Описание технологии является формой фиксации всех основных ее характеристик, делающей возможным ее воспроизведение.
Описание (и анализ) педагогической технологии можно представить в следующей структуре.
1. Название технологии, отражающее основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса.
2. Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования):
• целевые установки и ориентации;
• основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения);
• позиция ребенка в образовательном процессе.
3. Особенности содержания образования:
• ориентация на личностные структуры:
знания, умения, навыки (ЗУН), | |
способы умственных действий (СУД), | |
самоуправляющие механизмы личности (СУМ), | |
эстетико-нравственная сфера (СЭН), | |
действенно-практическая сфера личности (СДП); |
• характер содержания образования;
• дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.
4. Процессуальная характеристика:
• особенности методики, применения методов и средств обучения;
• организационные формы образовательного процесса;
• управление образовательным процессом;
• категория учащихся, на которых рассчитана технология.
5. Программно-методическое обеспечение:
• учебные планы и программы;
• учебные и методические пособия;
• дидактические материалы;
• наглядные и технические средства обучения;
• диагностический инструментарий.
Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной.
Концептуальная часть рассматривается с позиций новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.
Содержание образования в рамках технологии рассматри вается с позиций современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа.
В процессуальной характеристике прежде всего определяются целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых.
Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.
Главными критериями оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к учителю, ученику и общественно-родительскому контингенту.