Kaк ни коротки слова: “да”, “нет”,
всё же они требуют самого серьезного
размышления.                                        

Пифагор

X. ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ

10.1. БЕСЕДА , ИНТЕРВЬЮ

    Методы исследования педагогических процессов, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществляются с помощью особых приемов (исследовательского инструмента) - бесед, интервью, анкет, тестов.
    Достоинствами опросных методов являются:

быстрота получения информации,
возможность получения информации в широких пределах заданной тематики,
возможность математической обработки полученной информации,
сравнительная легкость получения большого количества данных.

    Различают:

сплошной и выборочный,
индивидуальный и групповой,
очный и заочный,
гласный и анонимный опросы.

    Общие требования к опросным методам:

соответствие вопросов целям и задачам исследования;
адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов;
нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие наибольшую объективность ответов;
доступность и понятность вопросов;
самостоятельность ответов;
доверительная психологическая обстановка при опросе.

    Беседа - это метод получения информации на основе словесного общения экспериментатора с испытуемым в форме свободного диалога на определенную тему. Беседа требует особого мастерства: гибкости и чуткости, умения слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения.
   Интервью отличается от беседы тем, что экспериментатор только задает вопросы, а испытуемый только отвечает на них.
   Большое значение в ходе беседы или интервью принадлежит умению фиксировать информацию. Нужно стремиться к подробной (даже дословной) фиксации ответов (с помощью сокращений, стенографии); однако использование микрофона нежелательно, ибо это обстоятельство, очень сковывает опрашиваемых.

10.2. АНКЕТИРОВАНИЕ

    Анкетирование - это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы.
    Составление анкеты - сложная задача, тpeбующaя от экспериментатора методического мастерства, соединенного с четким представлением целей и задач исследования.
   По форме вопросы анкеты делятся на открытые и закрытые, прямые и косвенные.

   При закрытом вопросе испытуемый должен выбрать ответ из числа предложенных (включающих вариации содержания, качественных признаков, степени интенсивности, удовлетворенности или комбинацию этих вариаций).
    Примеры.
    А. Что тебя больше привлекает на уроке?
        Вариации ответов по содержанию:
        1. Новизна материала;
        2. Интересность;
      3. Связь с жизнью;
        4. Опыты и демонстрации;
        5. Показ диа-и-кинофильмов.
   Б. Я уважаю в классе тех, кто (вариация качественных признаков):
        1. Знает больше, чем я;
        2. Все вопросы стремится решать сообща;
        3. Не отвлекает внимание преподавателей.
    В. Посещаешь ли ты видеобар?
      Вариации ответов по интенсивности:
        1. Всегда;
        2. Часто
        3. Редко;
        4. Никогда.
    Г. Как ты относишься к различным мероприятиям?
        Комбинированные ответы (по содержанию и отношению):

   Положительно Нейтрально Отрицательно
Классные часы ….
Собрания ….
Походы
Трудовые десанты

    При открытом вопросе ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. Такие анкеты труднее поддаются обработке, но зато содержат иногда большую информацию, чем закрытые.
    Применяются анкеты с комбинацией открытых и закрытых вопросов.
    В профессионально составленных анкетах предусматривается (в целях надежности) дублирование одного и того же вопроса в разных вариантах (прямой и косвенной вопросы). Если ответы противоречат друг другу, они отбрасываются как недостоверные.
    Для повышения надежности получаемых данных измерительную информацию следует сверять, сопоставлять, стремится получать несколько оценок одного и того же явления.
    Опросные методы позволяют широко использовать разновидности экспертной оценки: усредненный экспертный балл, педагогический консилиум, обобщение независимых характеристик, выработку коллективных оценок и мнений в деловых играх, диспутах, советах, совещаниях и др.
   Педагогический
консилиум (по Ю. К. Бабанскому) состоит в коллективном обсуждении и оценке результатов изучения учащихся учителями, классными руководителями, мастерами, администрацией и др. работниками учреждений, в результате которого вырабатывается общая точка зрения (оценка).
    Метод обобщения независимых характеристик (по К. К. Платонову) состоит в усреднении информации, поступившей к. экспериментатору из разных источников: от учителей, родителей, сверстников.

