Верно определяйте слова и вы осво-
бодите мир от половины недоразумений.
Р.
Декарт.Каждый конкретный эксперимент охватывает определенную часть учебно-воспитательного процесса, внося в него ряд педагогических воздействий, исследовательских процедур и организационных особенностей. Своеобразие сочетания этих признаков (компонентов) и определяет вид эксперимента.
Область педагогических явлений, подвергаемая эксперименталыньим воздействиям, предоставляет исследователю ряд специфических возможностей и ограничений. В зависимости от исследуемых сторон педагогического процесса выделяют следующие виды эксперимента:
дидактический (содержание, методы, средства обучения); | |
воспитательный (идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, атеистическое, экологическое воспитание); | |
частно-методический (усвоение ЗУН по предмету); | |
управленческий (демократизация, оптимизация, организация учебно-воспитательного процесса); | |
комплексный. |
Педагогический эксперимент бывает в той или иной мере связан со смежными научными областями и в этом случае называется:
психолого-педагогическим, | |
социально-педагогическим, | |
медико-педагогическим, | |
педагогическим экономическим и т. п. |
Масштабность (объемность) эксперимента определяется в первую очередь количеством участвующих в нем объектов; различают:
индивидуальный эксперимент (исследуются единичные объекты); | |
групповой эксперимент, в котором принимают участие группы школ, классов, учителей, учащихся; | |
ограниченный (выборочный) и массовый эксперимент. |
Массовый эксперимент
имеет ряд преимуществ по сравнению с
ограниченным: позволяет решать более трудные
задачи, собирать более богатый материал и делать
более обоснованные выводы .
В зависимости от того, какую часть
образовательного процесса охватывает
эксперимент, выделяют:
внутрипредметный, | |
межпредметный, | |
внутришкольный (общешкольный), | |
межшкольный, | |
региональный (районный, городской и т.д.) эксперименты. |
По длительности педагогические эксперименты могут быть практически любыми: кратковременными (в пределах одной ситуации, урока), средней длительности, (обычно в пределах одной темы, четверти, полугодия, учебного года) и длительными (лонгитюдными), охватывающими годы и десятки лет (наблюдение за отдаленными результатами воспитания).
Особенности
эксперимента, определяющиеся его условиями, обстановкой,
оригинальностью подходов и решений,
применяемыми методами лежат в основе следующих классификаций.
Если для эксперимента создается специальная (искусственная) учебная обстановка,
то он называется лабораторным, а
если он проводится в реальных условиях массового
обучения и воспитания,
называется естественным.
Если для характеристики и анализа
объектов и явлений привлекаются лишь качественные признаки,
эксперимент называют качественным, а при
использовании количественных признаков и
методов обработки информации — количественным. Часто они
существуют совместно, дополняя друг друга.
В зависимости
от решаемых в ходе исследования
задач выделяют:
разведывательный, или пилотажный, эксперимент (имеет целью предварительное выяснение обстановки, условий и др. обстоятельств); | |
констатирующий эксперимент (задачей которого является изучение исходных параметров учебно-воспитательного процесса до внесения в него каких-либо изменений): | |
формирующий эксперимент (подразумевает организацию и проведение экспериментальных воздействий): | |
контролирующий эксперимент (имеет целью зафиксировать результат экспериментального воздействия, конечное состояние параметров учебно-воспитательного процесса); |
срез — разновидность контролирующего эксперимента — кратковременная констатация состояния и параметров экспериментального объекта на различных этапах его изменения. | |
дублирующий эксперимент, увеличивающий надежность получаемых выводов; | |
повторныйэксперимент (с целью выяснения воспроизводимости результатов) . |
Логическая операция, лежащая в основе исследования, определяет названия:
сравнительный эксперимент (линейный, параллельный, перекрестный); | |
аналитический (объясняющий) эксперимент, | |
индуктивное и дедуктивное исследование; | |
конструктивный (созидательный) эксперимент. |
К педагогическим
инновациям относятся как передовой опыт и
экспериментирование, идущие “снизу, от учителей”, так и внедрение научных достижений и
различных организационных преобразований
“сверху, от руководства”.
Понятие педагогической инициативы
несколько уже: это творческая, инициативная
(выходящая за рамки служебных обязанностей)
деятельность учителей и других педагогических
работников, направленная на создание новой
практики образования.
И педагогические инновации, и инициативы
предполагают (включают, содержат) различные виды
и уровни педагогического эксперимента.
В зависимости от того, на какие измерения в традиционной практике образования направлены деятельность, можно выделить три типа педагогических инициатив (инноваций).
Методические
инициативы, когда педагог с помощью изменения
содержания, методов или организации обучения в
рамках одного учебного предмета быстрее и
эффективнее выводит учащихся на заданный
уровень ЗУН.
Примеры: система поэтапного обучения
физике Н. Н. Палтышева, опережающее обучение с
комментируемым управлением С. Н. Лысенковой.
Технологические
(общепедагогические) инициативы, направленные на
создание новых образовательных и воспитательных
технологий (на уровне школы, района и т. д.) и
позволяющие получать лучшие результаты, нежели в
традиционной системе.
Примеры: компьютерная
(информационная) технология, коммунарская методика воспитания, коллективные
способы обучения.
Об
щественно-образовательные (социально-педагогические) инициативы, связанные с изменением функций образования в обществе, направленные на выращивание новой образовательной практики с новыми целями, содержанием, организационной структурой, системой управления и педагогическими технологиями. Они не замыкаются в рамках одного учебно-воспитательного учреждения, и захватывают несколько общественно-педагогичеоких структур микрорайона, региона.Для регулирован
ия общественных отношений, возникающих в связи с реализацией педагогических инициатив, введено понятие экспериментальной площадки в системе народного образования и создано положение, регламентирующее ее деятельность.учебно-воспитательные комплексы, интегрирующие образование различного уровня (от детского сада до ВУЗа); | |
социально-педагогические комплексы с акцентом на какие-либо социально-культурные сферы (включающие культурные, спортивные, производственные, научные учреждения); | |
педагогические, комплексы с акцентом на какие-либо направления воспитания и обучения (демократизация, гуманизация, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое воспитание, разностороннее развитие личности); |
авторские школы, отличающиеся альтернативной организацией, оригинальностью в управлении, структуре, содержании учебно-воспитательного процесса; | |
учебные заведения нового (продвинутого) типа (лицеи, гимназии, колледжи, кооперативные, частные школы); | |
школьные (межшкольные) объединения на основе хозяйственной деятельности (школа — хозрасчетная единица, хозяйство, коммуна); | |
учебно-научно-производственные центры и объединения, выполняющие определенные социальные заказы; | |
гибкие модульные структуры, направленные на выращивание различных программ развития, типовых элементов системы образования и др. |
Августевич
И. Учебно-воспитательный комплекс — вчера, сегодня, завтра // Нар. образование. — 1989. — № 5*.