Для организации системы недостаточно
с
оединить ее части и установить их взаимо-

действие.  Необходимо  еще предвидеть  все
многообразие ее функционирования.  
          

У. Черчмен

IV. ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

    По словам В. А. Сухомлинского, "близость педагогического труда к научному исследованию заключается прежде всего в анализе фактов и в необходимости предвидеть результаты деятельности", давать прогноз развития, совершенствования, достижений. В педагогическом эксперименте значение этой функции еще более увеличивается.
    Прогностический этап эксперимента представляет предположительное нахождение путей решения выдвинутых проблем, разработку целей и задач, построение гипотез и конструирование плана—программы эксперимента (“момент напряжения”+“момент озарения”).

4.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА

    Целью, как известно, называется идеальный образ желаемого результата; в неявном виде она содержится уже в постановке проблемы и темы. Главной целью эксперимента является решение намеченной проблемы, а дополнительные, сопутствующие цели возникают в силу системности педагогического процесса, по принципу “дерева целей”; их постановка (и достижение) зависит от возможностей экспериментатора и условий эксперимента.
    В зависимости от степени новизны предполагаемого результата цели могут представлять собой следующие разновидности:
    а) воссоздание в новых условиях того, что существовало ранее, но было утрачено, забыто и т. д.;
   б) модернизация (рационализация, усовершенствование) того, что существует в соответствии с изменившимися требованиями;
    в) создание нового — того, что ранее не существовало, что не имеет аналогов, является принципиально новым.
    Примеры целей:
   А. Определить влияние проблемного изложения материала на развитие творческих способностей учащихся (цель типа “а”);
   Б. Разработать оптимальный вариант планирования воспитательной работы в классе дифференцированного обучения (цель типа “б”)

    Задача это цель, заданная в конкретной ситуации. При осмысливании общей цели экспериментатор начинает видеть ее возможное воплощение в конкретных педагогических усовершенствованиях, достижениях. Так, в приложении к обстановке класса, предмета, школы рождаются и формируются задачи экспериментальной работы.
    Примеры задач:
    А. Для проблемного изложения материала раздела физики “Динамика” (9 кл.):
        1).определить эффективность усвоения материала с помощью проблемной ситуации;
        2).отобрать проблемные ситуации;
        3).построить их систему;
        4).апробировать их;
        5).развить мышление учащихся;
        6).дать рекомендации по применению проблемных ситуаций.
    Б. Для работы классного руководителя в условиях дифференцированного обучения на старшей ступени:
        1).проанализировать особенности воспитательной работы;
        2).отобрать воспитательные мероприятия;
        3).оптимизировать виды и формы воспитательной работы в связи с углубленной учебной деятельностью учащихся;
        4).определить содержание воспитания старшеклассников, его направления;
        5).выработать принципы составления планов воспитательной работы;
        6).дать рекомендации по осуществлению воспитания личности.

4.2.ГИПОТЕЗЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

    Гипотезой в науке называют предположение о cущecтвoвании связей и закономерностей в окружающем мире. По Энгельсу, гипотеза является формой развития науки. В педагогическом эксперименте гипотезаэто предложение о возможном пути решения проблем, способе достижения поставленной цели, о тех средствах, с помощью которых может быть достигнут желаемый результат педагогического процесса.
   Гипотезы могут иметь описательный, объяснительный характер, но в условиях массового педагогического поиска более всего распространены сравнительные и конструктивные гипотезы. Сравнительная гипотеза содержит предположение о сравнительной эффективности содержания средств, методов и форм организации и управления педагогическим процессом. Конструктивная гипотеза имеет такую структуру: если применять такие-то и такие-то новые или изменить применяемые содержание или методы так-то и так-то, то можно ожидать, что будет обеспечено более сознательное и прочное овладение знаниями и умениями, деятельность детей примет такое-то направление, будут достигнуты такие-то сдвиги в развитии детей.
   Гипотеза выступает руководящей основой, определяет содержание и характер деятельности участников эксперимента. Она может быть заимствована из арсенала идей педагогики сотрудничества и развития, анализа научных достижений и, наконец, основываться на педагогическом опыте и интуиции экспериментатора. Основная гипотеза, так же как и цель, может сопровождаться дополнительными подгипотезами.
   Алгоритма формирования проблемы, темы, цели, задач и гипотез эксперимента не существует: их формулировки возникают в процессе разработки, взаимно связываясь, вытекая друг из друга, дополняя друг друга.
    Примеры гипотез:
    А. Основная: Применение проблемных ситуаций по сравнению с обычным изложением при изучении физики должно значительно эффективнее развивать творческие способности учащихся.
        Дополнительные:

изучение физики автоматически не учит ребенка исследованию, творческому мышлению, для этого нужны специальные приемы;
одной из причин слабого усвоения знаний является недостаточное осознание, ощущение учеником проблемности материала;
процессу развития творческого подхода к решению задач способствует знакомство с приемами эвристического мышления.

    Б. Основная: Если построить воспитательную работу на основе оптимального согласования (связи, соответствия) классной и клубной деятельности учащихся, можно получить более высокие результаты, чем при планировании воспитательной работы в отрыве от учебной.
    Дополнительные:

клубная деятельность должна быть связана с содержанием учебы;
работа без домашних заданий приносит эффект при наличии достаточных возможностей участия в клубной работе.

