Господи, дай мне силы изменить тo,
что  я  могу изменить,  дай мне терпение
смириться с тем, что я не могу изменить,
и  дай  мне  мудрость ,  чтобы   отличить
первое от второго.                                     

Испанская молитва.

III. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

3.1. ОБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

    Необходимость эксперимента возникает на почве анализа и осмысливания хода и результатов работы отдельного учителя, руководителя или всего педагогического коллектива диагностирования педагогической действительности. Основными объектами педагогической диагностики являются:

личность школьника (интересы, способности, уровень знаний, умений и навыков, уровень воспитанности и др.);
качества школьных коллективов (классных, клубных, общественно-политических, неформальных объединений);
мастерство учителей, воспитателей, руководителей;
содержание, методы, организационные формы и средства обучения;
отдельные направления воспитательного процесса: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое;
передовой педагогический опыт.

    Диагностированию подвергается также общественное мнение: образ мыслей и отношение к учебе учащихся, воспитанников, суждение о школе родителей, производственников, общественных кругов.
    Методика педагогического диагностирования достаточно разработана и описана (см. лит.). В результате диагностирования идеи эксперимента приобретают конкретные формы, определяются отдельные направления — возникают проблемы, для решения которых и создается педагогический эксперимент.

3.2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ТЕМЫ

    Сущность проблемы заключается в противоречиях между какими-либо компонентами, сторонами педагогического процесса, чаще всего между результатом и средствами его получения.
    Для того, чтобы сформулировать проблему, недостаточно только обнаружить пpoтивоpeчиe, необходимо проникнуть вглубь явления, понять, что известно и неизвестно о нем. Проблема рождается 113 накопленных знаний о незнании, она представляет вопрос, ответ на который должен дать эксперимент наиболее надежный и верный путь решения педагогических проблем.

    Проблема эксперимента формулируется в виде тезиса, содержащего вопрос общепедагогического уровня, но безотносительно к конкретным условиям осуществления учебно-воспитательного процесса.
   Примеры проблем;
    А. “Развитие учащихся в процессе проблемного обуч
ения” (каково влияние проблемного способа обучения на развитие учащихся?).
   Б. “Воспитание в условиях дифференцированного обучения” (каковы должны быть особенности воспитания?).

    Конкретный эксперимент не может дать общего ответа на вопрос, он вычленяет из проблемы какую-то часть, соотнося ее с реальным участком учебно-воспитательного процесса (с предметом и объектов исследования).
    Привязка (реализация) проблемы к конкретной учебно-воспитательной обстановке (ситуации) дает формулировку темы эксперимента. Не следует путать тему эксперимента с темой как областью исследования (“Развивающее обучение”, “Дифференцированное содержание обучения”).
   В формулировке темы эксперимента отражается, в чем будет состоять экспериментальное воздействие и на что оно будет направлено.
    Примеры тем:
   А. “Развитие творческих способностей учащихся путем применения проблемных ситуаций на уроках физики в 9 классе”.
    Б. “Особенности работы классного руководителя в условиях дифференцированного обучения”.
    Тема, таким образом, определяет границы поиска в данной проблеме.

3.3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

    В настоящее время диагностирование paботы учреждений народного образования oбнapуживaeт следующие важнейшие проблемы, решение которых требует массового экспериментирования. При этом каждый учитель, воспитатель, руководитель исходит из соображений оптимальности выбора проблем для конкретных условий, в которых работает школа, поисков наибольшей эффективности, наименьшего времени, наименьшей сложности учебных затрат. Можно рекомендовать при выборе проблемы для эксперимента использовать принципы слабого звена (“прочность цепи определяется состоянием ее слабейшего звена”) и основного звена (“взявшись за которое, можно вытянуть всю цепь”).

А. Проблемы развития личности

Гуманизация и демократизация педагогических отношений;
Отношения соучастия, сопереживания, содружества, сотрудничества, сотворчества как основа новых педагогических технологий;
Личностный подход как условие развития личности;
Педагогическое общение и его резервы;
Формирование мотивации учения без принуждения;
Оценивание деятельности детей;
Формирование положительной “Я” — концепции личности учащихся;
Формирование глубинных нравственных качеств личности — добродетелей;
Воспитание свободы и самоопределения личности;
Деятельность школьной психологической службы;
Взаимосвязь воспитания и развития, воспитания и самовоспитания;
Психологические проблемы отклоняющегося развития (с опережением и задержкою индивидуального развития);

Б. Проблемы коллективного воспитания

Место и роль коллективного воспитания в современной средней школе
Коллективное творческое воспитание (по И. П. Иванову)
Коллективное воспитание на основе трудовой деятельности (по А. С. Макаренко)
Целеполагание в коллективном воспитании: сочетание личных, коллективных и общественных целей
Коллективообразующая роль трудовой, учебной, досуговой деятельности. Реализация идеи совместной жизнедеятельности детей и взрослых
Коллективные (групповые) отношения и их воспитательная роль
Управление коллективами (группами): соуправление и самоуправление
Формирование коллективов класса, общественных организаций, по интересам (клубных), разновозрастных и др.
Проблемы общешкольного коллектива
Проблемы управления общешкольными коллективами (советы школ, педагогические советы, органы общественных организаций)
Организация коллективного способа обучения

