Верно определяйте слова и вы осво-
бодите мир от половины недоразумений.

Р. Декарт.

II. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

    Каждый конкретный эксперимент охватывает определенную часть учебно-воспитательного процесса, внося в него ряд педагогических воздействий, исследовательских процедур и организационных особенностей. Своеобразие сочетания этих признаков (компонентов) и определяет вид эксперимента.

2.1 СОДЕРЖАНИЕ И МАСШТАБНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА

    Область педагогических явлений, подвергаемая эксперименталыньим воздействиям, предоставляет исследователю ряд специфических возможностей и ограничений. В зависимости от исследуемых сторон педагогического процесса выделяют следующие виды эксперимента:

дидактический (содержание, методы, средства обучения);
воспитательный (идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, атеистическое, экологическое воспитание);
частно-методический (усвоение ЗУН по предмету);
управленческий (демократизация, оптимизация, организация учебно-воспитательного процесса);
комплексный.

    Педагогический эксперимент бывает в той или иной мере связан со смежными научными областями и в этом случае называется:

психолого-педагогическим,
социально-педагогическим,
медико-педагогическим,
педагогическим экономическим и т. п.

    Масштабность (объемность) эксперимента определяется в первую очередь количеством участвующих в нем объектов; различают:

индивидуальный эксперимент (исследуются единичные объекты);
групповой эксперимент, в котором принимают участие группы школ, классов, учителей, учащихся;
ограниченный (выборочный) и массовый эксперимент.

    Массовый эксперимент имеет ряд преимуществ по сравнению с ограниченным: позволяет решать более трудные задачи, собирать более богатый материал и делать более обоснованные выводы .
    В зависимости от того, какую часть образовательного процесса охватывает эксперимент, выделяют:

внутрипредметный,
межпредметный,
внутришкольный (общешкольный),
межшкольный,
региональный (районный, городской и т.д.) эксперименты.

    По длительности педагогические эксперименты могут быть практически любыми: кратковременными (в пределах одной ситуации, урока), средней длительности, (обычно в пределах одной темы, четверти, полугодия, учебного года) и длительными (лонгитюдными), охватывающими годы и десятки лет (наблюдение за отдаленными результатами воспитания).

2.2. ХАРАКТЕР АНАЛИЗА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

    Особенности эксперимента, определяющиеся его условиями, обстановкой, оригинальностью подходов и решений, применяемыми методами лежат в основе следующих классификаций.
    Если для эксперимента создается специальная (искусственная) учебная обстановка, то он называется лабораторным, а если он проводится в реальных условиях массового обучения и воспитания, называется естественным.
    Если для характеристики и анализа объектов и явлений привлекаются лишь качественные признаки, эксперимент называют качественным, а при использовании количественных признаков и методов обработки информации — количественным. Часто они существуют совместно, дополняя друг друга.
    В зависимости от решаемых в ходе исследования задач выделяют:

разведывательный, или пилотажный, эксперимент (имеет целью предварительное выяснение обстановки, условий и др. обстоятельств);
констатирующий эксперимент (задачей которого является изучение исходных параметров учебно-воспитательного процесса до внесения в него каких-либо изменений):
формирующий эксперимент (подразумевает организацию и проведение экспериментальных воздействий):
контролирующий эксперимент (имеет целью зафиксировать результат экспериментального воздействия, конечное состояние параметров учебно-воспитательного процесса);
срез — разновидность контролирующего эксперимента — кратковременная констатация состояния и параметров экспериментального объекта на различных этапах его изменения.
дублирующий эксперимент, увеличивающий надежность получаемых выводов;
повторныйэксперимент (с целью выяснения воспроизводимости результатов) .

Логическая операция, лежащая в основе исследования, определяет названия:

сравнительный эксперимент (линейный, параллельный, перекрестный);
аналитический (объясняющий) эксперимент,
индуктивное и дедуктивное исследование;
конструктивный (созидательный) эксперимент.

2.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ И ИНИЦИАТИВЫ

    К педагогическим инновациям относятся как передовой опыт и экспериментирование, идущие “снизу, от учителей, так и внедрение научных достижений и различных организационных преобразований “сверху, от руководства”.
   Понятие педагогической инициативы несколько уже: это творческая, инициативная (выходящая за рамки служебных обязанностей) деятельность учителей и других педагогических работников, направленная на создание новой практики образования.
   И педагогические инновации, и инициативы предполагают (включают, содержат) различные виды и уровни педагогического эксперимента.

   В зависимости от того, на какие измерения в традиционной практике образования направлены деятельность, можно выделить три типа педагогических инициатив (инноваций).

