8. Отличительные качества авторской (инновационной) школы

Как уже было отмечено, все инновационные учебные заведения должны считаться авторскими, отличающимися друг от друга лишь степенью новизны, оригинальности. Если по этому критерию расположить все встречающиеся случаи в ряд, то в его начале будет стоять современная массовая школа (с вариантами нововведений), а в конце - идеальная авторская школа, в которой воплощаются все отличительные качества и критерии. Школы, находящиеся между этими полюсами, являются "не строго авторскими". Общественное мнение и региональная административно-методическая экспертиза решают, где в этом ряду проходит граница авторских моделей. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.

1. Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

2. Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

3. Концептуальность учебно-воспитательного процесса: осознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

4. Развивающий (творческий, экспериментальный) характер педагогической технологии, методов и форм обучения, наличие программы развития.

5. Организация жизнедеятельности детей на основе деятельностного подхода к формированию личности, наличие сотрудничества, сотворчества, соуправления детей и взрослых.

6. Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

7. Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

8. Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.