиозных произведений.
    2 вед. Были в Египте и высшие школы, в них учили музыке, плаванию, прыжкам и бегу.
    1 вед. Интересно, а смогут ли ребята решить египетскую задачку, есть желающие?
               132 + 1457 = ?

Image9.gif (3111 bytes)

    1 вед. Молодец! Наши школьники могут и в египетской школе учиться!
    2 вед. Да, если будут послушными, а то ленивых и непослушных отдадут человеку с розгой и тогда …
    1 вед. Не зря говорилось в поучении: "Любим богами послушный, ненавидим богами непокорный".
    2 вед. Кстати, о богах. Их в Египте было огромное количество, но самым главным и почитаемым был …
    1 вед. Подожди! Давай ребят об этом спросим. Я предлагаю викторину "Религия Древнего Египта".
        Назовите имена египетских богов. Кто назовет последним, получит жетон.
        - Почему в Египте так много богов?
        - Кого в Египте называли "сыном бога"?
        - Как изображали египтяне Осириса?
        - Куда хотели попасть египтяне после смерти и почему?
        - Как египтяне оберегались от несчастий, дурного глаза?
        - За что египтяне благодарны Исиде?
        - Какие дни для египтян были счастливыми, опасными и несчастливыми?
        - Кто из домашних животных наиболее почитаем и почему?
        - Как назывались гробницы фараонов?
        - Кто это: каждую ночь, когда все люди спят, я принимаю бой со страшным и свирепым противником. Он само зло. Он мой извечный враг, он меня жалит, желая погубить. Я дрожу, мое сердце в огне, мое тело в поту, влага выступает на лице, словно в летнюю ночь, наконец, мне удается одержать победу, но, увы, не навсегда. Впереди все новые и новые бои.

   2 вед. Итак, сосчитайте свои жетоны.
    1 вед. Слово жюри.

на предыдущую страницу