Урок 1. " Белокаменное великолепие "
"Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока, звон сладостный
Не замирает".
А.К.Толстой
В начале урока идет
повторение знакомого учащимся материала о
Крещении Руси. Этот материал подробно
разбирается на уроках истории. Учащиеся
отмечают, что Крещение Руси вопрос довольно
сложный и существует несколько версий, связанных
с этим событием.
Для нас важным является то, что в
результате принятия христианства на Руси
начинает активно развиваться храмовая культура,
фреска, икона. Первыми зодчими были греки, но им
помогали русские люди и уже через несколько
десятилетий появились свои зодчие.
Сейчас трудно представить просторы
нашей страны без храмов. Посмотрите, как
органически они вписываются в окружающую
природу. (Идет показ репродукций храмов и звучит
музыка.) Древние мастера умели безошибочно
выбирать места для построения, - по берегам
водных путей, на возвышенностях, чтобы они были
хорошо видны, как маяки для путешественников.
Послушайте, как об этом написал К.
Романов.
Родного севера картина.
Полей зеленых предо мной
Необозримая равнина
И церковь Божья над рекой.Кругом, что не обнимут взоры,
Жилья далеко не видать,
Луга, овраги, лес да горы,
Простор, раздолье, - благодать!Как веют на сердце целебно
И этот мир, и тишина!
И песнью радостно хвалебной
Опять душа моя полна.
1899 г.
Русские храмы не были копией византийских, а приобрели свои черты, характерные только для Руси. И слово храм русское. Оно произошло от слова хоромы, так называли богатые жилища на Руси.
- Из чего строили храмы?
В древние времена на
Руси строили в основном из дерева - материала
достаточно прочного, удобного в обработке и
доступного. Византийские мастера строили из плинфы
- большого плоского кирпича размером 40-30-3 см.
Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял
собой смесь извести, песка и толченого кирпича.
Красная плинфа и розовый раствор делали стены
храмов нарядно - полосатыми.
В Новгороде строили из камня. Правда,
арки и своды выкладывали все-таки из кирпича.
Новгородский камень "серый плитняк" -
природный грубый валун, из него без всякой
обработки клали стены. Во Вдадимирско -
Суздальской земле строили из ослепительно
белого известняка, добытого в каменоломнях,
тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные
блоки. "Белый камень" мягок и легко
поддается обработке. Вот почему стены
владимирских храмов богато украшены
скульптурными рельефами.
Московские зодчие XIV-ХV вв. тоже строили
из белого камня. Его добывали в мячковских
каменоломнях (нынешнее Домодедово). В конце XV в.
на Руси появился завезенный итальянцами
пропорциональный кирпич. Он имел форму бруска с
кратным размером сторон 30-14-7 см. Таким кирпичом
удобно было вести разнообразную кладку. Кирпич
можно было производить везде, где есть глина,
вода и песок. Однако кирпич не полностью вытеснил
белый камень, из которого по-прежнему
выкладывали фундаменты и вырезали детали для
украшения фасадов зданий. Фундамент закладывали
на глубине до 6 метров, т.к. сооружения весили
сотни и тысячи тонн и потому нуждались в надежных
фундаментах. В основание храма закладывали
камень с изображением храма и 12 других камней в
знамение того, что церковь покоится на Христе и 12
апостолах.
Теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит храм. (работаем со схемой).
Тип храма
характерный для Руси - крестово-купольный.
Два пересекающихся под прямым углом свода
образуют крест. На месте пересечения оводов
водружается купол, поддерживаемый световым
барабаном. Пространства между концами
креста, образовавшегося пересечением сводов,
обстраивали стенами. Получался четверик. Оводы и
купола поддерживали арки на мощных столбах: чем
обширнее храм, тем больше в нем было опорных
столбов. Храм делился на нефы: три-пять
частей внутреннего пространства, заключенного
между рядами опор и стенами. С внешней стороны
количество нефов можно определить по
выступающим лопаткам (пилястрам).
Верхние части стен храма снаружи
завершали полукруглые закомары,
повторяя очертания сводов. Это слово произошло
от древнего "комара" - свод. Закомарой
называли засводную стену.