   Методические инициативы, когда педагог с помощью изменения содержания, методов или организации обучения в рамках одного учебного предмета быстрее и эффективнее выводит учащихся на заданный уровень ЗУН.
   Примеры: система поэтапного обучения физике Н. Н. Палтышева, опережающее обучение с комментируемым управлением С. Н. Лысенковой.

   Технологические (общепедагогические) инициативы, направленные на создание новых образовательных и воспитательных технологий (на уровне школы, района и т. д.) и позволяющие получать лучшие результаты, нежели в традиционной системе.
   Примеры: компьютерная (информационная) технология, коммунарская методика воспитания, коллективные способы обучения.

    Общественно-образовательные (социально-педагогические) инициативы, связанные с изменением функций образования в обществе, направленные на выращивание новой образовательной практики с новыми целями, содержанием, организационной структурой, системой управления и педагогическими технологиями. Они не замыкаются в рамках одного учебно-воспитательного учреждения, и захватывают несколько общественно-педагогичеоких структур микрорайона, региона.
    Примеры: учебно-воспитательный комплекс А. А. Захаренко, учебный комплекс школа-ВУЗ.

    Для регулирования общественных отношений, возникающих в связи с реализацией педагогических инициатив, введено понятие экспериментальной площадки в системе народного образования и создано положение, регламентирующее ее деятельность.
    Экспериме
нтальная площадка является крупномасштабным комплексным экспериментом, в котором педагогическая часть поддерживается решением (изменением) ряда финансовых, кадрово-организационных, юридических и материально-технических вопросов.
    В зависимости от комплекса решаемых задач и задействованных учреждений экспериментальные площадки могут иметь различные профили, названия и уровни:

учебно-воспитательные комплексы, интегрирующие образование различного уровня (от детского сада до ВУЗа);
социально-педагогические комплексы с акцентом на какие-либо социально-культурные сферы (включающие культурные, спортивные, производственные, научные учреждения);
педагогические, комплексы с акцентом на какие-либо направления воспитания и обучения (демократизация, гуманизация, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое воспитание, разностороннее развитие личности);
авторские школы, отличающиеся альтернативной организацией, оригинальностью в управлении, структуре, содержании учебно-воспитательного процесса;
учебные заведения нового (продвинутого) типа (лицеи, гимназии, колледжи, кооперативные, частные школы);
школьные (межшкольные) объединения на основе хозяйственной деятельности (школа — хозрасчетная единица, хозяйство, коммуна);
учебно-научно-производственные центры и объединения, выполняющие определенные социальные заказы;
гибкие модульные структуры, направленные на выращивание различных программ развития, типовых элементов системы образования и др.

Рекомендуемая литература

   Августевич И. Учебно-воспитательный комплекс — вчера, сегодня, завтра // Нар. образование. — 1989. — № 5*.
    Бургин М. С. Инновации и новизна в педагогике. // Сов. педагогика -1989. - № 12*.
    Варианты общеобразовательной школы.
// Сов. педагогика. - 1991 - № 2. *
    Глазунова О. и др. Управленческая деятельность: прорыв к новому качеству // Нар. образование,. - 1989. - №5*.
    Глазунова О. и др. Выращиваем новое качество // Нар. образование. -1990. - № 1*.
    Дмитриев Д. Инициатива в педагогике. Что это такое? // УГ, 08 06.89*.
    Курганов С. Школа диалога культур. // Нар. образование.-1990.-№ 7*.
    Любимова Л. и др. Почему бы и не все? // Нар. образование.-1990.- № 7*.
   Меламент В. Эксперимент “Доверие”. // Нар. образование. - 1988.- № 1.
    Педагогика. / Под редакцией Ю. К. Бабанского.М.: Просвещение, 1988. С. 26-35*.
   Полубояров Б. На пути к демократической школе. // Нар. образование. - 1989. - № 10*.
   Сковин Е. Тульский эксперимент. // Нар. образование .- 1989.- № 2*.
    Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А. И. Пискунова и др. — 1979. С. 54—74.
    Учебники и учебные пособия по педагогике и психологии для вузов.
    Учебники и учебные пособия по частным методикам преподавания и воспитания.
    Учебные комплексы: первый опыт. .// Нар. образование. — 1989.—№ 10*.
   Федорец Н. Варианты возможны и желательны. // Нар. образование.— 1989. — № 3*.
    Чубар Б. Село и школа; два крыла надежды. // Нар. образование. — 1989. — № 1*.
    Экспериментальные площадки — путь к новой школе. // Нар. образование — 1989. — № 9*.