“ Только когда опыт
будет основанием школы, когда
каждая школа будет, так
сказать, педагогической
лабораторией , только тогда
школа не отстанет
от всеобщего прогресса и опыт будет
в состоянии
положить твердые основания для науки
образования”.
Л. Н. Толстой
В перестройке
советского общества народному образованию и его
основной подструктуре —
средней школе—принадлежит
огромная роль. В решениях партии и правительства,
документах Всесоюзного съезда работников
народного образования развернуты программы
глубокого обновления системы просвещения, обновления
педагогических технологий, что, в свою
очередь, требует развития педагогических
исследований, создания практико-ориентированной науки.
Педагогическое исследование
представляет собой поиск и познание нового,
ранее неизвестного в области педагогических явлений, разработку и
решение научных и практических проблем
воспитания и обучения подрастающих поколений.
Как и всякое человеческое искание
истины, педагогическое исследование идет “от
живого созерцания к абстрактному мышлению
и от него к практике” (В. И. Ленин). Именно с запросов практики, с
наблюдений и начинается
всякая теория (наука) — возникают обобщения, гипотезы, идеи
(абстрагирование); затем идеи возвращаются
обратно к практике и проходят проверку на
“истинность” (“практика — критерий истины”). Если проверка организуется специально, то она
и представляет в первом приближении
эксперимент (в частности — педагогический).
Результатом его являются достоверные выводы,
открытые закономерности,
рекомендации, которые служат улучшению
общественной (педагогической)
практики людей.
Диалектика взаимосвязи
теории и практики в педагогическом исследовании
включает и борьбу между ними как противоречиями
развития. Ведущим источником, авангардом
прогресса на данном историческом этапе может выступать как теория
(педагогическая наука), так и передовой
педагогический опыт
(практика). В обоих случаях передовые, новые
гипотезы и обобщения должны быть апробированы, проверены в педагогическом эксперименте,
прежде чем стать массовой практикой обучения и
воспитания. Диалектика состоит в том, что теория,
возникая как обобщение практического опыта, затем освещает путь
практике, выводит ее на новый уровень, но, выполнив эту задачу,
теория может отстать от развития практики, даже
войти в противоречие с возникающий новым
опытом, и тогда назревает потребность новых теоретических
обобщений.
Сегодняшний день в народном
образовании отмечен отставанием педагогической
науки от запросов общества, от достижений
передовой практики. В опыте передового
учительства, учителей-новаторов родились
решения, обобщения, возникла новая передовая образовательная практика — педагогика
сотрудничества и
развития. В дальнейшем, сливаясь с достижениями психолого-педагогических
наук, вбирая в себя прогрессивный зарубежный
опыт, педагогика сотрудничества и развития
станет основой нового педагогического
мышления и новых образовательных
технологий будущего.
Заметим, что каждая новая теория, если
она правильна, никогда не отрицает
старую, а включает ее как частный случай, — что тоже диалектика.
Однако
особенностью новых
технологий в образовании является то, что административное
внедрение или механическое заимствование их не приводят к желаемым результатам; единственно возможным путем
их распространения
являются творческое осмысление и освоение.
Опыт освоения педагогики
сотрудничества и развития показывает
также, что для решения поставленных задач перестройки образования нужна
разнообразная дифференциация, учет конкретных
воспитывающих влияний социальной среды. Осознание этих обстоятельств
вызвало стремление
многих учителей, директоров, методистов
и управленцев к изменению форм
и методов работы, к
созданию авторских программ и школ.
Вот почему сегодня педагогический
поиск и экспериментирование становятся средством целенаправленного
совершенствования учебно-воспитательного
процесса, принципиальным условием развития школы.
Существует
несколько значений понятий “эксперимент”. Как пишет В. Ф.
Шаталов, неэкспериментирующего педагога в
природе не существует. Составленный накануне
поурочный план представляет не что иное, как
замысел предстоящего эксперимента. Ведь
методика преподавания есть определенное
сочетание
известных элементов, но это сочетание у каждого
педагога является авторским, творческим и
является экспериментальным элементом любого
урока, любого мероприятия. При этом учитель
ставит задачи и предполагает результат своих
действий, а после их выполнения
(осознанно и неосознанно) анализирует
и делает выводы. Из двух уроков в параллели
лучшим, как правило, является второй, в котором
учитель использует опыт и учитывает ошибки
первого урока. Итак, в уроке осуществляется
цикл экспериментального исследования:
план (предположение) —
практическое осуществление (эксперимент)
— результат —
внедрение. Правда, часто этот эксперимент
осуществляется в наименее эффективном варианте
— путем проб и ошибок.