4.3. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА-ПРОГРАММЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

    Планирование- это проекция человеческой деятельности в будущее для достижения поставленной цели при определенных условиях и средствах. Результатом планирования является план - управленческое решение задачи достижения поставленной цели. План (программа) эксперимента представляет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения.
    Практика убедительно показывает, что тщательно разработанный план педагогического эксперимента - залог его успешного проведения; он позволяет всесторонне осмыслить эксперимент, заранее предусмотреть объем работы, избежать различных огрехов, придает эксперименту ритмичность на всех этапах его проведения.
    Разработка плана основывается на общих принципах прогнозирования деятельности с учетом специфики и логики научного исследования.
    Структурными компонентами плана эксперимента выступают его основные этапы и различные экспериментальные мероприятия и процедуры. Как исходные данные (общая характеристика), ила; включает: первоначальную формулировку проблемы, темы, целей и задач, гипотезы исследования, персоналии исполнителей и руководителей, календарные сроки проведения эксперимента.
    При разработке плана эксперимента четкое отражение должны найти следующие вопросы.

в чем будет заключаться эксперимент, какие именно педагогические воздействия, способы решения задач и т. п. будут подвергаться проверке и в каких вариантах;
какие параметры (свойства, характеристики, признаки) педагогического процесса будут выбраны для описания экспериментальных воздействий и их следствий;
как будут отслеживаться выбранные параметры;
какие методы получения и обработки информации будут применяться;
как будет обеспечено отграничение действия проверяемого приема обучения (воспитания) от всей совокупности приемов, как будет достигнуто уравнивание всех прочих условий (факторов);
какое время потребуется для проведения эксперимента;
какова будет логическая схема эксперимента, с чем будет сопоставляться результат, достигнутый в экспериментальной группе;
как будет оформляться и оцениваться результат эксперимента.

    В план диагностического этапа включается изучение авторами эксперимента литературных источников, ознакомление с опытом передовиков, логический анализ основных понятий проблемы, на основе чего будет окончательно разработана методика эксперимента.
    В плане прогностического этапа намечается уточнение всех гипотез, формулировок, целей и задач предстоящей работы, предвидимых ее результатов.
    План организационно-подготовительного этапа составляется в подробном позиционном виде с указанием сроков и исполнителей:

вопросы согласования эксперимента;
подбор и необходимая коррекция (уравнивание) объектов эксперимента;
подготовка методического обеспечения;
подготовка исследовательского инструментария, размножение методических материалов;
проведение при необходимости разведывательного эксперимента.

    Практический этап в плане отражается указанием основных моментов и сроков контролирующего, формирующего и констатирующего эксперимента, особенностей логической схемы эксперимента. Планируются способы (методы) получения информации о ходе педагогического процесса и его результатах (проведение срезовых контрольных работ, анкет, тестов и т. д.).
    Далее следует совокупность мероприятий обобщающего этапа, связанных с обработкой и анализом полученных данных, подведением результатов эксперимента (формы отчетности), выработкой практических рекомендаций.
    Наконец, можно указать и предвидимое внедрение.
    Общая схема плана эксперимента будет выглядеть приблизительно так:

        Гриф учреждения

Отметка об утверждении и согласовании

План проведения педагогического эксперимента

    Тема эксперимента
    Сроки эксперимента
    Экспериментатор
    Руководитель (консультант, куратор)

Общая характеристика эксперимента

  1. Проблема и тема (с кратким обоснованием)
  2. Объект экспериментирования (где, с чем и с кем проводится эксперимент)
  3. Цели и задачи эксперимента
  4. Гипотеза(ы) эксперимента
  5. Намечаемые виды и методы экспериментирования

Перечень мероприятий по этапам

№№

Мероприятия

Сроки

Исполнители

 

1
2

 

3

 


4
5
6
7
8

 

9
10

11

 

12
13
14

 

15
16

Диагностический этап

   Изучение литературы по проблеме
   Ознакомление с опытом передовых

Прогностический этап

   Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач, гипотез

Организационно-подготовительный этап

   Мероприятия по согласованию и утверждению эксперимента
   Подбор объектов экспериментирования
   Подготовка методических материалов
   Подготовка
исследовательского инструментария
   Проведение разведывательного экс
перимента

Практический этап

   Мероприятия констатирующего эксперимента
   Содержание и сроки формирующего
эксперимента (мероприятия, темы, программа)
   Мероприятия контролирующего
эксперимента

Обобщающий этап

   Обработка полученных данных
   Анализ данных и получение выводов
   Написание отчетных матералов( указать формы отчетност
и)

Внедрение

   Выступление - отчеты о результатах
   Применение в практике

 

 

Рекомендуемая литература

    Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982, с. 7-20*.
   Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика, Киев, 1986.
   Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. М., Знание, 1987*.
   Загвязинский В. И. Методология и методы дидактического исследования. М., 1982, с.70—81*.
   Левшин Л. А. Логика педагогического процесса. М., Знание, 1980*
    Новикова Л. И. и др. Путь к творчеству. М., 1966, с. 33.
   Коротяев Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. М., 1986*. Попов В. Д. Изучение эффективности воспитательного процесса // Сов. педагогика. - 1988.-№ 11*.
    Рабочая книга по прогнозирова
нию. М., 1982.
   Раченко И. П. НОТ учителя. М., 1989, с. 141-150*
   Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования, М., 1989, с. 36-48.
   Скаткин М. Н. .Методология и методика педагогических исследований. М. 1989, с. 74-87*.
   Ямбург Е. Разработка и запуск новой модели школы. // Нар. образование. - 1991. - 2*.