В. Дидактические проблемы

Гармонизация и гуманизация образования
Апробация новых учебных планов, программ, учебников и пособий
Дидактические проблемы умственного, трудового, художественного и физического развития детей
Дифференциация обучения по содержанию (факультативы, углубления, дифференциация по направлениям, по профилям). Реализация идеи свободного выбора в содержании обучения
Дифференциация обучения по уровню развития (уровневое обучение в классе, классы-потоки, реабилитационные группы и др.)
Учебные режимы (пятидневка, паузация учебного дня, погружения, практика и т. д.)
Применение методических идей педагогики сотрудничества и развития (идеи опоры, крупных блоков, опережения и др.)
Новые формы организации учебного процесса (зачетная система, деловые игры, соревнования, встречи, уроки-диспуты, конференции, путешествия и т. д.)
Компьютерная педагогическая технология
Реализация современных поихолого-педагогических теорий научения на методическом уровне
Развитие познавательной самостоятельности учащихся; формирование общеучебных, общетрудовых умений
Дидактические проблемы отклоняющегося развития

Г. Проблемы управления и педагогизации окружающей среды

Демократизация управления на всех уровнях в народном образовании. Гисударственно-общественное управление школой, оптимизация управления народным образованием в районе
Организация жизнедеятельности детей как целостного воспитывающего комплекса. Реализация идеи детской половины дня. Организация досуговой деятельности детей
Семейное воспитание. Формирование педагогической культуры родителей. Сотрудничество школы с родителями
Политехническое и трудовое воспитание детей. Профориентация. Формы сотрудничества с производством и хозяйствами. Участие детей в производительном труде. Вопросы хозрасчета трудовой деятельности детей и школ.
Художественное развитие детей. Формы сотрудничества с учреждениями культуры.
Здоровье и физическое, развитие детей. Сотрудничество со спортивными учреждениями, общественностью микрорайона по развитию детской физкультуры и спорта. Здоровый образ жизни ребенка.
Социально-педагогические комплексы, объединения: школа — хозяйство (предприятие), детсад — школа — ПТУ— ВУЗ, художественное, спортивное, научное учреждение — школа и т. д.
Проблемы трудновоспитуемых детей в микрорайоне

    По терминологии авторов статьи “Методика обновления” (УГ 19.03.88) диагностический этап соответствует “моменту истины” осознанию необходимости какого-то изменения в обучении или воспитании и “моменту решимости на поиск и испытания такого изменения.
    Диагностический этап обязательно включает изучение состояния проблемы в психолого-педагогической теории, в передовом и новаторском опыте важнейших источников идей для решения намеченных проблем.

Рекомендуемая литература

    Амонашвили Ш. и др. Методика обновления. // УГ, 19.03.88.*
    Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М., 1987, с. 58—64.*
    Белич В. В. Программа и методические указания по курсу “Исследовательская и опытно-экспериментальная работа в педагогическом коллективе”. М., ЦИУУ, 1989.
   Беличева С. А. Школа-микрорайон предмет психолого-педагогического исследования. // Сов. педагогика. — 1991. —№2.*
   Беспалько В. П. Анализ состояния исследуемого вопроса. // Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988.
   Вульфов Б. 3., Плоткин М. М. УВК как педагогическая система. // Сов. педагогика. — 1991. — № 2.*
   Диагностика реальных учебных возможностей школьников в опытно-экспериментальной работе. // Теория и практика педагогического эксперимента. // Под ред. А. И. П.искунова и др. М., 1979.
   Зорина Л. Я. Программа учебник учитель М., Знание, 1989.
   Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе М. Знание, 1989.*
   Махов Ф. Педагогика за пределами школы. // Коммунист. — 1988. — № 15.
   Научно-методические бюллетени ВНИК “Школа
микрорайон”:
   
   Бюллетень № 1 — Организация эксперимента в системе “школамикрорайон”. М., 1989.*
        Бюллетень № 2 — Проекты социально-педагогических комплексов М., 1989.*
        Бюллетени №3,4— Сельская школа в системе социального воспитания. М., 1990. *
        Бюллетень № 5 — Экспериментальные площадки. М., 1991.
        Бюллетень № 6 — Актуальные проблемы социального воспитания. М., 1990.
   Поташник М. Право на эксперимент. // Нар. образование. — 1989. — № 9.
    Рекомендации по изучению и обобщению педагогиче
ского опыта на диагностической основе. М., НИИ ОП АПН СССР. — 1987.
   Турбовской Я. С. Изучения и обобщение педагогического опыта на основе диагностирования. // Сов. педагогика. — 1984. — № 11.*
   Турбовской Я. С. Рождено потребностью жизни. // Нар. образование. —1988. — № 10.*
   Турбовской Я. С. Главное действующее лицо. // Нар. образование. —1989.—№1.*
   Ширинский Н. И. В центре внимания учебно-воспитательные комплексы. // Сов. педагогика. — 1991.—№2.*
   Эксперимент в воспитании. // Новикова Л. И. и др. Путь к творчеству. М., 1966, с. 92—100.
   Экспериментальные площадки путь к новой школе. // Нар. образование. — 1989. — № 7, 8. 10. 11.- 1990. -№ 1-5, 8. 9.*