ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Всю тему "Культура Древней Руси" можно разделить на две части. Первая часть уроков посвящена дохристианской Руси. Вторая - культуре Руси X-XVII веков. Первый раздел второй части посвящен общим вопросам развития храмового искусства и иконописи. В него входят 9 уроков.
Урок 1. "Белокаменное великолепие"
На этом уроке нужно
повторить материал по крещению Руси, изученный
на уроках истории. Учащиеся отмечают, что много
еще нераскрытого в этом вопросе. Но одно является
бесспорным - это то, что после принятия
христианства, на Руси начинает активно
развиваться культура. Русь уже была готова "не
только к созерцанию, но и к восприятию
византийской культуры" (Рыбаков). Необходимо
обратить внимание учащихся на отличительные
особенности русского зодчества, показать, как
органично вписывались храмы в окружающую
природу. Для этого можно использовать
поэтические строки К.Романова и изображения
храмов "Церковь Покрова на Нерли",
Преображенская деревянная церковь из
с.Козлятьево, Собор Рождества
Богородицы в Суздале, Архитектурный ансамбль
Покровского монастыря XVI-ХVII в., Церковь
Ильи Пророка в Ярославле и другие репродукции.
Можно показать начало фильма "Беседы о
храме", в котором звучит и духовная музыка.
Затем выясняются вопросы, из чего
строились русские храмы, каково их внешнее
устройство. Работа идет с привлечением схемы
"Устройство русского храма", помещенного на
доске и у ребят на столах в виде раздаточного
материала. При рассмотрении вопроса о главах,
нужно показать храмы одноглавые, двуглавые и т. д.
Далее дается понятие о четырех типах
храмовой архитектуры. Показываются изображения
четырехстенного многоглавого храма, шатрового,
ярусного и "огненного". В храме
Василия Блаженного соединены все русские типы
храмов. Заканчиваем урок тем, что ребята
зарисовывают и подписывают основные части храма.
Если будет возможность показать весь фильм, то
учитель по-другому компонует материал по данной
теме.
Оформление доски: записана тема
урока, эпиграф, термины, вопросы для закрепления,
схема строения храма.
Урок 2. "Немеркнущая красота"
Вначале урока ученик
по схеме объясняет внешнее устройство храма.
Далее по репродукциям ребята определяют типы
храмов и количество глав, дают объяснения их
символического смысла.
Затем переходим к изучению
внутреннего устройства храма. В этой теме
вводится много незнакомых терминов, поэтому их
нужно записывать в тетрадь или словарь и
проговаривать вслух. Вводятся такие термины, как:
алтарь, Престол, антиминс, амвон, солея,
клирос, аналой, фреска.
При разговоре о фреске, вспоминаем
материал изученный в теме "Искусство
Византии". Ребятам предварительно дается
задание повторить эту тему. Можно дать задание
конкретному ученику.
При объяснении размещения росписей в
храме, подчеркивается их каноничность и
богословский смысл. Ребята должны усвоить, что и
почему изображалось на куполе, на барабане, в
восточной и западной части храма, на столбах,
парусах, арках.
Для того, чтобы этот сложный материал
усвоился, нужно использовать иллюстрации,
например из книг "Ипатьевский монастырь"
(там даны росписи Троицкого Собора), фрески церкви Ильи Пророка в
Ярославле. Можно использовать слайды или
отрывки из фильма "Искусство Древней Руси".
Подробно останавливаться на фресках Ярославля
не стоит, т. к. этому будет посвящен урок при
изучении древней архитектуры Ярославля.
При рассказе об алтаре можно
использовать пасхальный канон (Ирмос 6, тропарь 1)
"Христос, воскресил еси от гроба... и отверзл
еси нам райские двери ".
Оформление доски: записана тема
урока, термины, вопросы для закрепления,
репродукции храмовых росписей, например: набор
открыток "Успенский Собор
Московского Кремля".
Урок 3. "Иконостас"
На этом уроке нужно
уделить внимание повторению пройденного
материала. Опрос можно организовать в виде
работы по карточкам (заранее приготовленным
учителем). Например, заполнить таблицу, где в
одной колонке перечислены названия частей храма,
а в другой ребята должны написать, что на них
можно было изображать. И второе задание - диктант
на знание терминов. Этот опрос не займет много
времени, но даст возможность всем ученикам
проверить свои знания.
Далее, мы начинаем знакомиться с
устройством иконостаса. Для работы ребятам
выдаются схемы иконостаса, такая же схема на
доске или таблице. Учитель объясняет религиозную
идею иконостаса, рассказывает о его
формировании. Обязательно нужно подчеркнуть, что
иконостас чисто русское изобретение.
При объяснении чинов иконостаса,
необходимо показывать репродукции основных
икон. Очень хорошо если бы открытки или
иллюстрации прикреплялись прямо к схеме
(магнитная доска). Можно использовать слайды.
При изучении икон праздничного чина,
рекомендуется использовать опережающее задание.
