Цвет в искусстве

1.1. Восприятие цвета

    Глаз человека способен различать не только черно-белые градации светотени в рисунке, но и разнообразные цвета. Когда мы открываем глаза, то сразу же попадаем в мир полный цвета. Цвет сопровождает человека повсюду, оказывая на него психофизиологическое воздействие и вызывая различные ощущения - тепла иди холода, бодрости или уныния, радости или беспокойства и т.п. Например, люди быстро приходят в бодрое состояние при неповторимой игре цветовых оттенков, создаваемой пробившимся сквозь толщу свинцовых осенних туч солнечным лучом. Основы понимания цвета должны закладываться у людей с детства, если рассматривать значение цвета, как явление духовной культуры и потребности его применения в самых разнообразных областях и отраслях науки и материального производства.

    Цвет начал психологически воздействовать уже на наших далёких предков. Применение яркой раскраски предметов, культовых сооружений, одежды и лиц носило определенный духовный смысл. В античном мире императоры носили пурпурные одежды, и этот цвет был только их привилегией. Позднее люди продолжали придавать цвету различные характеристики. Например, в Европе белый цвет считался чистым, радостным, разумным, а желтый был цветом омраченной радости, внимания, синий - густая тень, строгость, возмужалость, а черный - горечь, старость, неизвестность. Красный виделся европейцам цветом чувствительности, молодости и человечности.

    Объекты и предметы внешнего мира разнообразны по цвету и обогащаются бесчисленным количеством оттенков под влиянием окружающей цветовой гаммы. Трудно вообразить, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получается! Оказывается, как много значит в нашей жизни цвет! Люди видят цвет потому, что все материальные цвета отражают в каждом отдельном случае определенную часть спектра, в то время как другая часть поглощается этими же телами. Например, корка лимона отражает только желто-зеленые лучи света, поглощая все остальные.

1.2 .Что такое цвет?

    Что такое цвет?
    Какова его природа?
    Что представляет собой окраска предметов?
    Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зелёные? Если посмотреть вокруг, то двух предметов одинакового цвета мы практически не найдём (если они не покрашены краской одного раствора). Причём мы увидим, что разнообразие цветовых оттенков бесконечно.

    В XVII веке великий английский физик Исаак Ньютон ввел естественнонаучную (физическую) основу классификации цветов - спектр. Представление о спектре даёт пропущенный через прозрачную стеклянную призму световой луч. Легенда о Ньютоне гласит, что однажды он заснул днём, завесив шторой окно, но не до конца. Солнце под вечер осветило через оставленную щель лежащую на столе трёхгранную стеклянную призму, которая преломила луч и высветила на стене, как на экране, красивую полоску из нескольких разных оттенков цвета, напоминающую радугу во время дождя. Проснувшийся физик был несказанно удивлен этим явлением, позволившим ему классифицировать цвета в виде спектра.

    Ньютон выделил семь цветов в спектре: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ещё один цвет - пурпурный - причислен к классификации, как образованный смешением двух крайних цветов спектра - красного и синего. Спектральные цвета составляют очень небольшую часть видимых человеком оттенков. Человек с нормальным цветовосприятием способен различать около десяти тысяч цветовых оттенков.

1.3. Природа цвета

    Какой же набор красок надо иметь, чтобы в рисунке передать это многообразие цвета?
Оказывается, совсем немного. Теоретически всего... три.
    Желтую, красную и синюю. Это основные цвета спектра. Их нельзя получить при смешении каких-либо других красок. Смешение основных цветов образует производные или составные: оранжевый от смеси красного с желтым, зелёный - от жёлтого с синим, фиолетовый - от синего с красным.
   Красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности.
    Если взять круг, сделанный из бумаги, разделить его на шесть частей, сначала закрасить три части цветами: красным, жёлтым и синим (через сектор), то оставшиеся белые части надо закрасить цветами, которые получаются при смешивании рядом лежащих цветов, т.е. оранжевым (кр. + ж.), зеленым (ж. + син.), фиолетовым (кр. + син.).
    В этом цветовом круге три цвета будут основными: жёлтый, красный, синий.
    Цвета же, которые находятся напротив основных, называются составными или дополнительными. Например, дополнительный цвет к желтому - фиолетовый, к синему - оранжевый, к красному - зелёный.

    Рассмотрим внимательно все оттенки цветового круга.
    Между красным и оранжевым будет красно-оранжевый, между желтым и оранжевым - жёлто-оранжевый и т.д. между каждой парой цветов. Каждый цвет имеет множество оттенков, следовательно, не каждому (например, красному) цвету будет дополнительный любой зелёный. Если на нашем круге постепенно смещать основные цвета, двигаясь по часовой стрелке, то и дополнительный будут соответственно передвигаться в том же направлении. Если мы возьмём красный цвет с оранжевым оттенком, то соответственно зелёный цвет должен будет принять синеватый оттенок.

    Цветовой круг обычно делят на две части: тёплую и холодную.

    Тёплые цвета: красные, жёлтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Тёплые цвета напоминают цвет солнца огня, того, что в природе действительно даёт тепло.

pal2.gif (1690 bytes)

    Холодные цвета: синие, голубые, зелёные, сине-фиолетовые, сине-зелёные и цвета, которые можно подучить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным- льдом, снегом, водой, лунным светом и т.д.

pal1.gif (1683 bytes)

    В цветовом круге кроме очевидного разделения цветов на две группы по признакам теплохолодности, можно отметить ещё две особенности:
        1) Красный и оранжевый цвета в спектре находятся рядом точно так же, как голубой и синий и т.д. Это родственные или гармонические цвета.
        2) В цветовом круге цвета располагаются в секторах друг против друга. Круг делится на восемь секторов, хотя в спектре семь цветов. Зелёный цвет находится в двух секторах: в каждом он, тяготеет к группе либо теплых, либо холодных цветов.

    Цвета, расположенные друг против друга, называют контрастными.
    Например, красный цвет контрастен холодному зеленому, а тёплый зелёный - фиолетовому.
    Белое и черное в спектре отсутствуют. Их нельзя называть цветами, хотя для удобства и сравнения их к цветам причисляют.

    Белый цвет рассматривается как результат полного отражения всего спектра, а черный - полного поглощения спектральных цветов. Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на две группы. Белый, чёрный и серые цвета, являясь по существу бесцветными, носят название ахроматические цвета. К другой группе относятся хроматические цвета - все цвета, кроме черного, белого и серых, т.е. красный, жёлтый, синий, зелёный, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т.д.
    Важно отметить детям, что белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы незначительный, еле уловимый цветной оттенок (розовый, желтоватый, зеленоватый) уже будут являться хроматическими цветами. Только чистые белый, черный и серый цвета без всяких примесей относятся к ахроматическим цветам.

    Знание свойств цвета и правил пользования ими является главным в освоении живописной грамоты.

[../../../_private/navbar1.htm]