Наглядность в обучении,
связь с познавательными особенностями личности

1. Познавательные процессы и их формирование
2. Принцип наглядности в обучении
3. Сущность наглядности
4. Виды учебной наглядности
5. Правила использования наглядности
6. Литература

Познавательные процессы и их формирование

Познавательные процессы: восприятие, внимание, выражение, память, мышление – являются составной частью любой человеческой деятельности. Они тесно взаимосвязаны между собой и в чистом виде не существуют. Говоря об общих способностях личности, имеют в виду и уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов. Чем лучше развиты эти процессы, тем более способен и большими возможностями обладает человек.

Познавательные процессы развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности. Так в результате практического манипулирования с предметами ребенок обучается воспринимать и оценивать формы; в результате осуществления соответствующих действий и операций (структурирование, осмысление, ассоциирование материала и т.п.) запоминает материал.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность. Интериоризированными психическими процессами являются познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

в начало

Принцип наглядности

Одним из основополагающих принципов обучения является принцип наглядности. Еще Я.А. Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. Наглядность в понимании Коменского связана с восприятием предметов (явлений) органами чувств.

На сегодняшний день в основе принципа наглядности рассматривается процесс познания человеком окружающего мира:

Опосредованное познание осуществляется:

При реализации принципа наглядности необходимо помнить, что непроизвольно наглядный образ, как правило, не образуется. Необходима активная работа по его созданию. А также, нужно предусматривать отбор действий, которые должны совершить учащиеся с предъявленным предметом. Эти действия должны обеспечить выделение в предмете (явлении) тех свойств, тех связей и отношений, которые составляют объект усвоения.

в начало

Сущность наглядности

Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта.

Функции наглядности:

в начало

Виды учебной наглядности

Модели и моделирование

1. Модель подобна оригиналу и имеет целевое назначение:

Одна модель может обладать необходимыми свойствами и для нескольких целей одновременно быть пригодной.

Моделирование – это процесс или деятельность субъекта по построению моделей для указанных целей.

2. Виды моделей:
а) материальные:

б) идеальные:

3. Цели использования моделирования:

а) Изучение научных моделей, вводимых в процесс изучения научных понятий.
б) Построение и последующее изучение учебных моделей понятий, для которых в соответствующих науках
в) Построение модели ориентировочной основы умственных действий, которыми должны овладеть обучаемые.
г) Построение моделей для обобщения наблюдаемых и изучаемых фактов, для планирования работы по изучению соответствующего понятия.
д) Построение модели пройденного учебного материала для лучшего его осмысления и запоминания. Эти модели могут использоваться как опора для изложения соответствующего учебного материала (опорный конспект).

Опорный конспект – это сокращенная символическая запись крупного блока изучаемого материала, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.

Опорный конспект позволяет ученику:

Учителю:

Требования к конспекту:

в начало

Правила применения наглядности

  1. Все, что можно, представляйте для восприятия органами чувств.
  2. Не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий.
  3. Используя наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, воспитывайте внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
  4. Варьируйте наглядным образом, чтобы выявить существенные особенности изучаемого объекта (явления) и отделить от несущественных.
  5. Следите, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия.
  6. Используйте наглядность в качестве самостоятельного источника знаний.
  7. Помните, что с возрастом предметная наглядность должна уступать место символической.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какова взаимосвязь познавательных процессов и способностей в обучении?
  2. Что лежит в основе принципа наглядности в обучении?
  3. Каковы основные функции наглядности?
  4. Назовите возможные направления использования моделей моделирования.
  5. Перечислите основные требования к составлению опорного конспекта.

в начало

Литература

  1. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
  2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990, стр. 186-202.
  3. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1998, стр. 200-207.
  4. Педагогический поиск /Сост И.Н.Баженова. – М.: педагогика, 1987, стр. 157-159.
  5. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Парунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: педагогическое общество России, 1999, стр. 92-98.
  6. Подласый И.П. педагогика в 2 кн. – М., 1999, стр. 148-151.
  7. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В.Д.Шадрикова. – М., 1990.
  8. Селевко Г.К. Текстовый аспектный анализ урока – М., 1996, стр. 8-9.
  9. Учебник для студентов высших учебных заведений в 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии. – М., 1995, стр.133-135.
  10. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991, стр.45-101.
  11. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1985, стр. 110-141.
  12. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.

на предыдущую страницу