Наглядность в обучении,
связь с познавательными особенностями личности
Познавательные процессы и их формирование
Познавательные процессы: восприятие, внимание, выражение, память, мышление – являются составной частью любой человеческой деятельности. Они тесно взаимосвязаны между собой и в чистом виде не существуют. Говоря об общих способностях личности, имеют в виду и уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов. Чем лучше развиты эти процессы, тем более способен и большими возможностями обладает человек.
Познавательные процессы развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности. Так в результате практического манипулирования с предметами ребенок обучается воспринимать и оценивать формы; в результате осуществления соответствующих действий и операций (структурирование, осмысление, ассоциирование материала и т.п.) запоминает материал.
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность. Интериоризированными психическими процессами являются познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
в начало
Принцип наглядности
Одним из основополагающих принципов обучения является принцип наглядности. Еще Я.А. Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. Наглядность в понимании Коменского связана с восприятием предметов (явлений) органами чувств.
На сегодняшний день в основе принципа наглядности рассматривается процесс познания человеком окружающего мира:
- непосредственно-чувственное
(см. “Золотое правило дидактики”, когда объект познается с помощью органов ощущений;
- опосредованное
, когда объекты и явления чувственно невоспринимаемы.
Опосредованное познание осуществляется:
- с помощью разного рода приборов, расширяющих область чувственного познания и позволяющих наблюдать объекты, недоступные без приборов;
- с помощью фотографий, кино, звукозаписей осуществляется восприятие прошлых событий или событий и явлений, удаленных от нас на большие расстояния;
- через воздействие объектов или явлений, недоступных для непосредственного восприятия, на другие объекты и тем самым познание исследуемых объектов или явлений;
- моделирование.
При реализации принципа наглядности необходимо помнить, что непроизвольно наглядный образ, как правило, не образуется. Необходима активная работа по его созданию. А также, нужно предусматривать отбор действий, которые должны совершить учащиеся с предъявленным предметом. Эти действия должны обеспечить выделение в предмете (явлении) тех свойств, тех связей и отношений, которые составляют объект усвоения.
в начало
Сущность наглядности
Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта.
Функции наглядности:
- помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
- помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;
- формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;
- дает учителю обратную информацию: по заданным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.
в начало
Виды учебной наглядности
- Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)
- Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)
- Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели
- Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.)
Модели и моделирование
1. Модель подобна оригиналу и имеет целевое назначение:
- модель-замещение
, когда заменяет реальный объект, т.к. действие с моделью удобней;
- модель-представление
, для создания представлений об реально существующем или воображаемом объекте;
- модель-интерпретация
, для истолкования оригинала;
- модель-исследование
для изучения оригинала с помощью модели.
Одна модель может обладать необходимыми свойствами и для нескольких целей одновременно быть пригодной.
Моделирование – это процесс или деятельность субъекта по построению моделей для указанных целей.
2. Виды моделей:
а) материальные:
- статические (неподвижные)
- динамические (действующие, подвижные)
б) идеальные:
- образные (иконические: рисунки, схемы, географические карты, планы и т.д.)
- знаковые (математические уравнения, химические формулы и т.д.)
- мысленные (научное представление о каком-то явлении в форме его описания на естественном языке)
3. Цели использования моделирования:
а) Изучение научных моделей, вводимых в процесс изучения научных понятий.
б) Построение и последующее изучение учебных моделей понятий, для которых в соответствующих науках
в) Построение модели ориентировочной основы умственных действий, которыми должны овладеть обучаемые.
г) Построение моделей для обобщения наблюдаемых и изучаемых фактов, для планирования работы по изучению соответствующего понятия.
д) Построение модели пройденного учебного материала для лучшего его осмысления и запоминания. Эти модели могут использоваться как опора для изложения соответствующего учебного материала (опорный конспект).
Опорный конспект – это сокращенная символическая запись крупного блока изучаемого материала, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.
Опорный конспект позволяет ученику:
- глубже разобраться в изучаемом материале и легче его запомнить;
- грамотно и точно воспроизводить изученное;
- приводить в систему полученные знания;
Учителю:
- наглядно представить весь изучаемый материал учащимся;
- сконцентрировать внимание на наиболее трудных местах в материале;
- перевести усвоенные знания в долговременную память;
- экономить время при опросе.
Требования к конспекту:
- обобщенная схема должна отражать подлинную научную картину изучаемого понятия (явления);
- оформить конспект необходимо после объяснения материала (изучения темы), лучше составлять индивидуально каждому;
- используемые в конспекте сигналы-ассоциации должны быть свойственны автору конспекта;
- отдельные законченные блоки, основные понятия следует выделять своим цветом;
- не допускать многоцветья и ярких красок, отвлекающих учащихся от основного материала;
- материал необходимо излагать лаконично, кратко, просто, но при этом соблюдать доступность понимания и воспроизведения;
- запись должна сразу охватываться глазами.
в начало
Правила применения наглядности
- Все, что можно, представляйте для восприятия органами чувств.
- Не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий.
- Используя наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, воспитывайте внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
- Варьируйте наглядным образом, чтобы выявить существенные особенности изучаемого объекта (явления) и отделить от несущественных.
- Следите, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия.
- Используйте наглядность в качестве самостоятельного источника знаний.
- Помните, что с возрастом предметная наглядность должна уступать место символической.
Вопросы для самоконтроля:
- Какова взаимосвязь познавательных процессов и способностей в обучении?
- Что лежит в основе принципа наглядности в обучении?
- Каковы основные функции наглядности?
- Назовите возможные направления использования моделей моделирования.
- Перечислите основные требования к составлению опорного конспекта.
в начало
Литература
- Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990, стр. 186-202.
- Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1998, стр. 200-207.
- Педагогический поиск /Сост И.Н.Баженова. – М.: педагогика, 1987, стр. 157-159.
- Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Парунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: педагогическое общество России, 1999, стр. 92-98.
- Подласый И.П. педагогика в 2 кн. – М., 1999, стр. 148-151.
- Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В.Д.Шадрикова. – М., 1990.
- Селевко Г.К. Текстовый аспектный анализ урока – М., 1996, стр. 8-9.
- Учебник для студентов высших учебных заведений в 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии. – М., 1995, стр.133-135.
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991, стр.45-101.
- Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1985, стр. 110-141.
- Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.
на предыдущую страницу