Чем больше вы представляете, какой
накоплен опыт, тем больше вы способны
создать свой собственный опыт.              

Ю. К. Бабанский

XII ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

    Массовый педагогческий поиск и экспериментирование, как уже подчеркивалось, носят творческий, инициативный, а не обязательный характер. Однако, несмотря на наличие целого пакета документов об экспериментальной работе в школах и других учреждениях народного образования, изданных за годы перестройки (cм. лит.) и предоставляющих право педагогам и учебно-воспитательным учреждениям работать в экспериментальном режиме, механизм торможения педагогических инициатив еще действует. Управленческие и методические службы пока не считают функции, связанные с экспериментированием, своей повседневной обязанностью; при подготовке и проведении эксперимента нет необходимой ответственности, отсутствует плановая организация экспериментальной работы, не создано системы обсуждения и распространения результатов эксперимента. Слаба связь творчески работающих учителей и школ с научными работниками и учреждениями.
    Участники эксперимента. Педагогический эксперимент, как правило, требует кооперирования и координации усилий многих специалистов, носит коллективный характер; кроме исполнителя, в нем принимает участие еще целый ряд должностных лиц, выполняющих различные функции.
    Автор идеи эксперимента (педагогической инициативы) является чаще всего и непосредственным исполнителем-экспериментатором. Он берет на себя львиную долю усилий по претворению идеи в жизнь, в практику.
    Экспериментатор-исполнитель осуществляет педагогическое воздействие, организует учебно-воспитательный процесс в нужном направлении, отслеживает изменения в знаниях и умениях учащихся. В зависимости от масштаба (уровня) эксперимента исполнителями могут являться: учителя, воспитатели, руководители МО, школьные психологи, администрация школ, работники управленческих и методических уровней, научные работники. В крупных экспериментах задействуется коллектив исполнителей, выполняющих локальные эксперименты на отдельных участках.
    Руководитель эксперимента осуществляет научно-консультативную и частично организационную и методическую функции. Часто он является главным экспертом результатов эксперимента и соавтором выводов и рекомендаций. Руководители эксперимента подбираются из числа вышестоящих методических, управленческих или научных работников. Для внутришкольных экспериментов это могут быть учителя, имеющие звание старший учитель, учитель-методист, заслуженный учитель, руководители МО, администрация школы.
    Административные и управленческие работники, непосредственно отвечающие за тот участок педагогического процесса, на котором проводится эксперимент, несут ответственность за результаты последнего. Дело в том, что на проведение педагогического эксперимента накладывается условие положительного воздействия на учащихся. Каково бы ни было содержание эксперимента, ЗУН и уровень воспитанности учащихся не должны снижаться ниже программных требований. Риск некомпетентных действий должен быть сведен до минимума, даже исключен (например, выделение резерва времени для компенсации неудачи). Это достигается участием в эксперименте администрации и управленческого аппарата с функциями поэтапного анализа, контроля и оценки эксперимента. Кроме этих функций администрация школы и управленческие работники должны осуществлять организацию необходимых условий, обеспечивать методическое оснащение и материальные средства эксперимента.
  
Работники методических служб: руководителя МО, методисты, РМК и ИУУ. Главная их функция — всесторонняя методическая и научно-методическая помощь экспериментатору и руководителю. На них также возлагается и функция поддержки инициатив, организационно-правовой защиты авторов идей, обеспечение гласности и распространение положительных результатов эксперимента. Все эксперименты и связанные с ними мероприятия должны быть включены в планы работы методических объединений, школ, РОНО. РМК и ИУУ осуществляют координацию проводимых экспериментов в районе и области.
    Творческая группа. Часто для разработки трудных вопросов возникает (создается) коллектив экспериментаторов — творческая проблемная группа (лаборатория). В отличие от методических объединений, которые характеризуются постоянным составом участников, где основой общности является преподаваемый предмет, а возраст, стаж работы, наличие или отсутствие симпатий, творческая индивидуальность, характер человека не учитывается, основой образования творческих микрогрупп и 3-5 человек является, прежде всего, психологическая совместимость, взаимная симпатия, личная дружба.
    Заявка и разрешение на эксперимент. Заявка на эксперимент должна содержать основные идеи эксперимента, ожидаемые масштабы и результаты, список предполагаемых участников, потребности в средствах и организации необходимых условий.
    Автор инициативы подает заявку в инстанцию, соответствующую уровню и масштабу эксперимента. Согласно приказа Минпроса РСФСР № 186 (1987 г.) эксперименты, провидимые учителями на внутришкольном уровне, рассматриваются и разрешаются педагогическим или общественным советом школы.
    Общешкольные и межшкольные эксперименты утверждают районными отделами (советами) народного образования при согласовании с институтом усовершенствования учителей.
    Педагогические инновации районного масштаба, а так же эксперименты, осуществляемые в учреждениях просвещения научно-исследовательскими институтами, педагогическими учебными заведениями, рассматриваются в ИУУ и утверждаются в областном УНО.
   Для рассмотрения заявки на экспериментальную площадку следует руководствоваться “Положением об экспериментальной педагогической площадке в системе народного образования”.
    Подведение итогов экспериментальной работы. Выводы, полученные в локальных экспериментах исследователями или творческими группами, требуют широкого гласного массового обсуждения, общественно-педагогической экспертизы. Только после этого этапа они могут считаться достаточно объективными и доказательными.
    В практике складывается следующая система ежегодного обобщения результатов поисковой экспериментальной работы в области.
    Итоги внутришкольных экспериментов доказываются и обсуждаются в течение учебного года на методических объединениях, педагогических и общественных советах школ. Основные выводы и результаты (как положительные, так и отрицательные) в кратком виде доводятся до районных методических служб.
    Районный методический кабинет организует гласное обсуждение результатов внутришкольных, а так же итогов общешкольных и межшкольных экспериментов по району на уровне районных мероприятий (конференций, педагогических чтений, круглых столов и др.). РМК собирает информацию обо всех экспериментах, создает картотеку экспериментов с отслеживанием их результатов. Важнейшие выводы и обобщения, лучшие исполнители выдвигаются на областную конференцию по итогам учебного года, проводимую облластным ИУУ.
    В заключение подчеркнем, что социально-педагогическое творчество учителей и школ должно стать одним из приоритетов в системе народного образования. При оценке работы учителя ведение экспериментальной работы должно быть поставлено на одно из первых мест. Аттестация на звание “старший учитель” и выше обязательно должна подразумевать участие в экспериментальной работе. (В настоящее время обсуждается предложение о введении отдельного звания “учитель-исследователь”). В региональном бюджете должны быть выделены средства на развитие системы: разработку нового содержания образования, создание экспериментальных площадок, поощрение учителей-исследователей.

