Часть 1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

Происходящие в стране политические, социально-культурные, духовные и экономические перемены приводят к тому, что общество постепенно начинает признавать индивидуальные проявления личности как, по меньшей мере, не менее значимые, чем коллективные и общественные. Педагогическая наука и практика также переходят от модели унифицированного общественно-ориентированного образования к моделям вариативного и личностно-ориентированного. Разрушается миф об "одинаковости" всех детей, за которым реально стоял партийно-классовый принцип отбора в образовательные учреждения. Появляются разнообразные методы и формы обучения и воспитания детей, в том числе одаренных, с аномалиями развития и плохо адаптирующихся к социальным нормам. Разрабатываются программы социальной и психолого-педагогической поддержки неординарных детей в процессе их воспитания и обучения.

Впервые за многие десятилетия массовая школа предлагает детям и родителям образование по выбору. Перестает существовать монополия государственного образования. Действующий "базисный" учебный план дает возможность реализации национально-региональных и местных особенностей воспитания.

Формирующаяся на наших глазах модель вариативной системы образования в России предполагает, с одной стороны, сохранение единого образовательного пространства в стране, обеспечивающего гарантированный уровень подготовки, и, с другой стороны, обучение каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, способностями, интересами.

В связи с этим проблема дифференциации обучения находится в центре внимания педагогических коллективов, с ее решением связываются обновление и дальнейшее развитие школы, преодоление устаревших методов обучения и воспитания, развитие индивидуальности детей на началах гуманизации и демократизации.

Проблему дифференциации обучения обостряет вхождение стран СНГ в мировое сообщество, где эта модель достаточно распространена и обеспечивает качественное образование молодежи. Однако механический перенос западных вариантов дифференциации в нашу действительность по ряду причин не может быть осуществлен. Поэтому многие школы ищут свои, отечественные пути и средства обновления образования на путях дифференциации.