Введение

"Страна, в которой учили бы рисовать                 
так же,как учат читать и писать, превзошла         
бы вскоре все остальные страны во всех             
искусствах, науках и мастерствах".                       
Д.Дидро       

    Данная работа представляет собой разработку различных упражнений по цветоведению с учетом возрастных особенностей детей. Основной упор в них делается на цвет. Предлагаемые упражнения помогают ребёнку быстрее понять теоретические цели и задачи данных заданий, успешно выполнить их практически.

    Что такое живопись? Что такое цвет в живописи? Можно ли учить живописи и как это делать? С какого возраста нужно обучать детей живописи? По последнему вопросу существуют различные точки зрения. Давно замечено, что дети, будучи самыми маленькими, не боятся красок, они любят цвет, их рисунки отличаются яркостью, красочностью. Но ребенок взрослеет, ему мало только одного процесса рисования, ему нужен результат. Даже самый маленький ребенок эстетически воспринимает цвет, и обучать детей законам цвета, его восприятию нужно как можно раньше. Дошкольник и младший школьник - это очень благодатный для обучения возраст, когда ребёнку всё интересно, он впитывает в себя подученные знания и отдаёт их в виде ярких красочных рисунков. Если пропустить этот момент, то будет гораздо труднее учить детей, пробудить в детях чувство цвета.

    Цвет выполняет роль основного выразительного языка живописи, с овладения которым начинается приобщение ребенка к изобразительному искусству. Именно через овладение языком цвета, более доступным и органичным ребенку, чем язык формы, линии, объёма и т.д., дети открывают многообразие и смысловую наполненность живописных образов. Восприятие и использование детьми цвета не ограничивается задачами изображения. Возможность восприятия и выражения в цвете настроения, отношение автора к изображаемому позволяет помочь ребёнку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра. Формирование у детей цветовосприятия осуществляется на материале сказок (отношение к сказочным героям и выражение своего отношения в цвете) на личных наблюдениях, на произведениях искусства и проходит в три этапа.

1 этап

    Разрушение сложившихся и заимствованных стереотипов цветовосприятия (цвет моря, неба, снега, лица и т.д.) с помощью определения причин изменчивости цвета. Для этого в первую очередь надо отучить детей от привычного штампа восприятия, например, небо - голубое, снег - белый, море - синее. Мы наблюдаем и рисуем небо в различные часы и времена года. С ранних лет дети знают, что все растения зеленые, но они имеют массу оттенков, и мы учимся их различать. А снег, хотя он и белый, вечером становится голубым, при заходе солнца - розоватым и т.д. Такие наблюдения способствуют развитию у детей более точного и тонкого восприятия цвета.

2 этап

    Открытие связи цвета с настроением, а также символической роли цвета в искусстве, осмысленное восприятие цвета в живописи, творческое использование цвета с целью выражения настроения и личного отношения к героям сказок в рисунках. Мы учимся видеть, наблюдать и замечать окружающий разноцветный мир, увидев его во всем богатстве оттенков, ощутив волшебство обычных красок.

3 этап

    Определение индивидуальных цветовых предпочтений и вырабатывание собственного выразительного цветового языка.
    Так постепенно дети понимают, что с помощью обычных красок они не только смогут изобразить всё, что угодно, но с помощью цвета смогут выразить любое настроение, заставить зрителя смеяться или грустить. Известно, что раннее эмоциональное переживание, связанное с восприятием красоты, оставляет неизгладимый след в душе ребенка. С годами, при благоприятном влиянии, это первое, не всегда осознанное тяготение к прекрасному перерастает в хороший художественный вкус, в потребность знать и любить искусство. Может случится так, что ребенок не будет рисовать в дальнейшей жизни, не будет сам создавать произведения искусства. Но понимать живопись, любить её и наслаждаться ею может и в дальнейшем должен каждый ученик нашей гимназии. Полученные знания помогут обрести детям чувства уверенности в себе устойчивости взглядов. Знания по искусству, полученные ребятами, создают так сказать психологический комфорт, когда школьник чувствует себя хорошо, спокойно оттого, что знает много интересного, может поделиться знаниями с окружающими и наслаждаться произведениями искусства.

на предыдущую страницу