Введение

"Учитель  должен  вести   беспрестанное
повторение,  предупреждающее  забвение,
чтобы не иметь никакой нужды повторять
забытое"
К.Д.Ушинский.

 

        Вот уже несколько лет в школьную программу введен альтернативный курс: "Мировая художественная культура". И учителя, которые начали его вести сразу же столкнулись с проблемами: 1) методическая база предмета, 2) широта и глубина материала, который можно изучать в рамках этого курса.
        Если из обилия материала можно что-либо выбрать и остановиться, то с методической базой сложнее. За 5 лет работы с этим предметом и 8-летнюю практику мною были выработаны свои методические приемы по проверке знаний учащихся. Они значительно облегчают ведение курса мировой художественной культуры. Думается, что опыт этой работы, приведенный здесь, может быть полезным, особенно начинающим учителям. Он поможет организовать такой важный элемент урока - как проверка знаний учащихся.

        Все предложенные виды проверки знаний учащихся основываются на своеобразии самого предмета МХК.
        Что под этим понимается?
        Во-первых, изучение мировой художественной культуры предполагает обращений ко всему миру художественной культуры: к ее морфологии, т.е. видам искусства (ИЗО, архитектура, художественная фотография, музыка, литература, танец, театр, киноискусство, эстрадно-цирковое искусство); к содержательному смыслу художественных ценностей в их прошлом бытовании и как части современной культуры; к элементу системы ценностных ориентиров личности школьника. Такое многообразие изучаемых вопросов требует нестандартных форм проверки знаний учащихся.
        Во вторых, предмет мировая художественная культура, в отличие от других, всегда носит игровой характер, а это значит, что через игру в предмете учащиеся получают знания по нему. Посредством интерпретации соответствующих знаков и символов, элементов условности и метафоричности создается игровой характер МХК, который позволяет разнообразить формы контроля знаний учащихся. Игровой характер МХК может стать и одним из методов преподавания предмета.
        В-третьих, т.к. МХК оперирует условностями и символами изучаемого материала, интерпретацией, то без ассоциативного восприятия здесь не обойтись. Игра поможет учителю создать у учащихся представление о том, что они никогда не видели, вызвать ассоциации и понять учебный материал.
        В-четвертых, игра содействует пробуждению интереса учащихся к миру художественной культуры. Учащиеся при изучении МХК становятся не только объектом, но и субъектом учебного познавательного процесса. К.Д.Ушинский отмечал: "успешно можно учиться, только если учиться весело" (Кулагина Г. 100 игр по истории).

        Игра как метод преподавания МХК позволяет решать следующие дидактические задачи:

    1. мотивационные - к учебе в целом и предмету в частности,
    2. познавательные - на основе игровой интриги,
    3. мыслительные - развитие интеллекта и воображения,
    4. развивающие - на основе склонности детей к игре вообще,
    5. воспитательные - содержанием предмета и правила

        Все это позволяет интегрировать эмоциональные и когнитивные аспекты как самого учебного материала, так и учебного процесса вокруг предмета.
        Методика, предполагаемая Химик И., рассчитана на "погружение" в предмет, многочасовые занятия. Но что делать, если на предмет МХК выделен лишь 1 час в неделю? Выход в интенсивности обучения. Осуществить это позволяет игровая методика преподавания МХК. Большое место оно отводит самостоятельной работе учащихся. Самостоятельная работа является показателем понимания изучаемого материала. Чтобы оценить степень этого понимания и необходимы различные виды проверки знаний. Это могут быть проверочные карточки, семинары с игровыми элементами, тесты, кроссворды, ребусы - виды контроля, основанные на игровом моменте. Это важно, т.к. направить к самостоятельной работе может лишь интерес, а его создает игра.
        "У ребенка игра составляет главное содержание его жизни", - отмечал Гросс К.Х. (Берлянд И. Игра как феномен сознания). Поэтому, чтобы понять, в чем значение предлагаемых мною игровых форм проверки знаний учащихся, необходимо разобраться в значении игры в целом. Попробуем это сделать.

        Начнем с понятия "игра". По этому вопросу написано много и педагогами, и психологами, и философами, и все едины в том, что игра - многогранное понятие. Игра - это деятельность. Разная деятельность. Конечно, и значние разной деятельности будет неодинаковым.
        Выделяют дидактическое значение игры - когда она способствует приобретению и формированию определенных умений и навыком, способствует познанию ребенком окружающего мира, самого себя, развивает его умственные способности.
        "Игра создает зону ближайшего развития ребенка. В игре ребенок … как бы на голову выше самого себя", - отмечал Выгодский Л. (Выгодский Л. Психология искусства. - М., 1968)
        Таким образом, игра способствует развитию ребенка: умственному, физическому психическому. Игровые формы проверки знаний учащихся так же направлены на развитие ребенка, на формирование у учащегося определенных знаний, умений и навыков. Это обучающие формы проверки. Те виды проверки, которые оценивают уровень развития знаний, умений и навыков - контролирующие формы проверки.
        Игровые формы проверки знаний ценны еще и тем, что стимулируют познавательный интерес. Они поддерживают интерес к предмету и способствуют активности учащихся в его изучении. Игровые формы проверки знаний позволяют учащимся раскрыть вои способности, возможности и таланты.

        Данная работа предлагает игровые виды контроля знаний учащихся на уроках МХК. Она содержит характеристику различных форм контроля знаний. В основу работы положен принцип систематизации форм и видов контроля знаний по содержанию. Это позволит облегчить выбор форм контроля знаний, чтобы качественно оценить знания учащихся, от этого будет зависеть четкость и содержательность опроса, а значит, хорошо будет виден и реальный результата работы учителя. Успех обучения МХК, качество зависят от множества условий: от индивидуального подхода к каждому ученику, от формы подачи материалы, ТСО и контроля знаний. Важность контроля знаний учащихся определяется и тем, что на эту работу затрачивается до 30-50% учебного времени.

        Задачами проверки знаний является:

    1. углубление и закрепление знаний,
    2. расширение знаний и развитие речи учащихся,
    3. обучение самостоятельности,
    4. активизация творческого мышления.

        Реализовать эти задачи способствуют игровые формы контроля знаний учащихся.

на предыдущую страницу