Ребята готовят сообщения о православных
праздниках. Например, о праздниках, которым
посвящен праздничный ряд иконостаса
Благовещенского Собора Московского Кремля. Это
вызовет большой интерес к изучаемой теме, потому
что христианские праздники входят в нашу жизнь, и
ребятам интересно знать, почему есть праздник
"Благовещение", " Крещение " и другие.
При изучении этой темы ученики должны
усвоить устройство иконостаса, уметь определять
по храмовой иконе, кому посвящен храм, узнавать
главные иконы иконостаса: "Благовещение",
"Спаситель", "Богоматерь
Владимирская", "Спас в
Силах" и объяснять их расположение, усвоить
главную идею иконостаса - посредничество святых
между Христом и людьми.
В конце урока или во время изучения
праздничного чина можно использовать фрагменты
фильма "Праздники Православной Церкви".
Оформление доски: записана тема
урока, названия основных икон, вопросы для
закрепления, схема иконостаса.
Урок 4. "Экскурсия в церковь Ильи Пророка"
Во время экскурсии ребята знакомятся с устройством храма и иконостаса. Рассматривают росписи. Экскурсовод проводит обзорную экскурсию. Заранее нужно дать ребятам вопросы, на которые необходимо обратить внимание. По окончании экскурсии провести собеседование.
Урок 5. "Неземная живопись"
На этом уроке ребята
начинают знакомиться с иконой, как
художественным произведением и символом
христианской веры.
Изучение темы начинается со значения
иконы в Древней Руси, отмечается бережное
отношение к ней наших предков. Важно объяснить,
почему икона не картина.
Далее учащиеся знакомятся с
подготовкой иконы к росписи, с процессом
"творения красок". Необходимо подчеркнуть,
как много труда и времени шло на создание иконы.
Какие высокие требования предъявлялись к
иконописцам.
Основные моменты урока необходимо
записать в тетрадь, особенно понятие "левкаска",
"побел", "лишевка", "творение красок и
золота". Хорошо, если есть возможность
показать ребятам настоящую икону.
Оформление доски: записать тему
урока, эпиграф, термины, вопросы для закрепления,
репродукции икон.
Урок 6. "Умозрение в красках"
В начале урока в виде
беседы идет повторение изученного материала.
Далее учитель показывает на связь иконы с
фаюмским портретом. Дает понятие "личного"
и "доличного". На примере икон
"Спас Нерукотворный" (Новгород XII в.) и
"Ангел Златые власы" (Новгород XII в.)
объясняет, что лик в иконе самое главное, а
главное в лике - глаза. К "личному" относятся
и руки. Здесь необходимо показать значение жеста,
так как он несет определенную духовную
информацию. Например, жесты на иконах
"Богоматери", "Благовещение". "Спас в
Силах".
Ребята должны усвоить, что относится к
"доличному" и как по второстепенным
элементам можно определить возраст иконы. Можно
дать задание: по репродукциям определить
примерное время написания икон (изображения
подобрать XII, XV, XVII веков; они должны подтверждать
мысль, что чем меньше второстепенных элементов,
тем древнее икона).
Оформление доски: записана тема
урока, эпиграф, вопросы для повторения,
изображение икон.
Урок 7. "Нежная яркость красок"
На этом уроке изучается материал о цвете и свете в иконописи, дается смысловое понятие некоторых цветов: золотого, красного, зеленого, желтого, белого, черного, голубого. По мере изучения нового материала заполняется таблица:
цвет |
символ |
пример |
Подчеркивается
особое место золота в христианской символике.
Дается понятие семантически близких цветов:
красного, желтого, зеленого. Подчеркивается
присутствие в иконе света. Свет - это главное в
иконе. Свет и цвет определяют настроение иконы.
Необходимо объяснить, что иконописцы при
написании лика идут от темного к светлому.
Далее учащиеся знакомятся с
иконографией Иисуса Христа и Богоматери. Это
пригодится им при изучении последующих тем
курса. Урок можно закончить стихотворением,
посвященным иконе Божьей Матери К.Романова и
музыкальным произведением "Аве Мария".
Оформление доски: записана тема,
эпиграф, вопросы для повторения, репродукции
изображения Иисуса Христа и Богоматери.
Урок 8. "Экскурсия в ярославский музей иконописи"
Проводится обзорная экскурсия по музею. Учитель дает ребятам ряд вопросов, на которые они должны ответить после экскурсии.
Урок 9. Урок-игра "Путешествие в Древнюю Русь"
На этом уроке учащиеся повторяют изученный материал. Урок можно провести в виде игры, разделив класс на команды. Каждая команда придумывает себе название, учитывая изучаемую эпоху. В жюри взять можно ребят, показавших хорошие знания на предыдущих уроках, или учеников из другого класса. Командам задаются вопросы на знание основных понятий, символики, архитектурных особенностей храмов. Учащиеся должны показать умение ориентироваться в иллюстративном материале.
Техническое
оборудование уроков: эпидеоскоп, фильмоскоп,
проигрыватель или магнитофон, видеоаппаратура.
В начале уроков можно включать
небольшие фрагменты из "Всенощной"
Рахманинова. Это создаст благоприятный
эмоциональный настрой.