Жизнь опровергла принятые советской педагогикой постулаты: "все дети по способностям равны" и "ребенок — чистый лист, на котором можно написать все, что угодно". Учеными доказано: все дети очень различны по своим психо-физиологическим данным.
Задатки. Психическое развитие личности присуще каждому индивиду от природы. Наследственные механизмы запускают физический рост и развитие организма и тем самым готовят физиологические предпосылки для психического развития. Эти предпосылки обуславливают особенности строения мозга и нервной системы, индивидуальны для каждого человека и называются задатками.
Способности. На основе задатков у личности развиваются способности — качества, обеспечивающие успешность и продуктивность той или иной деятельности. На формирование способностей существенное влияние оказывают вся окружающая ребенка среда и целенаправленные воздействия — обучение и воспитание.
Развитие способностей на основе задатков начинается очень рано. Поэтому уже первоклассники обладают неодинаковыми способностями, так как отличаются по своим задаткам и условиям их развития в дошкольном периоде.
Следует отметить, что задатки и способности личности не являются чем-то неизменным: те и другие развиваются. Это развитие идет неравномерно и не жестко связано с возрастом; отдельные способности проявляются в самые различные возрастные периоды и часто относятся к какой-то одной ограниченной области.
Для школьной практики очень важны способности ребенка, проявляющиеся в учебной деятельности и определяющие особую характеристику личности — уровень умственного развития.
Уровень умственного развития ребенка в педагогической практике связывают прежде всего с его учебными успехами. Учителя делят учеников по данному признаку на отличников, хорошистов, троечников, двоечников. Однако по утверждениям психологов дело обстоит гораздо сложнее: в уровне умственного развития следует различать: 1) обучаемость и обученность; 2) общие и специальные умственные способности.
Обучаемость (способности к учению, умственные способности) определяет возможности ребенка достигать в более короткие сроки более высокого уровня и качества знаний и умений.
В зарубежной психологии умственные способности характеризуются коэффициентом интеллекта, который выявляется с помощью стандартизированного теста IQ (intelligens quality). Причем считается, что коэффициент IQ есть постоянная величина, определяющая генотип индивида.
Данные современной науки свидетельствуют о том, что умственные способности, во-первых, не являются неизменными и, во-вторых, не могут быть объективно оценены тестами, ибо последние выявляют одновременно и обученность.
Обученность включает весь объем усвоенных знаний, умений и навыков (ЗУН), определяет культурный уровень, кругозор, эрудированность индивида и весьма зависит от прошлого опыта обучения и от социальных условий, в которых протекала его жизнедеятельность. Свою роль играют особенности нравственно-волевых качеств личности (трудолюбие, настойчивость, самостоятельность). Школьные отметки, баллы успеваемости по предметам представляют оценку прежде всего обученности ребенка.
Обучаемость и обученность связаны, зависят друг от друга, развиваются чаще всего параллельно. Обучаемость представляет собой потенциальные возможности, предпосылки для учения (зону ближнего развития), обученность же является результатом учения и содержательной базой для реализации способностей (зона актуального развития). Вот почему определение уровня умственных способностей (обучаемости) детей представляет столь трудную проблему и никак не может быть сведено к школьному баллу успеваемости.
По уровню общего умственного развития (обучаемости + обученности) можно выделить следующие группы детей школьного возраста:
— малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы), такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного уровня ЗУН даже за длительное время (составляют до 5% учащихся; их надо обучать по особой программе, с особыми целями);
— педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже наличие хорошей обучаемости не выводит их на возрастную норму достижений; однако при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10-40%);
—дети со средним уровнем умственного развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство — 60-70%);
—способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хо рошистов — 5-10%);
— одаренные, или талантливые — высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся). Большие коррективы в эту структуру распределения вносят уровень воспитанности детей, социальные условия микрорайона и, наконец, конкретный состав учащихся школы.