В процессе общественной экспертизы авторская программа подвергается тщательному анализу и критике, поэтому автору будут полезны следующие рекомендации. Авторская программа должна:
1) соответствовать главным задачам образования, воспитания и развития учащихся;
2) сохранять (обеспечивать) содержательный минимум, установленный государственными стандартами;
3) быть оптимальной по объему (содержать минимум необходимых, главных и существенных компонентов и вместе с тем достаточную для их характеристики и понимания информацию);
4) удовлетворять дидактическим принципам научности, систематичности и последовательности в их современном понимании;
5) соответствовать отведенному времени для изучения данного материала;
6) соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их психического развития;
7) содержать возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса;
8) включать надпредметное содержание - развивать универсальные общеучебные способы умственных действий (СУД);
9) быть согласованной (синхронизированной) с программами смежных учебных дисциплин, иметь межпредметные связи с ними;
10) учитывать опыт создания и апробирования существующих аналогичных или родственных программ;
11) соответствовать учебно-методическому обеспечению;
12) иметь четкую структуру и справочно-методическое обеспечение.
Структура авторской программы должна содержать все необходимые любой учебной программе элементы:
1) наименование программы;
2) объем программы в учебных часах;
3) пояснительную записку;
4) содержание, структурированное по возрастному и тематическому признакам;
5) требования к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН), устанавливающие уровень обязательной подготовки учащихся;
6) дополнительные материалы.
Пояснительная записка представляет технологическую основу программы; в ней раскрываются:
• концепция (методологическая основа) программы;
• цели и задачи авторского курса, возможности для развития учащихся;
• актуальность, новизна, краткое обоснование необходимости новведений;
• особенности содержания и структуры курса;
• учебно-методическое обеспечение курса.
К дополнительным материалам относятся:
• тематическое планирование с краткими рекомендациями по изложению материала, методам и формам обучения;
• указатель межпредметных связей;
• списки рекомендуемой литературы для учителя и для учащихся;
• методические рекомендации по реализации или экспериментальной проверке программы.
Концепция авторской программы имеет принципиально важное значение, ибо выражает методологию деятельности педагога по ее реализации. В нее входят:
• философские, мировоззренческие позиции автора;
• используемые психологические и педагогические идеи, технологии;
• социально-педагогическое осмысление предлагаемых изменений;
• методические и иные определяющие положения.
В концепции конкретной программы показывается, как реализуются новое педагогическое мышление, принципы демократизма, гуманизма, развития, творчества, сотрудничества.
Авторская программа может служить основой для методических разработок по отдельным темам, а также написания учебного пособия или учебника для учащихся.