План -конспект урока
учителя изобразительного искусства
школы № 84 г. Ярославля
Скрипочкиной Резеды Вильевны

3 класс

Тема урока: "Из сказки старой новые герои"(Мужской и женский образы)

Цель урока: используя художественные средства выразительности (линия, цвет), раскрыть характер, настроение образа (солдатика и танцовщицы),
показать связь искусств (литература, музыка, изобразительное искусство)
через интеграцию предметов;
создать коллективное панно, используя индивидуальные работы каждого ученика;
воспитание женственности в девочках, мужских качеств в мальчиках
(половое воспитание)
.

Задачи урока: показать движение фигурки, выражение лица (линейное изображение) и при помощи цвета характер, настроение образов солдатика
и танцовщицы, разместить фигурки на экране (коллективное творчество).

Материал и пособия для ученика: бумага, акварельные или гуашевые краски, простой карандаш, ластик, ножницы.

Раздаточный материал: "куклы-помощники".

Раздаточный материал: Динамические таблицы - фигурки "Солдатик", "Танцовщица" (а).
Таблицы: "Костюм" (б), "Выражение лица" (в), цветовые таблицы (г), бумага, уголь, слова-определения (д), экран "Бал" (е), куклы, солдатики, сердечко, брошь.

Литературный ряд: отрывки из сказки Г.Х. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик".

А. С. Пушкин "Евгений Онегин":

  • "...Блистательна, полувоздушна
    Смычку во
    здушному послушна...
    ...Одной ногой касаясь пола,
    Другою медленно
    кружит,
    И вдруг прыжок, и вдруг летит,
    Летит как пух из уст Эола;
    То стан совьет, то ра
    зовьет
    И быстрой ножкой ножку бьет..."

  • Б.III. Окуджава "Песня о бумажном солдатике":

  • "...один солдат на свете жил,
    Красивый и отважный,
    Но он игрушкой детской был,
    Ведь был солдат бумажный,
    Он переделать мир хотел,
    Чтоб был счастливым каждый,
    А сам на н
    иточке висел,
    Ведь был солдат бумажный..."

  • Музыкальный ряд:
    П.И. Чайковский "Марш деревянных солдатиков", "Игрушечный марш", "Сентиментальный вал
    ьс" Шуберт, "Лютневая музыка".

    План урока

    1. Организационный момент - 1 мин.
    2. Беседа - 10 мин.
    3. Упражнения - 4 мин.
    4. Самостоятельная работа - 15 мин.
    5. Подведение итогов - 5 мин.
    6. Завершение урока -
    5 мин.

    Ход урока

    Здравствуйте, ребята. Сегодня вам предстоит сочинить сказку. Но сначала послушайте, как начиналась одна из сказок Г.Х. Андерсена: "Было когда-то
    25 оловянных солдатиков, родных братьев по матери - старой оловянной ложке; ружье на пл
    ече, голова прямо, красный с синим мундир - ну, прелесть что за солдаты! Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного...,
    и он-то как ра
    з и оказался самым замечательным из всех..."

    - Узнали вы эту сказку? Как она называется?

    Наверное, солдатики любимые игрушки мальчишек всех времен и народов. Андерсен писал сказки об игрушечных солдатиках, композитор Чайковский написал "Марш деревянных солдатиков", а бардом Б. Окуджавой написана "Песня о бумажном солдатике".

    Читаю отрывок из песни.

    Каким бы ни был солдатик: оловянным, деревянным, бумажным или пластмассовым, он непременно должен быть храбрым и честным!

    - А еще каким должен быть солдат? Какие имена-прилагательные подойдут к образу солдатика?

    Работа с табличками: предлагаю детям среди прилагательных мужественный, храбрый, честный, жестокий, трусливый, глупый, выбрать подходящие к образу сказочного героя. Помните, в сказке есть и женский образ - бумажная танцовщица:

    "...На столе, где очутились солдатики, было много разных игрушек, но больше всего бросался в глаза чудесный дворец из картона..., но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста: через плечо у нее шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала брошка... Барышня стояла на одной ножке, вытянув руки, - она была танцовщицей..."

    Наверное, пока я читала эти строки, вы представляли себе легкую фигурку танцовщицы.

    А вот как красиво написал о балерине поэт А.С. Пушкин. Читаю отрывок из "Евгения Онегина".

    - Какие имена-прилагательные, слова-определения подойдут к образу танцовщицы? Какая она?

    Работа с табличками (слова определения). Предлагаю детям выбрать подходящие слова среди имен-прилагательных: нежная, легкая, злая, хитрая, прелестная, грубая, быстрая.

    Поэты и писатели, рассказывая о характере и настроении своих героев, пользуются словами,

    - скажите, а как композитор, музыкант может передать свои чувства?

    - можно ли в танце через движение показать радость или печаль?

    - а как художник рассказывает о своих героях в рисунках? При помощи чего он может передать настроение, характер, действия людей?

    Работа с цветовыми таблицами и таблицей "Выражение лица".