10.3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

    Тест (анг. - проба, испытание, исследование) представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу, правильных ответов в порядковой (или даже интервальной) шкале.
    Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов.
    Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественного анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения.
    В зарубежной психологии и педагогике тестирование применяется весьма широко; в нашей стране развитие тестологических исследований до последнего времени было заторможено: официально тесты применялись только для целей профотбора, психопатологической диагностики, изучения физиологических возможностей человека в различных видах спорта и некоторых других областях. В настоящее время тестологические обследования начинают применяться и в школах для проверки знаний, умений и навыков учащихся.
    Контролирующая программа, заложенная в тесте, может иметь глобальный, общегосударственный статус (стандартизированный тест) или местный, локальный, самодеятельный (нестандартизированный тест). Стандартизация теста предполагает создание единообразных содержания, процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий. Такой тест строится на серьезной научно-методической основе и подвергается проверке на большом количестве испытуемых. После этого тест принимается в качестве интервальной шкалы оценки того или иного качества (и называется стандартизированным).
   В практике массового педагогического экспериментирования применяются адаптированные (видоизменение стандартизированных) и самостоятельно разрабатываемые учителями и методистами тесты. Результаты их применения имеют поэтому ограниченную надежность.

Виды тестов. В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают:

интеллектуальные тесты,
тесты достижений,
тесты специальных способностей,
личностные тесты,
тесты интересов, установок, ценностей,
тесты, диагностирующие межличностные отношения

    Распространенный за рубежом тест количественного определения уровня умственного развития детей (коэффициент интеллекта) содержит определенное количество вопросов и заданий. Количество правильных ответов и решений переводится с помощью таблиц, заранее отработанных на 6ольших кoнтингeнтах испытуемых, в соответствующий показатель. По мнению большинства психологов, коэффициент интеллекта оценивает главным образом наличный уровень знаний, степень приобщенности личности к культуре, а не общую характеристику качеств интеллекта.
    В школьной практике мы применяем тесты достижений. Оценка знаний учителем - это педагогическое тестирование, т. е. выявление уровня ЗУН, приобретенных в процессе изучения того или иного предмета.
    Тесты способностей - совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности: способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Однако надежных способов и критериев для этих тестов пока не найдено.
   По структурным признакам могут быть:

закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом;
тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа;
тесты на скорость и на сложность (состоящие из все более усложняющихся заданий);
тесты с выводом и обработкой ответов с помощью машин и без них.

    Наконец, имеется целая серия тестов, основывающихся на предположении о том, что качества личности могут отражаться только в формализованных ответах на вопросы, a и в реакциях на неопределенные, произвольные ситуации. Это могут быть картинки, неоконченные предложения, продукты свободной творческой деятельности, игра и т. д. Предполагается, что такой тестовый материал должен выступать как своего рода экран, на который испытуемый “проецирует” свои мысли, потребности, чувства и т. д. Такие тесты называются проективными (например, методики незаконченных предложений, рисуночных ассоциаций, чернильных пятен и др.).

10.4. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

    Особой областью применения опросных методов является изучение групп и коллективов. Взаимоотношения, степень сплоченности, совместимость, коллективизм, уровень организации (управления) и другие качества группы определяются с помощью определенных тестов (анкет), называемых социометрическими методиками. Например, учащиеся указывают, с кем из членов группы они желали бы вместе дружить, выполнять домашние задания, работать и т. п. Полученные данные подвергаются статистическому анализу по определенной программе, в результате чего обнаруживаются искомые показатели уровня и тенденции развития группы.

Рекомендуемая литература

   Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
   Гурин В. Е. Опросные методы в педагогическом исследовании // Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева, М,1988*.
   Ильина Т. А. Тестовая методика проверки знаний и программированное обучение // Сов. педагогика. - 1967. - № 2*.
   Кочетов А. И. Педагогическое диагностирование. Минск,
1987.
   Платонов К. К. Психологический практикум, М., 1980.
   Разумовский В. Г. Методология и методы педагогики // Сов. педагогика. - 1989. - №11*.
   Рапопорт И. А. и др. Тесты в обуче
нии иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 1989. - № 6*.
   Селевко Г. К. Опыт изучения производственных знаний учащихся вечерних (сменных) школ. // Сов. педагогика. - 1963. - № 12*.
   Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988*.
   Шилова М. И  Изучение воспитанности школьников. М., 1982*.

Дополнительная литература

   Айзенк Г. Проверьте свои способности. М., 1972.
   Мельников В. М. и др. Введение в экспериментальную психологию личности, М., 1985*
   Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987*.