Венчали храм купола. Их форма менялась
в русском зодчестве. Древнейшие, яйцевидные
купола, заимствованные из Византии, венчали
некогда Десятинную церковь и Софийский собор в
Киеве. Новгородская София имела шлемовидные
купола. Но больше прижились луковичные главки.
Они напоминают огненные языки, устремленные
ввысь. И по богословской символике "они
воплощают в себе идею глубокого молитвенного
горения к небесам, к граду Божьему".
(Е.Трубецкой.)
Количество
куполов имеет также символический смысл:
одна глава - в честь Главы
Церкви, которым является Иисус Христос;
две - в честь двуединства
человеческой и божественной природы Иисуса
Христа;
три - в честь Святой Троицы;
пять - в честь Иисуса Христа
и четырех Евангелистов;
семь - число церковных
таинств;
девять - число ангельских
чинов;
тринадцать - в честь Господа
Иисуса Христа и двенадцати апостолов.
(Звучит колокольный звон 1-2 мин.)
Над главами
возвышается крест. Это говорит о том, что храм
Христианский, и в нем прославляется распятый на
кресте Христос.
Снаружи стены храмов украшались
аркатурными поясами (храмы XII-XV в.), орнаментальными
поясами (храмы XIV-ХVI в.) и резными или
изразцовыми карнизами (храмы XVI-XVII в.). Они
тоже несли определенный богословский смысл. Это
поэтический рассказ о жизни Святых в райском
саду. Например, аркатура Дмитриевского собора во
Владимире. Столбцы и арочки изображают здесь
идеальные деревья. Между ними растут еще деревца,
на которых сидят птицы. У "корней" дерев -
основания столбиков аркатуры - бродят диковинные
звери. И все это служит обрамлением как бы
парящих над райской землей спокойных фигур
Святых.
В восточной части храма видны
выступающие полуцилиндрические апсиды. Что в них
находится? В них находится алтарь,
самое священное место в храме. Главный вход в
храм с западной стороны, но есть и в середине
северной и южной стен. Входы - декоративно
оформленные порталы или крыльцо. Они также
связаны с определенными богословскими
символами. Приходящие должны уготовить себя ко
входу в Дом Божий.
В храмовой
архитектуре выделяют 4 типа:
1. Четырехстенный
многоглавый храм. О котором мы говорили сейчас.
2. Шатровый храм.
Он 8-гранный в плане, поэтому вместе о венчающей
его главой представляет число 9 - символ
Пресвятой Богородицы. В христианском сознании
Бог - всегда центр мироздания. Именно поэтому
шатер, поднимающийся над центром восьмигранника,
завершается главой с крестом - образом Христа
Спасителя.
3. Ярусный иди столпообразный
храм (получил широкое распространение со II
половины XVII в.). Это храм, составленный из
последовательно уменьшающихся кверху
кубических, восьмигранных или других в плане
объемов, создающих впечатление вертикального
движения. Ярусы храма символически отражают
связь Земной Церкви с иерархией Церкви Небесной.
Уменьшение ярусов кверху является образом
уменьшения числа входящих в "высшие небеса".
Как говорил Христос: "Много званых, но мало
избранных" (Мф. 22,14). Примером служит Колокольня
Ивана Великого.
4. "Огненные" храмы.
Появились на Руси в XV веке, стали излюбленными
особенно в XVII веке. Эти храмы завершаются
полукруглыми, треугольными, пламеневидными
кокошниками. Никакой конструктивной роли эти
кокошники не имели. Они просто строились поверх
храмового свода, чаще всего сомкнутого, то есть
опирающегося прямо на стены, а не на столбы. Такие
церкви называли "безстолпными" (например,
четыре придела у Храма Василия Блаженного).
В Храме Василия Блаженного
соединились все русские типы храмов: в центре
стоит шатровый (Покрова Богородицы), по сторонам
света расположены четыре столпообразных храма,
по диагонали - четыре огненных храма, а весь собор
- многоглавый храм.
И так, мы, познакомившись с внешним
устройством храма, увидели, что в нем все
подчинено архитектурной целесообразности и
богословской символике.
Зарисуйте схему храма и подпишите
основные части.