    - Может ли художник нарисовать движение?

    - Сейчас зазвучит музыка, вам нужно будет определить: кому из наших героев подходит эта музыка и показать мне подходящее герою движение, а я попробую изобразить это движение на бумаге.

    Звучат марш и вальс, дети двигаются под музыку, я показываю схематично движение, затем одеваю фигурки.

    - Видите, это возможно! И совсем не трудно. Теперь вы знаете, что художник может рассказать о настроении и характере своих героев при помощи движения, выражения лица, цвета. Давайте и мы нарисуем для своей сказки игрушечных героев-солдатиков и танцовщицу. Девочки нарисуют барышню танцовщицу, а мальчики бравого солдата. В нашей сказке они будут вырезаны из бумаги.

    - Скажите ребята, как вы будете рассказывать о своих героях? Что нужно сделать, чтобы передать настроение, характер образа?
    1. Показать движение.
    2. Передать выражение ли
    ца.
    3. Выбрать цветовую гамму.

    Выполнить эти главные задачи сегодняшнего урока вам помогут таблички.

    А начнем мы с построения и передачи движения. У меня помощники куклы на доске, а у каждого из вас есть маленькие подвижные куклы на партах. Попробуем подвигать их ручки и ножки.

    - Покажите движение танцующей барышни, а теперь марширующего солдатика.

    Сначала вы схематично, т. е. линиями нарисуете направление туловища, рук, ног, а затем оденете фигурку: движение фигурки будут повторять линии одежды, но помним, что туловище, руки, ноги не могут быть одинаковой толщины.

    Итак, ребята, придаем куколке подходящее движение, внимательно смотрим на направления линий рук, ног и легкими касаниями карандаша намечаем их на бумаге, затем одеваем фигурку, можете воспользоваться таблицами "Костюм", а затем рисуем выражение лица, прическу.

    После того, как фигурки танцовщицы и солдатика будут нарисованы линейно, аккуратно вырезаем их. Перед работой ножницами повторяем правила безопасности при работе с ножницами.

    Вырезанную фигурку дети раскрашивают, подбирая подходящую цветовую гамму для одежды, волос, глаз. Напоминаю детям, что работу начинаем с крупного, затем переходим к мелким деталям.

    В конце самостоятельной работы провожу беседу.

    - Ребята, чему вы сегодня научились?

    О чем может художник рассказать другим при помощи линий, цвета? Выражения лица героя, его движения?

    Я вижу, что вы также справились с этой работой, у вас получились очень милые и прелестные барышни и мужественные бравые солдатики! Готовы ваши сказочные герои и нам осталось сочинить конец нашей сказки.

    Помните, как заканчивается сказка Г.Х. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"?

    "...После всех приключений... солдатик вновь оказался в той же самой комнате, увидал тех же детей, те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей... Он смотрел на нее, она на него, но они не обмолвились ни словом... Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и ни с того, ни с сего швырнул его прямо в печку. Наверное, это все тролль подстроил!

    Оловянный солдатик стоял охваченный пламенем: ему было ужасно жарко, от огня или от любви - он и сам не знал. Краски с него совсем слезли, он весь полинял: кто знает от чего - от дороги или от горя? Он смотрел на танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но все еще держался стойко с ружьем на плече. Вдруг дверь в комнате распахнулась, ветер подхватил танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом и - конец!

    А оловянный солдатик растаял и сплавился в комочек. На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко; от танцовщицы же осталась одна брошка..."

    - Как вы считаете: печальный или счастливый конец у сказки Г.Х. Андерсена?

    - А как бы вы хотели закончить свою сказку?

    В наших силах изменить конец этой грустной истории.

    Посмотрите, прекрасный дворец ждет гостей. Сейчас начнется бал. И, конечно же, первыми на бал приглашаются барышни. Барышни займут места в зале, располагаясь, помнят о том, что крупные фигурки помещаем ниже, они будут находиться ближе к зрителю, а более мелкие - дальше, значит крепим их выше.

    А теперь кавалеры-солдатики подойдут и пригласят на танец барышень. Также соблюдая правило перспективы: близко - крупно - низко, далеко - мелко - высоко.

    - Посмотрите, как весело, как многолюдно стало во дворце.

    Хорошая у нас получилась сказка? Спасибо вам, прелестные барышни, спасибо стойкие солдатики за прекрасных героев, за добрую сказку.

  • ..Играет музыка, кружатся в танце пары,
    Герои новые и
    з нашей сказки старой,
    Солдатик стойкий с тоненькой подругой
    Сегодня снова обрели друг друга.
    Я вам хочу, дру
    зья мои, признаться,
    Что жаль мне с
    этой сказкой расставаться,
    Со ска
    зками встречайтесь вновь и вновь
    И в сердце каждого пускай живет любовь...
  • Об авторе: Скрипочкина Резеда Вильевна, учитель изобразительного искусства высшей категории, победитель областного тура Всероссийского конкурса "Учитель года России - 97"

  • Начало    Возврат    Дистанционная поддержка   
    Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru