6. Описание и позиции анализа педагогической технологии

Описание технологии является формой фиксации всех основных ее характеристик, делающей возможным ее воспроизведение.

Описание (и анализ) педагогической технологии можно представить в следующей структуре.

1. Название технологии, отражающее основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса.

2. Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования):

• целевые установки и ориентации;

• основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения);

• позиция ребенка в образовательном процессе.

3. Особенности содержания образования:

• ориентация на личностные структуры:

знания, умения, навыки (ЗУН),
способы умственных действий (СУД),
самоуправляющие механизмы личности (СУМ),
эстетико-нравственная сфера (СЭН),
действенно-практическая сфера личности (СДП);

• характер содержания образования;

• дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.

4. Процессуальная характеристика:

• особенности методики, применения методов и средств обучения;

• организационные формы образовательного процесса;

• управление образовательным процессом;

• категория учащихся, на которых рассчитана технология.

5. Программно-методическое обеспечение:

• учебные планы и программы;

• учебные и методические пособия;

• дидактические материалы;

• наглядные и технические средства обучения;

• диагностический инструментарий.

Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной.

Концептуальная часть рассматривается с позиций новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.

Содержание образования в рамках технологии рассматри вается с позиций современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа.

В процессуальной характеристике прежде всего определяются целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых.

Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.

Главными критериями оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к учителю, ученику и общественно-родительскому контингенту.