Господи, дай
мне силы изменить тo,
что я могу изменить, дай мне терпение
смириться с тем, что я не могу изменить,
и дай мне мудрость , чтобы
отличить
первое от второго.
Испанская молитва.
Необходимость эксперимента возникает на почве анализа и осмысливания хода и результатов работы отдельного учителя, руководителя или всего педагогического коллектива — диагностирования педагогической действительности. Основными объектами педагогической диагностики являются:
личность школьника (интересы, способности, уровень знаний, умений и навыков, уровень воспитанности и др.); | |
качества школьных коллективов (классных, клубных, общественно-политических, неформальных объединений); | |
мастерство учителей, воспитателей, руководителей; | |
содержание, методы, организационные формы и средства обучения; | |
отдельные направления воспитательного процесса: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое; | |
передовой педагогический опыт. |
Диагностированию подвергается также общественное мнение: образ мыслей и отноше
ние к учебе учащихся, воспитанников, суждение о школе родителей, производственников, общественных кругов.Сущность проблемы заключается в противоречиях между
какими-либо компонентами, сторонами педагогического процесса, чаще всего — между результатом и средствами его получения. Проблема эксперимента
формулируется в виде тезиса,
содержащего вопрос общепедагогического уровня, но безотносительно к конкретным условиям
осуществления учебно-воспитательного процесса.
Примеры проблем;
А. “Развитие учащихся в процессе
проблемного обучения” (каково влияние проблемного
способа обучения на развитие
учащихся?).
Б. “Воспитание в
условиях дифференцированного обучения” (каковы
должны быть особенности воспитания?).
Конкрет
ный эксперимент не может дать общего ответа на вопрос, он вычленяет из проблемы какую-то часть, соотнося ее с реальным участком учебно-воспитательного процесса (с предметом и объектов исследования).В настоящее время диагностиро
вание paботы учреждений народного образования oбнapуживaeт следующие важнейшие проблемы, решение которых требует массового экспериментирования. При этом каждый учитель, воспитатель, руководитель исходит из соображений оптимальности выбора проблем для конкретных условий, в которых работает школа, — поисков наибольшей эффективности, наименьшего времени, наименьшей сложности учебных затрат. Можно рекомендовать при выборе проблемы для эксперимента использовать принципы слабого звена (“прочность цепи определяется состоянием ее слабейшего звена”) и основного звена (“взявшись за которое, можно вытянуть всю цепь”). А. Проблемы развития личностиГуманизация и демократизация педагогических отношений; | |
Отношения соучастия, сопереживания, содружества, сотрудничества, сотворчества как основа новых педагогических технологий; | |
Личностный подход как условие развития личности; | |
Педагогическое общение и его резервы; | |
Формирование мотивации учения без принуждения; | |
Оценивание деятельности детей; | |
Формирование положительной “Я” — концепции личности учащихся; | |
Формирование глубинных нравственных качеств личности — добродетелей; | |
Воспитание свободы и самоопределения личности; | |
Деятельность школьной психологической службы; | |
Взаимосвязь воспитания и развития, воспитания и самовоспитания; | |
Психологические проблемы отклоняющегося развития (с опережением и задержкою индивидуального развития); |
Место и роль коллективного воспитания в современной средней школе | |
Коллективное творческое воспитание (по И. П. Иванову) | |
Коллективное воспитание на основе трудовой деятельности (по А. С. Макаренко) | |
Целеполагание в коллективном воспитании: сочетание личных, коллективных и общественных целей | |
Коллективообразующая роль трудовой, учебной, досуговой деятельности. Реализация идеи совместной жизнедеятельности детей и взрослых | |
Коллективные (групповые) отношения и их воспитательная роль | |
Управление коллективами (группами): соуправление и самоуправление | |
Формирование коллективов класса, общественных организаций, по интересам (клубных), разновозрастных и др. | |
Проблемы общешкольного коллектива | |
Проблемы управления общешкольными коллективами (советы школ, педагогические советы, органы общественных организаций) | |
Организация коллективного способа обучения |
Гармонизация и гуманизация образования | |
Апробация новых учебных планов, программ, учебников и пособий | |
Дидактические проблемы умственного, трудового, художественного и физического развития детей | |
Дифференциация обучения по содержанию (факультативы, углубления, дифференциация по направлениям, по профилям). Реализация идеи свободного выбора в содержании обучения | |
Дифференциация обучения по уровню развития (уровневое обучение в классе, классы-потоки, реабилитационные группы и др.) | |
Учебные режимы (пятидневка, паузация учебного дня, погружения, практика и т. д.) | |
Применение методических идей педагогики сотрудничества и развития (идеи опоры, крупных блоков, опережения и др.) | |
Новые формы организации учебного процесса (зачетная система, деловые игры, соревнования, встречи, уроки-диспуты, конференции, путешествия и т. д.) | |
Компьютерная педагогическая технология | |
Реализация современных поихолого-педагогических теорий научения на методическом уровне | |
Развитие познавательной самостоятельности учащихся; формирование общеучебных, общетрудовых умений | |
Дидактические проблемы отклоняющегося развития |
Демократизация управления на всех уровнях в народном образовании. Гисударственно-общественное управление школой, оптимизация управления народным образованием в районе | |
Организация жизнедеятельности детей как целостного воспитывающего комплекса. Реализация идеи детской половины дня. Организация досуговой деятельности детей | |
Семейное воспитание. Формирование педагогической культуры родителей. Сотрудничество школы с родителями | |
Политехническое и трудовое воспитание детей. Профориентация. Формы сотрудничества с производством и хозяйствами. Участие детей в производительном труде. Вопросы хозрасчета трудовой деятельности детей и школ. | |
Художественное развитие детей. Формы сотрудничества с учреждениями культуры. | |
Здоровье и физическое, развитие детей. Сотрудничество со спортивными учреждениями, общественностью микрорайона по развитию детской физкультуры и спорта. Здоровый образ жизни ребенка. | |
Социально-педагогические комплексы, объединения: школа — хозяйство (предприятие), детсад — школа — ПТУ— ВУЗ, художественное, спортивное, научное учреждение — школа и т. д. | |
Проблемы трудновоспитуемых детей в микрорайоне |
По терминологии авторов статьи “Методика обновления” (УГ 19.03.88) диагностический этап
соответствует “моменту истины”—
осознанию необходимости какого-то изменения в
обучении или воспитании и “моменту решимости” на поиск и испытания такого изменения.
Диагностический
этап обязательно включает
изучение состояния проблемы в психолого-педагогической
теории, в передовом и новаторском опыте важнейших источников
идей для решения намеченных проблем.
Амонашвили
Ш. и др. Методика обновления. // УГ, 19.03.88.*