Как уже было отмечено, все инновационные учебные заведения должны считаться авторскими, отличающимися друг от друга лишь степенью новизны, оригинальности. Если по этому критерию расположить все встречающиеся случаи в ряд, то в его начале будет стоять современная массовая школа (с вариантами нововведений), а в конце - идеальная авторская школа, в которой воплощаются все отличительные качества и критерии. Школы, находящиеся между этими полюсами, являются "не строго авторскими". Общественное мнение и региональная административно-методическая экспертиза решают, где в этом ряду проходит граница авторских моделей. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.
1. Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
2. Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
3. Концептуальность учебно-воспитательного процесса: осознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.
4. Развивающий (творческий, экспериментальный) характер педагогической технологии, методов и форм обучения, наличие программы развития.
5. Организация жизнедеятельности детей на основе деятельностного подхода к формированию личности, наличие сотрудничества, сотворчества, соуправления детей и взрослых.
6. Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.
7. Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.
8. Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.