Для организации системы недостаточно
соединить ее части и установить их взаимо-
У. Черчмен
По словам В. А. Сухомлинского, "близость педагогического труда к научному исследованию
заключается прежде всего в анализе фактов и в
необходимости предвидеть результаты
деятельности", давать прогноз развития,
совершенствования, достижений. В педагогическом
эксперименте значение этой функции еще более
увеличивается.
Прогностический этап эксперимента
представляет предположительное нахождение
путей решения выдвинутых проблем, разработку целей и задач,
построение гипотез и
конструирование плана—программы эксперимента
(“момент напряжения”+“момент
озарения”).
Целью, как известно, называется
идеальный образ желаемого результата; в
неявном виде она содержится уже в постановке
проблемы и темы. Главной целью эксперимента
является решение намеченной проблемы, а
дополнительные, сопутствующие цели возникают в
силу системности педагогического процесса, по
принципу “дерева целей”; их постановка (и
достижение) зависит от возможностей
экспериментатора и условий эксперимента.
В зависимости от степени новизны
предполагаемого результата цели могут
представлять собой следующие разновидности:
а) воссоздание в новых
условиях того, что существовало ранее, но было
утрачено, забыто и т. д.;
б) модернизация
(рационализация, усовершенствование) того, что существует
в соответствии с изменившимися требованиями;
в) создание
нового — того, что ранее не существовало,
что не имеет аналогов, является принципиально
новым.
Примеры целей:
А. Определить влияние проблемного
изложения материала на развитие творческих
способностей
учащихся (цель типа “а”);
Б. Разработать оптимальный вариант
планирования
воспитательной работы в классе дифференцированного обучения
(цель типа “б”)
Задача
— это цель, заданная в конкретной ситуации. При осмысливании общей цели экспериментатор начинает видеть ее возможное воплощение в конкретных педагогических усовершенствованиях, достижениях. Так, в приложении к обстановке класса, предмета, школы рождаются и формируются задачи экспериментальной работы. Гипотезой в науке называют
предположение о cущecтвoвании связей и закономерностей в
окружающем мире. По Энгельсу, гипотеза является
формой развития науки. В педагогическом
эксперименте гипотеза — это предложение о возможном пути
решения проблем, способе достижения
поставленной цели, о тех средствах, с помощью
которых может быть достигнут желаемый результат
педагогического процесса.
Гипотезы могут иметь описательный,
объяснительный характер, но в условиях массового
педагогического поиска более всего
распространены сравнительные и конструктивные
гипотезы. Сравнительная гипотеза содержит
предположение о сравнительной эффективности
содержания средств, методов и форм организации и управления педагогическим
процессом. Конструктивная гипотеза имеет такую
структуру: если применять такие-то и такие-то
новые или изменить применяемые содержание или
методы так-то и так-то, то можно ожидать, что будет
обеспечено более сознательное и прочное
овладение знаниями и
умениями, деятельность детей примет такое-то
направление, будут достигнуты такие-то сдвиги в
развитии детей.
Гипотеза выступает руководящей
основой, определяет содержание и характер
деятельности участников эксперимента. Она может
быть заимствована из арсенала идей педагогики
сотрудничества и развития, анализа научных
достижений и, наконец, основываться на
педагогическом опыте и интуиции
экспериментатора. Основная гипотеза, так же как и
цель, может сопровождаться дополнительными подгипотезами.
Алгоритма формирования проблемы,
темы, цели, задач и гипотез эксперимента не
существует: их формулировки возникают в процессе
разработки, взаимно связываясь, вытекая друг из
друга, дополняя друг друга.
Примеры гипотез:
А. Основная: Применение
проблемных ситуаций по сравнению с обычным изложением при
изучении физики должно значительно эффективнее развивать
творческие способности учащихся.
Дополнительные:
изучение физики автоматически не учит ребенка исследованию, творческому мышлению, для этого нужны специальные приемы; | |
одной из причин слабого усвоения знаний является недостаточное осознание, ощущение учеником проблемности материала; | |
процессу развития творческого подхода к решению задач способствует знакомство с приемами эвристического мышления. |
Б. Основная: Если построить воспитательную работу на основе опт
имального согласования (связи, соответствия) классной и клубной деятельности учащихся, можно получить более высокие результаты, чем при планировании воспитательной работы в отрыве от учебной.клубная деятельность должна быть связана с содержанием учебы; | |
работа без домашних заданий приносит эффект при наличии достаточных возможностей участия в клубной работе. |
Планирование-
это проекция человеческой деятельности в
будущее для достижения поставленной цели при
определенных условиях и средствах. Результатом планирования является план - управленческое решение задачи
достижения поставленной цели. План (программа) эксперимента представляет систему мероприятий,
предусматривающую порядок, последовательность,
сроки и средства их выполнения.