Совершенно отчетливо выступает
экспериментально-исследовательский элемент
деятельности учителя при освоении нового
содержания, новых организационных форм и методов
обучения и воспитания. Здесь каждая новация
проходит экспериментальную проверку. Вот почему
Г. А. Ягодин назвал деятельность учителя в
современный период перестройки народного
образования непрерывно идущим педагогическим
экспериментом.
Таким образом, деятельность учителя
наряду с репродуктивными
стереотипными составляющими
ежедневно, ежеурочно
включает исследовательские элементы, микроэксперименты, результаты которых выражаются в
повышении
мастерства учителя,
в улучшении учебно-методического оснащения педагогического
процесса, в продуктах обобщения лучшего педагогического опыта.
Передовой педагогический опыт,
как известно, представляет собой такую практику
обучения и воспитания, которая дает устойчивые высокие результаты. Деятельность,
приводящая к таким результатам, характеризуется
широким спектром качеств: от высокой исполнительности,
репродуктивности — до творческого
уровня, новаторства. Границу между
исполнительским мастерством
и
новаторством провести трудно. Освоив известные
методики, учитель обычно начинает экспериментировать
— находить и использовать
новые оригинальные приемы или по-новому,
эффективно сочетать старые. По словам Я. С. Турбовского, передовой педагогический, опыт — это итог личного, локального эксперимента
педагога, воспитателя, руководителя.
Значение и задачи как
передового опыта, так и педагогического поиска и экспериментирования на
современном этапе одинаковы; это есть:
решение проблем, возникающих перед образованием на этапе перестройки; |
внедрение достижений психолого-педагогических наук в практику; | |
выдвижение и апробирование новых идей, содержания, методов, организации педагогического процесса; | |
освоение идей и технологии сотрудничества и развития; | |
отработка компонентов опережающих педагогических концепций, перевод их на уровень методических решений; | |
корректирование и доводка новаций для разнообразных видов и условий образования; | |
выработка рекомендаций для массового учителя. |
Совпадают также и основные критерии оценки положительных результатов эксперимента и передового педагогического опыта:
высокая результативность (достижение большей, чем обычно эффективности педагогического процесса, устойчивость результатов); | |
актуальность (научная обоснованность, творческая новизна); | |
оптимальность (комплексность и сбалансированность результатов, отсутствия отрицательных влияний на другие стороны обучения и воспитания, рациональность затрат времени, усилий, средств); | |
реализм (соответствие реальным возможностям массы учителей, материальной базы школы в определенной перспективе). |
Бабанский Ю. К.
Педагогическая наука и творчество учителя // Сов.
педагогика.- 1987. - № 2*.
Батищев Г. И. Педагогическое экспериментирование // Сов. педагогика - 1990. - № 1*.
Загвязинский В. И. Методология и методика
дидактического исследования. М., 1982*.
Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. М, 1980.
Кларин М. В. Педагогическая технология в
учебном процессе. М., Знание, 1989.
Концепция непрерывного образования // Нар.
образование. — 1989 — № 10.
Краевский В. В. Соотношение педагогической
науки и педагогической практики. М.,
Знание, 1977.
Лернер И. Я. Теория современного
обучения, ее значение для практики // Сов.
педагогика. — 1989. —№ 11*.
Методика обновления // УГ, 19.03.88*.
Народное образование: перспективы
развития (встреча с Г. А. Ягодиным). // Сов.
педагогика.- 1988. - № 11*.
Основные требования к эксперименту // Новикова Л. И. и др. Путь к
творчеству. М., 1966, с. 120-124.
Опыт — БСЭ, 3-е изд., т. 18*.
О ходе перестройки средней и высшей
школы
в задачах партии по ее осуществлению.
Постановление Пленума ЦК КПСС от 18.02.88*.
Петровский А. Педагогическое творчество вчера,
сегодня, завтра // Коммунист. — 1987. — № 9*.
Разумовский В. Г. Методология и методы
педагогики // Сов. педагогика. — 1989. — № 11*.
Скаткин М. Н. Об изучении, обобщении и
использовании передового опыта. // Нар.
образование. - 1981.- №9*.
Скаткин М. Н. Методология и методика
педагогических исследований. М., 1986, с 10—16*.
Турбовской Я. С. Система вместо стихии // Нар.
образование. — 1988. — № 11*.
Шадриков В. Школа: время обновления
//
Нар. образование. — 1988 — № 9*.
Эксперимент. БСЭ. 3-е изд. т. 30**.
____________________________
* Литература, помеченная звездочкой
имеется в библиотеке Ярославского ИПК