Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию. Личностью человек становится в процессе развития.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Физический возраст определяет количественные (ограниченность) и качественные (сензитивность) возможности психического развития.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
в начало
Обучение и развитие
Существуют разные точки зрения на соотношение обучения и развития. В отечественной психологии утверждается теория обучения, сформулированная А.В.Выготским в начале 30-х годов, где ведущая роль была признана за обучением. Введенное им понятие “зоны ближайшего развития” раскрывает это теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, начинает выполнять то, чего он до этого не мог делать самостоятельно, т.е. психическое развитие благодаря обучению делает шаг вперед. Те возможности и способности, которыми обладает ребенок к моменту обучения – это есть, по Л.С. Выготскому, “зона актуального развития”.
Следовательно, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие. Поэтому обучение должно ориентироваться “на завтрашний день детского развития”.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития.
в начало
Концепции развивающего обучения
- Концепция Л.В. Занкова
направлена на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности.
- Концепция З.И Калмыковой
направлена на формирование продуктивного или творческого мышления.
- Концепция Е.Н. Кабановой
направлена на формирование операций мышления, которые она называет приемами учебной работы.
- Концепция Г.А .Цукерман
направлена на обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества.
- Концепция В.В. Давыдова – Д.Б .Эльконина
личностно-развивающего обучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления.
- Концепция С.А .Смирнова
направлена на создание условий для максимального развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.
- Концепция И.С. Якиманской
направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
- Концепция Г.К.Селевко
направлена на формирование доминанты самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на сомоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.
- Концепция И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова
направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.
в начало
Технологии развивающего обучения Л.В. Занкова
Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.
Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.
Дидактическая характеристика системы
Цели обучения:
- общее психическое развитие личности;
- создание основы для всестороннего гармоничного развития.
Содержание образования:
Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.
Дидактические принципы системы:
- обучение на высоком уровне трудности;
- изучение программного материала быстрым темпом;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание школьниками процесса учения;
- общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.
Свойства методической системы
- многогранность;
- процессуальность познания;
- разрешение коллизий;
- вариативность
Особенности организационных форм
Урок – основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.
Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.
Дидактическая характеристика системы
Цели обучения:
- формировать теоретическое сознание и мышление, СУД (способы умственных действий);
- обеспечить условия для превращения ученика в учащегося.
Содержание образования
Основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса).
Свойства методической системы:
- концепция целенаправленной учебной деятельности;
- проблемное изложение знаний;
- метод учебных задач;
- коллективно-распределительная деятельность.
Вопросы для самоконтроля
- Какова взаимосвязь обучения и развития? Обучение влечет за собой развитие или развитие способствует быстрейшему обучению?
- Какие существуют уровни развития личности?
- В чем сущность системы Л.В.Занкова?
- В чем сущность системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
в начало
Литература
- Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. – М., 1973.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. – М., 86.
- Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975
- Верницкая Н.Н. Индивидуальность личности – Минск, 1990.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся /под ред. И.С. Якиманской – М., 1989
- Грибов Ю.А. психолого-педагогические условия развития творческого воображения учащихся и учителей //Вопросы психологии – 1989. - № 2.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М.: Педагогика. – 1986.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Давыдов В.В. и др. Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы //Психологическая наука и образование. – 1997 - № 1.
- Занков Л.В. Наглядность и активизация обучающихся в обучении – М.: Учпедгиз, 1960.
- Занков Л.В. О начальном обучении – М., 1963.
Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся – М., 1968.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981.
- Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя – М., 1989.
- Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 1983.
- Лук А.М. психология творчества. – М.: Наука, 1979
- Обучение и развитие /Под ред. Л.В.Занкова – М., 1975
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб.пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений /Под ред. С.А.Смирнвоа. – М.; 1998.
- Психологические критерии качества знаний школьников /под рук. И.С.Якиманской – М., 1990.
- Репкин В.В, Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика – Томск, 1997.
- Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности //Народное образование – 1995. - № 8.
- Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников – М. - № 6, 1999.
- Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение – Ярославль: ИПК, 1996.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: НО, 1998
- Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпакс, 1995.
- Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение //Педагогика – 1994. - № 5.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Логос, 1996.
- Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: “внешние” и “внутренние” формы // Директор школы – 1995 - № 3.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение – М., 1979.
на предыдущую страницу