Демократизация общества и школы, провозглашение принципа вариативности в образовании сняли существовавшие ранее запреты, сделали возможным появление разнообразных инновационных учебно-воспитательных моделей: новых типов школ, параллельных и альтернативных программ и структур, образовательных технологий, методов, методик и т.п.
Новая, многообразная и разновариантная практика образования выступает как результат деятельности ее авторов - педагогов-новаторов и экспериментаторов, которые разрабатывают и апробируют инновационные модели. Последние могут быть как совершенно новыми, оригинальными, так и частично заимствованными из арсенала отечественной и зарубежной педагогики.
Диапазон авторских моделей весьма широк. По существу, любой реальный педагогический процесс является авторским, так как несет на себе "печать" его субъекта. Однако на практике далеко не каждая модель получает название авторской.
Авторской педагогической моделью называют созданный автором учебно-воспитательный процесс (или его часть), представляющий оригинальную, новую для данных условий образовательную практику.
С официальной, юридической точки зрения авторской моделью считают учебно-воспитательный процесс, имеющий в своем составе элементы, являющиеся предметом авторского права (педагогические усовершенствования, изобретения, открытия).
В реальной школьной практике научно-правовой экспертизы и патентной службы пока не существует и вопрос решается региональными административно-методическими органами на основе общественной презентации авторской модели.