Идея
эксперимента. Эксперимент зарождается сначала в виде какой-то
задумки, догадки, предположения о возможности улучшения
существующей педагогической практики.
Часто идея эксперимента состоит в том, что
педагог выдвигает новую комбинацию
известных приемов и способов, которая должна
привести к определенному желаемому результату,
В этом случае эксперимент
представляет просто внедренческий этап
идей педагогики сотрудничества и развития,
проверку и приспособление методических
рекомендаций новаторов к конкретным
социально-педагогическим условиям.
Для других учителей, методистов, руководителей идеи
педагогики сотрудничества и развития являются
исходной позицией для творческого
усовершенствования, модернизация практики.
Наконец, идея эксперимента может основываться
на собственных авторских находках
и решениях педагога.
Однако
задумка, догадка, идея, “как бы хороши они ни были, еще не
определяют исхода эксперимента. К желаемому результату ведут сложные и
тернистые пути практического
осуществления
задуманных идей.
“Методика обновления”. Авторы
статьи с таким названием —
учителя-новаторы Ш.
Амонашвили, И. Волков. И. Иванов, Е. Ильин,
Е. Куркин,
С. Лысенкова, Л.
Никитина, Б. Никитин, В. Шаталов, М. Щетинин
(УГ, 19.03.88) назвали шесть этапов творческого
экспериментирования:
1) момент истины (однажды
учителю открывается: то, что казалось несомненным, — то негодно, неэффективно,
ведет в тупик;
2) момент решимости (решение
искать выход, довериться самому себе, сказать
себе: “Ты должен, ты можешь!”);
3) момент
напряжения (это не момент,
а период поиска путей выхода из тупика,
разработки идей и решений — самое мучительное
время для ,. творческого человека)
;
4) момент озарения (это
действительно момент,
когда экспериментатор получает
доказательства правильности решения, своей
правоты, положительный результат поиска);
5) момент
перелома (соответствует перемене общего
хода экспериментальной работы: ведь вначале она
идет на фоне тысячи трудностей — от организации
до отношения; перелом — означает победу
положительных результатов над трудностями
изменения отношения, признание);
6) второй момент истины
(многое становится понятным,
объяснимым, отдельные частности укладываются в
целое — это есть истина выхода из тупика).
Новаторы подчеркивают, что алгоритмов творчества нет
и не будет. Однако творческая деятельность,
какую представляет массовый педагогический поиск и
экспериментирование, поддается все же некоторой
формализации, научной организации
труда, что может значительно повысить ее
эффективность.
С этой целью в экспериментальном
исследовании можно выделить шесть достаточно
четких этапов:
1) диагностический,
2) прогностический,
3) организационно-подгоговительный,
4) практический,
5) обобщающий,
6) внедренческий.