“ Только когда опыт будет основанием школы, когда
каждая   школа  будет,   так    сказать,   педагогической
лабораторией ,  только   тогда     школа    не   отстанет
от  всеобщего  прогресса  и опыт  будет   в  состоянии
положить твердые основания для науки образования”.
Л. Н. Толстой

I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ

1.1. ШКОЛА В РЕЖИМЕ ПОИСКА

    В перестройке советского общества народному образованию и его основной подструктуре средней школе—принадлежит огромная роль. В решениях партии и правительства, документах Всесоюзного съезда работников народного образования развернуты программы глубокого обновления системы просвещения, обновления педагогических технологий, что, в свою очередь, требует развития педагогических исследований, создания практико-ориентированной науки.
    Педагогическое исследование представляет собой поиск и познание нового, ранее неизвестного в области педагогических явлений, разработку и решение научных и практических проблем воспитания и обучения подрастающих поколений.
   Как и всякое человеческое искание истины, педагогическое исследование идет “от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике” (В. И. Ленин). Именно с запросов практики, с наблюдений и начинается всякая теория (наука) — возникают обобщения, гипотезы, идеи (абстрагирование); затем идеи возвращаются обратно к практике и проходят проверку на “истинность” (“практика — критерий истины”). Если проверка организуется специально, то она и представляет в первом приближении эксперимент (в частности — педагогический). Результатом его являются достоверные выводы, открытые закономерности, рекомендации, которые служат улучшению общественной (педагогической) практики людей.
    Диалектика взаимосвязи теории и практики в педагогическом исследовании включает и борьбу между ними как противоречиями развития. Ведущим источником, авангардом прогресса на данном историческом этапе может выступать как теория (педагогическая наука), так и передовой педагогический опыт (практика). В обоих случаях передовые, новые гипотезы и обобщения должны быть апробированы, проверены в педагогическом эксперименте, прежде чем стать массовой практикой обучения и воспитания. Диалектика состоит в том, что теория, возникая как обобщение практического опыта, затем освещает путь практике, выводит ее на новый уровень, но, выполнив эту задачу, теория может отстать от развития практики, даже войти в противоречие с возникающий новым опытом, и тогда назревает потребность новых теоретических обобщений.
    Сегодняшний день в народном образовании отмечен отставанием педагогической науки от запросов общества, от достижений передовой практики. В опыте передового учительства, учителей-новаторов родились решения, обобщения, возникла новая передовая образовательная практика — педагогика сотрудничества и развития. В дальнейшем, сливаясь с достижениями психолого-педагогических наук, вбирая в себя прогрессивный зарубежный опыт, педагогика сотрудничества и развития станет основой нового педагогического мышления и новых образовательных технологий будущего.
    Заметим, что каждая новая теория, если она правильна, никогда не отрицает старую, а включает ее как частный случай, — что тоже диалектика.
    Однако особенностью новых технологий в образовании является то, что административное внедрение или механическое заимствование их не приводят к желаемым результатам; единственно возможным путем их распространения являются творческое осмысление и освоение.
   Опыт освоения педагогики сотрудничества и развития показывает также, что для решения поставленных задач перестройки образования нужна разнообразная дифференциация, учет конкретных воспитывающих влияний социальной среды. Осознание этих обстоятельств вызвало стремление многих учителей, директоров, методистов и управленцев к изменению форм и методов работы, к созданию авторских программ и школ.
    Вот почему сегодня педагогический поиск и экспериментирование становятся средством целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, принципиальным условием развития школы.

1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

    Существует несколько значений понятий “эксперимент”.
    Во-первых, под экспериментом понимается часть педагогич
еского исследования, представляющая проверку на практике истинности теоретических предложений (предположений). В этом случае педагогический эксперимент есть специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, дающий возможность изучения и проверки педагогических воздействий в контролируемых и поддающихся учету условиях.
    Во-вторых, понятие педагогический эксперимент используется как синоним педагогического исследования (например, многолетний воспитательный эксперимент В. А. Сухомлинского, социально-педагогический эксперимент Е. Б. Куркина и т. п.).
   В-третьих, педагогическим экспериментом называют комплексный метод исследования, включающий целый ряд частных методов и методик, теоретических и практических этапов.
    В-четвертых, понятие эксперимент употребляется в значении педагогического поиска, направленного на выращивание новой практики образования в процессе самой этой практики с помощью ее целенаправленного, осмысленного преобразования.