Практика убедительно показывает, что тщательно
разработанный план педагогического
эксперимента - залог его успешного проведения; он
позволяет всесторонне осмыслить эксперимент,
заранее предусмотреть объем работы, избежать
различных огрехов, придает эксперименту
ритмичность на всех этапах его проведения.
Разработка
плана основывается на общих принципах прогнозирования деятельности
с учетом специфики и логики научного
исследования.
Структурными
компонентами плана эксперимента выступают его основные этапы и
различные экспериментальные мероприятия и процедуры. Как исходные данные
(общая характеристика),
ила; включает: первоначальную формулировку проблемы, темы,
целей и задач, гипотезы исследования, персоналии исполнителей и руководителей,
календарные сроки проведения эксперимента.
При разработке плана эксперимента
четкое отражение должны
найти следующие вопросы.
в чем будет заключаться эксперимент, какие именно педагогические воздействия, способы решения задач и т. п. будут подвергаться проверке и в каких вариантах; | |
какие параметры (свойства, характеристики, признаки) педагогического процесса будут выбраны для описания экспериментальных воздействий и их следствий; | |
как будут отслеживаться выбранные параметры; | |
какие методы получения и обработки информации будут применяться; | |
как будет обеспечено отграничение действия проверяемого приема обучения (воспитания) от всей совокупности приемов, как будет достигнуто уравнивание всех прочих условий (факторов); | |
какое время потребуется для проведения эксперимента; | |
какова будет логическая схема эксперимента, с чем будет сопоставляться результат, достигнутый в экспериментальной группе; | |
как будет оформляться и оцениваться результат эксперимента. |
В план
диагностического этапа включается
изучение авторами эксперимента
литературных источников, ознакомление с
опытом передовиков, логический анализ основных
понятий проблемы, на основе чего будет
окончательно разработана методика эксперимента.
В плане прогностического этапа
намечается уточнение всех гипотез, формулировок,
целей и задач предстоящей работы, предвидимых ее результатов.
План организационно-подготовительного
этапа составляется в подробном
позиционном виде с указанием сроков и
исполнителей:
вопросы согласования эксперимента; | |
подбор и необходимая коррекция (уравнивание) объектов эксперимента; | |
подготовка методического обеспечения; | |
подготовка исследовательского инструментария, размножение методических материалов; | |
проведение при необходимости разведывательного эксперимента. |
Практический этап в плане отражается указанием основных моментов и сроков контролирующего, формирующего и констатирующего эксперимента, особенностей логической схемы эксперимента. Планируются способы (методы) получения информации о ходе педагогического процесса и его результатах (проведение
срезовых контрольных работ, анкет, тестов и т. д.).Гриф учреждения
Отметка об утверждении и согласовании
План проведения педагогического эксперимента
Тема эксперимента
Сроки эксперимента
Экспериментатор
Руководитель (консультант, куратор)
Общая характеристика эксперимента
Перечень мероприятий по этапам
№№ | Мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
1
3
9
12
15 |
Диагностический этап Изучение литературы по
проблеме Прогностический этап Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач, гипотез Организационно-подготовительный этап Мероприятия по согласованию и утверждению
эксперимента Практический этап Мероприятия констатирующего эксперимента Обобщающий этап Обработка полученных
данных Внедрение Выступление - отчеты о результатах |
|
Бабанский
Ю. К.
Проблемы повышения эффективности
педагогических исследований. М., 1982, с. 7-20*.
Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика,
Киев, 1986.
Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение.
М., Знание, 1987*.
Загвязинский В. И. Методология и методы
дидактического исследования. М., 1982, с.70—81*.
Левшин Л. А. Логика
педагогического процесса. М., Знание, 1980*
Новикова Л.
И. и др. Путь к творчеству. М., 1966, с. 33.
Коротяев
Б. И. Педагогика как совокупность педагогических
теорий. М., 1986*. Попов
В. Д. Изучение эффективности
воспитательного процесса // Сов. педагогика.
- 1988.-№ 11*.
Рабочая книга по прогнозированию. М., 1982.
Раченко
И. П. НОТ учителя. М.,
1989, с. 141-150*
Скалкова
Я. Методология и методы педагогического
исследования, М., 1989, с. 36-48.
Скаткин
М. Н.
.Методология и методика педагогических
исследований. М. 1989, с. 74-87*.
Ямбург Е. Разработка и
запуск новой модели школы. // Нар. образование. - 1991. -№
2*.