3. Требования к авторским программам

В процессе общественной экспертизы авторская программа подвергается тщательному анализу и критике, поэтому автору будут полезны следующие рекомендации. Авторская программа должна:

1) соответствовать главным задачам образования, воспитания и развития учащихся;

2) сохранять (обеспечивать) содержательный минимум, установленный государственными стандартами;

3) быть оптимальной по объему (содержать минимум необходимых, главных и существенных компонентов и вместе с тем достаточную для их характеристики и понимания информацию);

4) удовлетворять дидактическим принципам научности, систематичности и последовательности в их современном понимании;

5) соответствовать отведенному времени для изучения данного материала;

6) соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их психического развития;

7) содержать возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса;

8) включать надпредметное содержание - развивать универсальные общеучебные способы умственных действий (СУД);

9) быть согласованной (синхронизированной) с программами смежных учебных дисциплин, иметь межпредметные связи с ними;

10) учитывать опыт создания и апробирования существующих аналогичных или родственных программ;

11) соответствовать учебно-методическому обеспечению;

12) иметь четкую структуру и справочно-методическое обеспечение.

Структура авторской программы должна содержать все необходимые любой учебной программе элементы:

1) наименование программы;

2) объем программы в учебных часах;

3) пояснительную записку;

4) содержание, структурированное по возрастному и тематическому признакам;

5) требования к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН), устанавливающие уровень обязательной подготовки учащихся;

6) дополнительные материалы.

Пояснительная записка представляет технологическую основу программы; в ней раскрываются:

• концепция (методологическая основа) программы;

• цели и задачи авторского курса, возможности для развития учащихся;

• актуальность, новизна, краткое обоснование необходимости новведений;

• особенности содержания и структуры курса;

• учебно-методическое обеспечение курса.

К дополнительным материалам относятся:

• тематическое планирование с краткими рекомендациями по изложению материала, методам и формам обучения;

• указатель межпредметных связей;

• списки рекомендуемой литературы для учителя и для учащихся;

• методические рекомендации по реализации или экспериментальной проверке программы.

Концепция авторской программы имеет принципиально важное значение, ибо выражает методологию деятельности педагога по ее реализации. В нее входят:

• философские, мировоззренческие позиции автора;

• используемые психологические и педагогические идеи, технологии;

• социально-педагогическое осмысление предлагаемых изменений;

• методические и иные определяющие положения.

В концепции конкретной программы показывается, как реализуются новое педагогическое мышление, принципы демократизма, гуманизма, развития, творчества, сотрудничества.

Авторская программа может служить основой для методических разработок по отдельным темам, а также написания учебного пособия или учебника для учащихся.