1.4. ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ЭКСПЕРИМЕНТ

    Как пишет В. Ф. Шаталов, неэкспериментирующего педагога в природе не существует. Составленный накануне поурочный план представляет не что иное, как замысел предстоящего эксперимента. Ведь методика преподавания есть определенное сочетание известных элементов, но это сочетание у каждого педагога является авторским, творческим и является экспериментальным элементом любого урока, любого мероприятия. При этом учитель ставит задачи и предполагает результат своих действий, а после их выполнения сознанно и неосознанно) анализирует и делает выводы. Из двух уроков в параллели лучшим, как правило, является второй, в котором учитель использует опыт и учитывает ошибки первого урока. Итак, в уроке осуществляется цикл экспериментального исследования: план (предположение) практическое осуществление (эксперимент) результат внедрение. Правда, часто этот эксперимент осуществляется в наименее эффективном варианте путем проб и ошибок.
    Совершенно отчетливо выступает экспериментально-исследовательский элемент деятельности учителя при освоении нового содержания, новых организационных форм и методов обучения и воспитания. Здесь каждая новация проходит экспериментальную проверку. Вот почему Г. А. Ягодин назвал деятельность учителя в современный период перестройки народного образования непрерывно идущим педагогическим экспериментом.
    Таким образом, деятельность учителя наряду с репродуктивными стереотипными составляющими ежедневно, ежеурочно включает исследовательские элементы, микроэксперименты, результаты которых выражаются в повышении мастерства учителя, в улучшении учебно-методического оснащения педагогического процесса, в продуктах обобщения лучшего педагогического опыта.

    Передовой педагогический опыт, как известно, представляет собой такую практику обучения и воспитания, которая дает устойчивые высокие результаты. Деятельность, приводящая к таким результатам, характеризуется широким спектром качеств: от высокой исполнительности, репродуктивности до творческого уровня, новаторства. Границу между исполнительским мастерством и новаторством провести трудно. Освоив известные методики, учитель обычно начинает экспериментировать находить и использовать новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетать старые. По словам Я. С. Турбовского, передовой педагогический, опыт это итог личного, локального эксперимента педагога, воспитателя, руководителя.
    Значение и задачи как передового опыта, так и педагогического поиска и экспериментирования на современном этапе одинаковы; это есть:

решение проблем, возникающих перед образованием на этапе перестройки;
внедрение достижений психолого-педагогических наук в практику;
выдвижение и апробирование новых идей, содержания, методов, организации педагогического процесса;
освоение идей и технологии сотрудничества и развития;
отработка компонентов опережающих педагогических концепций, перевод их на уровень методических решений;
корректирование и доводка новаций для разнообразных видов и условий образования;
выработка рекомендаций для массового учителя.

Совпадают также и основные критерии оценки положительных результатов эксперимента и передового педагогического опыта:

высокая результативность (достижение большей, чем обычно эффективности педагогического процесса, устойчивость результатов);
актуальность (научная обоснованность, творческая новизна);
оптимальность (комплексность и сбалансированность результатов, отсутствия отрицательных влияний на другие стороны обучения и воспитания, рациональность затрат времени, усилий, средств);
реализм (соответствие реальным возможностям массы учителей, материальной базы школы в определенной перспективе).

Рекомендуемая литература

  Бабанский Ю. К. Педагогическая наука и творчество учителя // Сов. педагогика.- 1987. - № 2*.
  Батищев Г. И. Педагогическое экспериментирование // Сов. педагогика - 1990. - № 1*.
  Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982*.
  Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. М, 1980.
  Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., Знание, 1989.
  Концепция непрерывного образования
// Нар. образование. — 1989 — № 10.
  Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М., Знание, 1977.
  Лернер И. Я. Теория современного обучения, ее значение для практики // Сов. педагогика. — 1989. —№ 11*.
  Методика обновления
// УГ, 19.03.88*.
  Народное образова
ние: перспективы развития (встреча с Г. А. Ягодиным). // Сов. педагогика.- 1988. - № 11*.
  О
сновные требования к эксперименту // Новикова Л. И. и др. Путь к творчеству. М., 1966, с. 120-124.
  Опыт —
БСЭ, 3-е изд., т. 18*.
  О ходе перестройки ср
едней и высшей школы в задачах партии по ее осуществлению. Постановление Пленума ЦК КПСС от 18.02.88*.
  Петровский
А. Педагогическое творчество вчера, сегодня, завтра // Коммунист. — 1987. — № 9*.
  Разумовский В. Г. Методология и методы педагогики // Сов. педагогика. — 1989. — № 11*.
  Скаткин М. Н. Об изучении, обобщении и использовании передового опыта. // Нар. образование. - 1981.- №9*.
  Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических и
сследований. М., 1986, с 10—16*.
  Турбовской Я. С. Система вместо стихии // Нар. образование. — 1988. — № 11*.
  Шадриков В. Школа: время обновления // Нар. образование. — 1988 — № 9*.
  Эксперимент. БСЭ. 3-е изд. т. 30**.

____________________________
    * Литература, помеченная  звездочкой имеется в библиотеке Ярославского ИПК