Рекомендуемая литература

    Белич В. Патент на педагогическое изобретение. // Нар. образование. — 1989. — № 10.
    Мозгарев Л. В. Формирование картотеки передового педагогического опыта.// Сов. педагогика. — 1982. — № 1.
    Об экспериментальной педагогической площадке. Приказ Госкомитета СССР по народному образованию 563 от 7.07.89.
   Решение коллегии MHO РСФСР, протокол № 3 от 22.02.90 “О рассмотрении и утверждении экспериментальных положений о гимназии и лицее”.
    Сборник приказов и инструкций МП РСФСР:
            Об улучшении организации научно-педагогических исследований и экспериментов. -1988.-№1.
            Учебные планы с углубленным изучением предметов. -1988. -№2.
            О проведении эксперимента по организации семейных детских домов.— Домов детства
            в Ульяновской области.-1988. -№8.
            План мероприятий МП РСФСР по реализации установок февральского (1988) Пленума
            ЦК КПСС. -1988.- №11.
            Об эксперименте по введению зачетной книжки. -1988. -№26.
            Об экспериментальной проверке проектов учебных планов углубленного обучения учащихся
            VII-Х классов по направлениям. -1988. -№36.
            Перечень вопросов, переданных на решение педагогических коллективов.-1988.-№14.
            Об экспериментальных учебных планах в профтехучилищах. //Инф. сборник MHO РСФСР.
             -1989. -№27.
            О продолжении эксперимента по введению зачетной книжки. //Инф. сборник MHO РСФСР.
             -1989.-№29.

    Информационный сборник МО РСФСР:
            Из опыта работы Управления НО Горьковского облисполкома по развитию инициативы
            и творчества педагогических коллективов. 1990.— № 25.

    Бюллетень Госкомитета СССР по народному образованию. — 1990. — № 12:
            Эксперимент “Интегрирование учебно-воспитательного процесса в условиях учебно-производственного воспитательного объединения(УПВО). Руководитель Е. Б. Куркин.
         Экспериментальные гибкие модульные структуры школьных объединений
г. Тулы. Руководитель — Е. В. Сковин.
         Авторская школа М. П. Щетинина на базе средней общеобразовательной школы № 1 и детского сада станицы Азовской Краснодарского края.
            Экспериментальный учебный комплекс при Московском инженерно-физическом институте (МИФИ) в составе: средней общеобразовательной школы № 542, средней общеобразовательной физико-математической школы 1170 г. Москвы и юродских межшкольных факультативов при вышеуказанных школах.
            Авторская школа Н. П. Гузика (Одесская область, Ананьевская средняя школа).
            Авторская школа А. Н. Тубельского на базе школы № 734 и детского сада № 869 Первомайского района г. Москвы.
            Центр комплексного формирования личности в составе экспериментальных школ № 75, 82 АПН СССР, дошкольных и внешкольных учреждений Ногинского научного центра АН СССР.
            Экспериментальный учебно-научный комплекс компьютеризации образования (УНККО) при Московском областном педагогическом институте им. Н. К. Крупской на базе средней школы № 15 г. Химки.
         Школа № 63 г. Красноярска для одаренных детей.
            Учебно-культурный производственный центр (УКПЦ) непрерывного комплексного образования и воспитания “Гжель”.
            Учебный комплекс интеграции образования различного уровня. В составе комплекса: детский сад 518 Свердловского района г. Москвы и школа № 1277 с углубленным изучением немецкого языка, базовое предприятие — Всесоюзный научно-исследовательский институт автоматики (ВНИИА), Московский финансовый институт (МФИ).
         Средняя общеобразовательная школа - лицей: школа № 109 Черемушкинского района Москвы, школа № 388 Куйбышевского района г. Москвы, школа № 671 Свердловского района Москвы в составе VIII —XI классов.
            Средняя общеобразовательная школа - гимназия: школа 76 Киевского района г. Москвы, школа № 1238 Краснопресненского района г. Москвы, школа № 1097 Бабушкинского района г. Москвы в составе I—XI классов.