III. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

    Идея эксперимента. Эксперимент зарождается сначала в виде какой-то задумки, догадки, предположения о возможности улучшения существующей педагогической практики. Часто идея эксперимента состоит в том, что педагог выдвигает новую комбинацию известных приемов и способов, которая должна привести к определенному желаемому результату, В этом случае эксперимент представляет просто внедренческий этап идей педагогики сотрудничества и развития, проверку и приспособление методических рекомендаций новаторов к конкретным социально-педагогическим условиям.
    Для других учителей, методистов, руководителей идеи педагогики сотрудничества и развития являются исходной позицией для творческого усовершенствования, модернизация практики. Наконец, идея эксперимента может основываться на собственных авторских находках и решениях педагога.
    Однако задумка, догадка, идея, “как бы хороши они ни были, еще не определяют исхода эксперимента. К желаемому результату ведут сложные и тернистые пути практического осуществления задуманных идей.

   “Методика обновления”. Авторы статьи с таким названием учителя-новаторы Ш. Амонашвили, И. Волков. И. Иванов, Е. Ильин, Е. Куркин, С. Лысенкова, Л. Никитина, Б. Никитин, В. Шаталов, М. Щетинин (УГ, 19.03.88) назвали шесть этапов творческого экспериментирования:
    1) момент истины (однажды учителю открывается: то, что казалось несомненным, — то негодно, неэффективно, ведет в тупик;
   2) момент решимости (решение искать выход, довериться самому себе, сказать себе: “Ты должен, ты можешь!”);
   3) момент напряжения (это не момент, а период поиска путей выхода из тупика, разработки идей и решений — самое мучительное время для ,. творческого человека) ;
   4) момент озарения (это действительно момент, когда экспериментатор получает доказательства правильности решения, своей правоты, положительный результат поиска);
    5) момент перелома (соответствует перемене общего хода экспериментальной работы: ведь вначале она идет на фоне тысячи трудностей — от организации до отношения; перелом — означает победу положительных результатов над трудностями изменения отношения, признание);
    6) второй момент истины (многое становится понятным, объяснимым, отдельные частности укладываются в целое — это есть истина выхода из тупика).

    Новаторы подчеркивают, что алгоритмов творчества нет и не будет. Однако творческая деятельность, какую представляет массовый педагогический поиск и экспериментирование, поддается все же некоторой формализации, научной организации труда, что может значительно повысить ее эффективность.
    С этой целью в экспериментальном исследовании можно выделить шесть достаточно четких этапов:
    1) диагностический,
    2) прогностический,
    3) организационно-подгоговительный,
    4) практический,
    5) обобщающий,
    6) внедренческий.