Третья распространенная авторская модель - инновационные школы. Термины "инновационная школа" и "авторская школа" употребляются с конца 80-х годов, но, по существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспериментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики являли собой именно "авторские школы" (воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С.Т.Шацкого, А.С. Макаренко, школы М. Монтессори, Р. Штейнера, Л.Н.Толстого, В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, Ф.Ф. Брюховецкого, Т.Е. Конниковой и др.). Термин "инновационная школа" несколько шире: он охватывает все школы, внедряющие ту или иную авторскую модель. Однако часто региональные условия делают это внедрение еще одним авторским вариантом.
Особую роль инновационные школы играют на современном этапе революционного преобразования общественного устройства. Инновационные школы ищут и указывают пути и способы развития образования, открывают новые цели, разрабатывают содержание обучения, изобретают и апробируют новые педагогические технологии и системы.
Широко известны современные авторские школы развивающего обучения (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова), коллективного способа обучения (В.К.Дьяченко), обучения на основе опорных сигналов (В.Ф.Шаталова), диалога культур (В.С. Библера), творческого воспитания (И.П.Волкова), воспитания искусством (Д.А.Лебедева), школа гуманизма (Ш.А. Амонашвили), школа самоопределения (А.Н. Тубельского) и многие другие.
Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).
Виды авторских (инновационных) школ. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. В зависимости от этого они имеют различные уровни, профили, названия:
• школы с альтернативными (нетрадиционными) философскими или психолого-педагогическими основаниями (примеры: школы Р. Штейнера, М. Монтессори, Л.Н.Толстого);
• школы с альтернативной организацией учебного процесса (примеры: школа-театр, школа-парк М. Балабана, школа КСО В.Дьяченко);
• школы с нетрадиционным содержанием образования (частные, конфессиональные, семейные и иные);
• учебные заведения новых структурно-организационных типов: учебно-воспитательные и социально-педагогические комплексы, центры, гимназии, лицеи, колледжи и др. со своим авторским лицом (примеры: учебно-воспитательный комплекс Е.А. Ямбурга, педагогическая гимназия А.Г. Каспржака);
• школы, основывающиеся на новых образовательных технологиях и методических системах (примеры: школы В.В.Давыдова, В.Ф.Шаталова, С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амо нашвили, И.П.Волкова и др.);
• школы с оригинальной воспитательной системой (примеры: школы В.В. Караковского, А.И. Кочетова, Д.И.Лебедева);
• школы с оригинальной постановкой того или иного направления обучения и воспитания (эстетического, нравственного, трудового, физического, экологического, экономического, психологического, профориентационного и т.д.).